Современная российская социокультурная ситуация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 21:26, контрольная работа

Описание работы

Культура (cultura) - слово латинское. Оно означает возделывание, обработка, улучшение. Такое происхождение слова "культура" поддерживают большинство лингвистов; как самостоятельное понятие оно существует с XVIII в., с эпохи Просвещения. В русском языке слово "культура" известно с середины 30-х годов XIX века.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……………….3
1. Соотношений понятий культура и общество………………………………………5
2. Основные направления модернизма………………………………………………..9
3. Характерные черты расцвета русской культуры в 17 в………………………..…12
4. Современная российская социокультурная ситуация…………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ культурология (2).docx

— 39.26 Кб (Скачать файл)

5. Происходит значительная переориентация  общественного сознания ? с духовных, гуманистических ценностей на  ценности материального благополучия, гедонизма Исследование Российского  Института искусствознания показало, что за последние годы произошли  существенные изменения в системе  ценностных ориентации: на шкале  ценностей населения заметна  ориентация значительной части  граждан России на материальное  благополучие как главную цель  жизни. Если в начале 1980-х годов  в системе ценностных ориентации  и городских, и сельских жителей  «лидировали» мысли о счастливой  семейной жизни, о желании иметь  хороших, верных друзей и другие  гуманистические мотивы, а отсутствие  материальных затруднений казалось  первоочередной заботой 41% людей  в городах и 36% в селах, то сегодня  о материальном благополучии  как самом главном говорит 70% горожан  и 60% сельских жителей. Во многом  утеряны такие нравственные ценности  как любовь к «малой родине», взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. безнормности, дисфункциональное. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы.

Снижение показателей духовной жизни российского общества в какой-то мере происходит за счет изменения общественного статуса гуманитарной интеллигенции, которая традиционно считалась в обществе флагманом нравственного развития. Сегодня на «авансцену жизни» выдвинулись относительно слабо развитые в личностном отношении слои населения ? «духовный середняк». Если в начале 1980-х годов гуманитарная интеллигенция составляла наиболее крупную часть духовной элиты, то сегодня она уступает «естественникам» (медикам, биологам и т.п.). И это обусловлено не только падением престижа гуманитарных профессий, но и более низким уровнем личностного развития гуманитариев - последние отстают теперь от «естественников» по важнейшим личностным потенциалам людей умственного труда  созидательному и познавательному отказавшись от ценностей всестороннего развития личности и все больше руководствуясь в жизни сугубо личными, эгоистическими мотивами, демонстрируя повышенную общественную активность, эта часть общества сегодня определяет ключевые вопросы политики, экономики, культуры.

Таким образом, наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни, улучшение условий существования и качества человеческой жизнедеятельности.

 

Заключение

Итак, мы рассмотрели тему: культура и общество, их взаимосвязь. Завершая работу, кратко отметим следующее.

Культуру изучают многие науки, и каждая дает ей свое определение. Назовем одно из них: культурой называется специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура передается от одного поколения другому в процессе социализации. Условия для социального развития человека создает общество. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

Общество - это система отношений и способов объективного воздействия на человека. Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека, т.е. человек несет печать конкретной культуры и конкретного общества.

Основные элементы культуры:

а) понятия, обозначающие способ организации человеческого опыта;

б) отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей связаны между собой;

в) ценности или общепринятые верования относительно целей, к которым люди должны стремиться;

г) правила или нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями их культуры. Словом «культура» мы обозначаем, прежде всего, глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе. Но, понятием культура мы обозначаем так же и отдельные сферы и компоненты национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, мы говорим о культуре труда, быта, поведения, художественной, музыкальной, нравственной, правовой, политической культуре и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2001.
  2. Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Радугина Изд. “Центр” Москва 2006.
  3. Культурология /Под ред. А. Н. Марковой М., 2004.
  4. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 2003. -344 с.
  5. Пономарёва Г.М. и др. Основы культурологии. - М., 2003.
  6. Культурология для технических вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  7. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х тт. СПб, 2002.

 

 


Информация о работе Современная российская социокультурная ситуация