Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:06, реферат
Современное человечество живет в третьем тысячелетии в условиях бурно развивающегося научно-технического прогресса, в век новейших технологий; и в наше беспокойное время все чаще возникает вопрос — так что же такое жизнь, как появилась она на нашей планете?
Проблема происхождения жизни приобрела сейчас неодолимое очарование для всего человечества. Она не только привлекает к себе пристальное внимание ученых разных стран и специальностей, но интересует вообще всех людей мира.
Введение
1. Что такое жизнь? Отличие живого от не живого
2.Современные представления о возникновении жизни на Земле
2.1. Концепции происхождения жизни
2.2.Современные концепции происхождения жизни
3.Что мы знаем о возникновении жизни на Земле
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Контрольная работа № ____
по курсу ______Концепции современного естествознания______
вариант № _8_
Работу выполнил (ф. и. о. студента)
_____________________Новиков_
студент __2__ курса заочного
отделения _________________
группа № __226__ город _______Пугачев_________)
дата сдачи работы в учебную часть "______"___________ 20__ г.
Работу проверил (ф.и.о. преподавателя)
_______________Гольдфейн_Марк_
оценка ______________ подпись_______________ дата проверки __________
Современные представления о возникновении
жизни на Земле
Введение
2.Современные представления о возникновении жизни на Земле
2.1. Концепции происхождения жизни
2.2.Современные концепции
3.Что мы знаем о возникновении жизни на Земле
Заключение
Список использованной
Введение.
Современное человечество живет в третьем тысячелетии в условиях бурно развивающегося научно-технического прогресса, в век новейших технологий; и в наше беспокойное время все чаще возникает вопрос — так что же такое жизнь, как появилась она на нашей планете?
Проблема происхождения жизни приобрела сейчас неодолимое очарование для всего человечества. Она не только привлекает к себе пристальное внимание ученых разных стран и специальностей, но интересует вообще всех людей мира.
Сейчас считается
С момента возникновения жизни
природа находится в
Вопрос о происхождении жизни труден в исследовании, потому, что, когда наука подходит к проблемам развития как создания качественно нового, она оказывается у предела своих возможностей как отрасли культуры, основанной на доказательстве и экспериментальной проверке утверждений.
Ученые сегодня не в состоянии
воспроизвести процесс
Для понимания закономерностей эволюции органического мира на Земле необходимо иметь общие представления об эволюции и основных свойствах живого. Для этого необходимо охарактеризовать живые существа с точки зрения их некоторых особенностей и выделить основные уровни организации жизни.
Когда-то считалось, что живое можно отличить от не живого по таким свойствам, как обмен веществ, подвижность, раздражимость, рост, размножение, приспособляемость. Но анализ показал, что порознь все эти свойства встречаются и среди неживой природы, и поэтому не могут рассматриваться как специфические свойства живого. В одной из последних и наиболее удачных попыток живое характеризуется следующими особенностями, сформулированными Б. М. Медниковым в виде аксиом теоретической биологии:
Все живые организмы оказываются единством фенотипа и программы для его построения (генотипа), передающейся по наследству из поколения в поколение (аксиома А. Вейсмана).
Генетическая программа
В процессе передачи из поколения в поколение генетические программы в результате различных причин изменяются случайно и не направленно, и лишь случайно такие изменения могут оказаться удачными в данной среде (1-ая аксиома Ч. Дарвина)1.
Случайные изменения генетических программ при становлении фенотипа многократно усиливаются (аксиома Н. В. Тимофеева-Ресовского).
Многократно усиленные изменения генетических программ подвергаются отбору условиями внешней среды (2—ая аксиома Ч. Дарвина).
«Дискретность и целостность –
два фундаментальных свойства организации
жизни на Земле. Живые объекты
в природе относительно обособлены
друг от друга (особи, популяции, виды).
Любая особь многоклеточного
животного состоит из клеток, а
любая клетка и одноклеточные
существа – из определенных органелл.
Органеллы состоят из дискретных
высокомолекулярных органических веществ,
которые в свою очередь состоят
из дискретных атомов и элементарных
частиц. В то же время сложная
организация немыслима без
Целостность биологических систем
качественно отличается от целостности
неживого, и прежде всего тем, что
целостность живого поддерживается
в процессе развития. Живые системы
– открытые системы, они постоянно
обмениваются веществами и энергией
со средой. Для них характерна отрицательная
энтропия (увеличение упорядоченности),
увеличивающаяся, видимо, в процессе
органической эволюции. Вероятно, что
в живом проявляется
«Среди живых систем нет двух одинаковых особей, популяций и видов. Эта уникальность проявления дискретности и целостности живого основана на замечательном явлении ковариантной редупликации.
Ковариантная редупликация (самовоспроизведение с изменениями), осуществляемая на основе матричного принципа (сумма трех первых аксиом), —это, видимо, единственное специфическое для жизни (в известной нам форме ее существования на Земле) свойство. В основе его лежит уникальная способность к самовоспроизведению основных управляющих систем (ДНК, хромосом и генов)».3
«Жизнь – одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития».4
Итак, что такое живое и чем оно отличается от не живого. Наиболее точное определение жизни дал около 100 лет назад Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел». Термин «белок» тогда ещё не был определён вполне точно и его относили обычно к протоплазме в целом. Сознавая неполноту своего определения, Энгельс писал: «Наша дефиниция жизни, разумеется, весьма недостаточна, поскольку она далека от того, чтобы охватить все явления жизни, а, напротив, ограничивается самыми общими и самыми простыми среди них... Чтобы получить действительно исчерпывающее представление о жизни, нам пришлось бы проследить все формы её проявления, от самой низшей до наивысшей».5
Кроме того, есть несколько фундаментальных отличий живого от не живого в вещественном, структурном и функциональном планах. В вещественном плане в состав живого обязательно входят высокоупорядоченные макромолекулярные органические соединения, называемые биополимерами, — белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). В структурном плане живое отличается от не живого клеточным строением. В функциональном плане для живых тел характерно воспроизводство самих себя. Устойчивость и воспроизведение есть и в неживых системах. Но в живых телах имеет место процесс самовоспроизведения. Не что-то воспроизводит их, а они сами. Это принципиально новый момент.
Также живые тела отличаются от не живых наличием обмена веществ, способностью к росту и развитию, активной регуляцией своего состава и функций, способностью к движению, раздражимостью, приспособленностью к среде и т. д. Неотъемлемым свойством живого является деятельность, активность. «Все живые существа должны или действовать, или погибнуть. Мышь должна находиться в постоянном движении, птица летать, рыба плавать и даже растение должно расти».6
Жизнь возможна лишь при определённых физических и химических условиях (температура, присутствие воды, ряда солей и т. д.). Однако прекращение жизненных процессов, например, при высушивании семян или глубоком замораживании мелких организмов, не ведёт к потере жизнеспособности. Если структура сохраняется не поврежденной, она при возвращении к нормальным условиям, обеспечивает восстановление жизненных процессов.
Однако строго научное разграничение живого и неживого встречает определенные трудности. Так, например, вирусы вне клеток другого организма не обладают ни одним из атрибутов живого. У них есть наследственный аппарат, но отсутствуют основные необходимые для обмена веществ ферменты, и поэтому они могут расти и размножаться, лишь проникая в клетки организма-хозяина и используя его ферментные системы. В зависимости от того, какой признак мы считаем важным, мы относим вирусы к живым системам или нет.
Итак, суммируя все выше сказанное, дадим определение жизни:
«Жизнь – процесс
2.Современные представления о возникновении
жизни на Земле
Идея самопроизвольного
Вначале
в науке вообще не существовало проблемы
возникновения жизни, потому что
учеными античного мира допускалась
возможность постоянного
Идея происхождения жизни по принципу «живое – от живого».
В 17-ом веке
опыты тосканского врача
Таким образом, опыты Пастера имели двоякое значение –
Доказали
несостоятельность концепции
Обосновали идею о том, что все современное живое происходит только от живого.
Идея космического
Примерно в тот же период, когда Пастер продемонстрировал свои опыты, немецкий ученый Г. Рихтер разработал теорию занесения живых существ на Землю из космоса. Он утверждал, что зародыши могли попасть на Землю вместе с космической пылью и метеоритами и положить начало эволюции живого, которая породила все многообразие земной жизни. Эта концепция называлась концепцией панспермии. Ее разделяли такие ученые, как Г. Гельмгольц, У. Томпсон, что способствовало ее широкому распространению в научных кругах. Но она не получила научного доказательства, так как примитивные организмы или зародыши должны были бы погибнуть под действием ультрафиолетовых лучей и космического излучения.
Гипотеза А.И. Опарина.
В 1924 году вышла в свет книга «Происхождение жизни» советского ученого А.И. Опарина. В ней он экспериментально доказал, что органические вещества могут образовываться абиогенным путем при действии электрических зарядов, тепловой энергии, ультрафиолетовых лучей на газовые смеси, содержащие пары воды, аммиака, метана и др. Под влиянием различных факторов природы эволюция углеводородов привела к образованию аминокислот, нуклеотидов и их полимеров. Они, в свою очередь, по мере увеличения концентрации органических веществ в первичном бульоне гидросферы способствовали образованию коллоидных систем, так называемых коацерватов, которые, выделяясь из окружающей среды и имея неодинаковую внутреннюю структуру, по-разному реагировали на внешнюю среду. Превращению углеродистых соединений в химический период эволюции способствовала атмосфера с ее восстановительными свойствами, которая потом стала приобретать окислительные свойства, что свойственно атмосфере и в настоящее время9.