Современный танец. Пути развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:54, доклад

Описание работы

Хореогра́фия, хореографи́ческое иску́сство (от др. -греч. χορεία — танец, хоровод и γράφω — пишу) — танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях.
Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции.

Файлы: 1 файл

современные танцы.docx

— 37.77 Кб (Скачать файл)

Хореогра́фия, хореографи́ческое иску́сство (от др. -греч. χορεία — танец, хоровод и γράφω — пишу) — танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях.

Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции.

Современный танец. Пути развития

Чтобы понять, что такое  современный танец, необходимо совершить  небольшой экскурс в историю  развития американского модерна  и европейского contemporary dance. Я не случайно употребила эти два понятия вместе, поскольку в среде профессионалов и любителей нового танцевального искусства долгое время существовала некоторая путаница относительно обозначенного предмета. Если вы заглянете в словарь английского языка, и modern и contemporary переводятся как “современный”. Тем не менее, в контексте исторического развития определилась разница в этих видах танца.

Модерном в мировом танцевальном искусстве принято называть сложившуюся систему современного танца Америки. В частности канонизированную, подобно классическому танцу, четко структурированную систему движений Марты Грэхем, о которой разговор будет позже. Contemporary dance – это актуальный танец, не имеющий явной структуры, постоянно видоизменяющийся в зависимости от носителя стиля, вбирающий в себя все новые тенденции и течения современного искусства и создающий свои. Иногда contemporary dance определяют как характеристику европейского танца без учета каких – либо смысловых различий по отношению к модерну, однако это мнение кажется не подкрепленным практикой.

 
Отдельного внимания заслуживает  тема взаимоотношений современного танца с балетными театрами и  официальным балетным искусством. Выявление  тенденций развития какого бы то ни было из искусств без анализа экономической, политической и культурной ситуации в стране практически невозможно. Чтобы понять последовательность процессов и их влияние на отдельно взятое искусство в отдельно взятой стране обратимся к истории в целом. В нашем случае к истории современного танца.

 
АМЕРИКА.  
Задавая вопрос о современном танце вообще, первое имя, с которым будет связан ответ - имя американской танцовщицы Айседоры Дункан. Родилась Айседора Дункан в Сан – Франциско 26 мая 1877 года в семье американских пионеров, проложивших путь в Калифорнию и превративших Сан – Франциско в блистательный город. Танцевать Айседора Дункан начала в крайне юном возрасте, однако ее официальное выступление в городе Чикаго приходится на 1890 год, в период, когда ей едва исполнилось тринадцать лет. Путешествуя по стране, Дункан пропагандирует “естественный” танец, исключающий элементы акробатики, прыжки, фуэте и танец на пуантах. Говоря об “естественных” движениях в танце, она имеет ввиду те движения, которые тело обычного человека может выполнить без особой тренировки.

После ссылки индейцев в резервации, Америка с энтузиазмом строит свое будущее. Это время отмечено появлением большого количества корпораций и империй в сфере бизнеса. Активизируется и искусство. В 1915 году Рут Сен Дени и Тед Шон создают свою школу “Денишон”, основной концепцией которой становится эклектика. Предмет изучения – весь комплекс человеческих движений вне зависимости от национальной принадлежности. Среди учеников школы появляются Марта Грэхем и Дорис Хамфри, ставшие впоследствии центром притяжения как американского, так и мирового современного танца.

Спустя  некоторое время Марта Грэхем и Дорис Хамфри переезжают в Нью – Йорк – столицу современного искусства. Несмотря на чрезвычайную чуткость Нью – Йорка ко всему новому, необычному современный танец продолжает оставаться сугубо элитарным. Тридцатые годы XX века Америки знаменуются мощным расцветом джазовой музыки и негритянского танца. Постепенно Нью – Йорк становится столицей современного танцевального искусства. Школы, фонды, специальная пресса растут, как грибы. Строятся отдельные здания, подготавливается зритель. Американский современный танец, отбрасывая опыт предшествующих поколений, ищет свой собственный путь, как и немецкий экспрессивный танец, так же переживающий в этот период свой триумф.

 
В 40 – е годы Нью – Йорк становится местом миграции большого количества художников из охваченной войной Европы. Ив Танги, Марк Шагал, Макс Эрнст, Андре Бретон присоединяются к Марселю Дюшану и вступают во взаимодействие с уже сложившейся культурной средой столицы мира. Подобно работам художников кубизма, экспрессионизма, абстракционизма американский современный танец становится все более абстрактным. Марта Грэхем изобретает и канонизирует столь же сложную технику современного танца, как и техника классического танца. Мерс Каннингем, бывший танцовщик труппы Марты Грэхем, знакомится с композитором – авангардистом Джоном Кейджем и под его влиянием, в том числе, создает свою систему взаимоотношений танцовщика и пространства. Отличительной чертой развития современного танца в этот и последующий периоды является тесное взаимодействие хореографов с представителями других видов искусства: музыкантами, скульпторами, живописцами, архитекторами и дизайнерами.

 
Ярким представителем американского  современного танца становится Элвин Эйли – первый негритянский хореограф, вышедший на мировую танцевальную сцену и соединивший в своем творчестве элементы классического танца с негритянским фольклором. В 1990 году, в возрасте 96 лет заканчивает свой творческий путь Марта Грэхем. Возглавляя свою труппу, танцуя и ставя балеты, она остается творчески активной до последних дней своей жизни. Марта Грэхем вошла в историю мирового танцевального искусства как хореограф, сумевший сделать то, что не удалось Айседоре Дункан – создать школу танца модерн, приемами и техникой которой пользуется теперь весь мир.

 
 
ГЕРМАНИЯ  

В начале XX века в Германии классическому  танцу активно противостоит танцевальный экспрессионизм. Основоположником нового направления в хореографии становится Рудольф фон Лабан, венгр по происхождению, родившийся в 1879 году. Лабан создает свою систему танца, где движение осуществляется в объемном пространстве с различными направлениями, и где пространство перемещается вместе с танцором. В отличие от классического танцовщика, стремящегося к воздушности, Лабан использует вес танцора. Позже Лабан знакомится с Куртом Йоссом, который вводит в немецкий экспрессивный танец понятие “танцтеатра”. В 1927 году Курт Йосс создает танцевальное отделение при консерватории в городе Эссене “FOLKWANGSCHULEN ESSEN”, воспитавшее не одну плеяду талантливых хореографов и ставшее центром современного танца Германии.

 
В тридцатые годы XX века современный  танец в Германии занимает куда более  важное место, нежели классический танец  и балет. Впервые экспериментальный  танец включается в официальный  репертуар балетных театров. Ученики  Рудольфа фон Лабана по всей Европе создают свои труппы и школы. Мари Вигман приглашается в Америку для создания школы. Туда отправляется ее ученица Хания Хольм. Победное шествие немецкого экспрессивного танца идет по всему миру. Однако в 1933 году Германию поражает замешанный на антисемитизме экономический кризис.

С приходом к власти Гитлера в  Германии начинается повальное закрытие танцевальных школ и театров. Евреи  увольняются из театров и лишаются социальной и культурной жизни. Отказавшийся расстаться с соратниками - евреями  Курт Йосс вынужден эмигрировать в Англию, где он возрождает свою “FOLKWANGSCHULEN”. Чуть позже Лабан так же эмигрирует в Англию. Мари Вигман придерживается позиции невмешательства искусства в политику, и необходимости его существования при каком бы то ни было режиме. На предложение поставить спектакль во славу Гитлеру Мари Вигман отвечает согласием. Однако постановка не удовлетворяет нацистов, и спектакль запрещается. Школа Мари Вигман переходит в собственность государства, а ее творчество объявляется декадентским.

 
1945 год – война Германии приводит  к краху танцевальное экспрессивное  искусство. После капитуляции  Германии немецкий экспрессивный  танец уходит в подвалы дешевых  пивных забегаловок, приводя тем  самым к самоубийству отдельных  выдающихся танцовщиков. Утверждается  торжество неоклассического танца  и развитие американского абстрактного  танца. Школа Курта Йосса, открытая для всех стилей и направлений, рождает будущую звезду, гениального хореографа XX века Пину Бауш, чье влияние на своем творчестве испытали и еще будут испытывать многие поколения молодых хореографов. В 1973 году Пина Бауш создает в городе Вуперталь танцтеатр, который продолжает успешно гастролировать по всему миру до сегодняшнего дня.

 
 
ФРАНЦИЯ  
В начале XX века во Франции танец наконец – то порывает с функцией развлечения и становится свободным. Современный танец Франции ( contemporary dance) рождается от американского модерна, немецкой танцевальной экспрессивности и неоклассики Мориса Бежара. В течение последующих двадцати лет Франция выходит вперед в области contemporary dance. Все же для более динамичного развития современного танца требуются средства.

 
В 1981 году с приходом к власти президента Миттерана бюджетные ассигнования на культуру удваиваются. Специальное  управление в Министерстве культуры Франции осуществляет патронаж балета, создавая объективные условия для  необратимого движения вперед. Для  многих молодых хореографов, в числе  которых Анжелин Прельжокаж и Карин Сапорта, открываются двери балетных театров. В Парижской Гранд – опера, требующей обновления соответственно времени, наряду с классикой создается “Исследовательская театральная труппа”, солисткой которой становится Каролин Карлсон. В Японии появляется новая форма танца – буто, основателем которой стал Татцуми Хиджиката. Болезненная образность, конвульсии, обнаженный торс или все тело, белый грим, характерные для буто, были взяты на вооружение многими французскими, и не только, хореографами. По мнению многих специалистов хореографического искусства Франция до сих пор остается ведущей страной мира в области contemporary dance. Франция, лишившая приоритета классический танец, сделавшая contemporary dance своим национальным достоянием и давшая миру такие имена как Жан Клод Галотта, Доминик Багуэ, Катрин Деверес, Даниель Ларье и многие другие. 

Современный танец (начало — середина XX века)

  • свободный танец
  • танец модерн
    • джаз-модерн
  • контемпорари (contemporary)
  • контактная импровизация
  • буто

 

Свободный танец (также пластический, ритмопластический) — возникшее в начале ХХ века движение за освобождение от конвенциональности прежнего балетного театра и слияние танца с жизнью. Свободный танец стоял у истоков танца ХХ века; в нем были сформулированы принципы, на которых отчасти основывались танец модерн и джаз-модерн, контемпорари, и даже буто и контактная импровизация.

Джаз-модерн родился из слияния джаз танца и танца модерн. Это лучшие традиции классики и новейшие веяния современной хореографии. Это удивительное слияние, дающее танцору невообразимый простор для импровизации. Это отречение от догматов и поиск нового, более естественного выражений чувств и эмоций.

Буто (яп. 舞踏, буто:) — направление современного японского танца. Первую постановку в стиле буто в 1959 году осуществилТацуми Хидзиката по роману Юкио Мисимы «Запретные удовольствия».

Современный танец (конец XX — начало XXI века)

  • Сквэр дан Клубный танец
    • Industrial Dance
    • Waacking
    • House
    • Strip-dance
    • Go-Go (Клубный танец)
    • Хакка
    • Джампстайл
    • Шаффл
    • Сквэр данс
  • Уличный танец
      • Hip-Hop
      • House
      • Брейкинг
      • Поппинг
      • Электро дэнс (Тектоник)
      • C-walk
      • Drum'n'Bass Step
      • Дабстеп
      • Крамп
      • Локинг
      • Флексинг
      • Ламерига

 

Вакинг (англ. waacking, от англ. waack — махать руками) — танцевальное направление, зародившееся в 70-е годы XX века как часть андеграундной клубной культуры США.

Вакинг зародился в гей-клубах Лос-Анджелеса как пародирование движений руками танцоров стиля локинг. Помимо движения руками вакинг включает в себя искусство чётких поз и линий иподиумных проходок. Первоначально музыкой для вакинга служил фанк, потом диско, а далее — хаус.

Хаус – ультрамодный танец с позитивным настроением. Он очень энергичен, динамичен и  необычен по стилю. Это одно из современных  музыкальных и танцевальных направлений, наиболее популярных в ночных клубах.

Strip dance - один из самых раскрепощенных танцев! В основе лежит страсть, соблазн, чувственность. Движение тела молниеносно притягивает взгляды, манит, завораживает.

 

Гоу-гоу (англ. go-go) — стиль танца предназначенного для развлечения посетителей дискотек[1] и других развлекательных мероприятий.

Информация о работе Современный танец. Пути развития