Средневековый европейский замок как символ рыцарской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 16:29, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является обзорное рассмотрение культуры средневекового рыцаря. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть специфику «воспитания службой» в рыцарской культуре европейского средневековья;
2. определить роль и место рыцарской культуры в системе культуры средневековья;
3. изучить символ рыцарской культуры - средневековый европейский замок;
4. описать феномены «куртуазной любви» и «дамы сердца».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. «Воспитание службой» в рыцарской культуре европейского средневековья……………………………………………………………………..4 2. Рыцарская культура в системе культуры средневековья……………………8
3. Средневековый европейский замок как символ рыцарской культуры……..9
4. «Дама сердца»…………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Файлы: 1 файл

рыцарская средневековая культура.docx

— 51.02 Кб (Скачать файл)

 

 

4. «Дама сердца»

 

Феодальная эпоха связана с рыцарской идеологией, заключающейся в идее иерархического вассалитета и рыцарского этикета, важнейшее место в котором занимала куртуазность. Общепризнано считать краеугольными камнями рыцарской идеологии доблесть, щедрость и куртуазность.

Модельными личностями «куртуазного универсума» являются рыцарь и его дама сердца. Эти две фигуры находятся в центре модели отношений между мужчиной и женщиной, которая получила название fine amour (утонченная любовь). В 1883 году французский медьевист Гастон Парис ввёл термин «куртуазная любовь», термин нашёл широкое распространение для обозначения яркого феномена средневековой культуры, создавшего целую систему взглядов и правил поведения, оказывавших влияние на повседневную жизнь общества вплоть до 17 века и не утративших этого влияния и в наше время. Эпицентром куртуазного универсума была dame (госпожа). «Куртуазная любовь была прежде всего знаком престижа в мужском обществе, благодаря чему влияние созданной поэтами модели оказалось столь сильным, что смогло со временем изменить отношение к женщине в обществе в целом» [4, с. 92]. Появление любви как совершенно самостоятельной ценности изменило до неузнаваемости всю панораму средневековых нравов и ввело в рыцарскую этику новое измерение. Любовь во всех своих проявлениях, включая и чувственные, понимается отныне как нечто облагораживающее, а не как пагубная для души страсть, от которой, по традиционному учению католической церкви, нужно бежать как от чумы [10, с. 292-293]. Естественно, и отношение к предмету любви, даме сердца, его госпоже, кардинально изменилось, за женщиной следовало признать наличие особых достоинств. В куртуазной доктрине женщина признавалась равным и уважаемым участником куртуазных отношений. Более того, она была цель и смысл этих отношений для мужчины, того, что французы называют enjeu (ставка в игре). Куртуазный универсум - это феномен рыцарской культуры, он был создан для того, чтобы утвердить рыцарское сословие, зачастую состоявшее из безземельного воинства. Брачная практика периода состояла в том, чтобы хорошо женить одного сына, старшего, дабы сохранить целостность семейного наследия, остальные были предоставлены самим себе. Каноны куртуазной любви позволяли, посредством служения даме сердца, которая, как правило, была женой сюзерена, возвыситься рыцарю (даже и незнатного происхождения) до аристократического круга. С другой стороны, подобное «служение» было удобно и для самого сеньора, так как позволяло ему «держать в узде» рыцарское сословие. Рыцарь должен был уметь владеть собой, укрощать свои порывы и беззаветно преклоняться перед дамой. Такова, вкратце, «затекстная ситуация», связанная с представлением о такой модельной личности, как «Дама сердца». Модельная личность Средневековья «Дама сердца» со стороны денотативного содержания имеет две ипостаси. Одна бытовая - хозяйка дома, покоев, запасов, «ключница» и «педагогиня» в одном лице, постоянно находящаяся «в интересном положении» (ведь основная прагматическая ценность женщины в её плодовитости) [5, с.91]. Благоразумие и сдержанность - это её добродетели. Другая ипостась - Дама-королева в куртуазных отношениях, та, которую восхваляют и о которой тоскуют поэты. Она - экзальтированный идеал мужского рыцарского воинства, у которого культ «Дамы сердца» являлся предлогом и оправданием всех жизненных перипетий. Модель службы обнаруживается даже в рыцарской куртуазной любви, которая обязательной коннотацией имеет мотив преодоления. Лирический герой в поэзии трубадуров возражает против «слишком легкого» исполнения желаний, простого доступного счастья, не связанного с преодолением препятствий, с честью и глубоким чувством. Трубадуры, следуя обычаям своего времени, совершенно естественно употребляют одни и те же феодальные выражения в отношении и сюзерена, и товарища по оружию, и гостя, и Бога, и любимой женщины.

Заключение

 

Средневековое западноевропейское рыцарство представляло собой как бы государство в государстве и всеми способами подчеркивало свое отличие от простолюдинов и горожан. Это сословие имело свободу передвижения и часто чувствовало себя космополитичным в пространстве от Испании до Германии и Палестины. Примечательно, что определенная степень свободы от христианской аскезы не означала, что рыцарь не знает ценности самоограничения. Служба, служение, добровольное подчинение были исходными коннотациями смысла термина «рыцарство».

Рыцарь был обязан был в промежутках между сражениями участвовать в светской жизни. Для прославления рыцарских доблестей устраивались турниры. Придворная жизнь имела свою символику, ритуалы и условности, она выработала и особый придворный этикет - куртуазию, включавшую в себя искусство беседы между кавалерами и дамами, умение одеваться, танцевать. Куртуазное поведение рыцаря включало в себя семь добродетелей: верховую езду, фехтование, плаванье, охоту, владение копьем, игру в шашки, сочинение и пение стихов в честь дамы сердца.

Модельными личностями «куртуазного универсума» являются рыцарь и его дама сердца. Эти две фигуры находятся в центре модели отношений между мужчиной и женщиной, которая получила название fine amour (утонченная любовь). Рыцарь должен был уметь владеть собой, укрощать свои порывы и беззаветно преклоняться перед дамой.

Символом рыцарской культуры в период Средневековья были замки. Если они не служили охране границы, образовывали своеобразный региональный политический центр с различными функциями: властной, экономической, оборонительной и бытовой.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Ауров О.В. Образ жизни кастильского рыцаря XIII века // Вопр. истории. - 2003. - № 8. - С. 56 - 68.
  2. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии): учебное пособие. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Издательство Фёдора Конюхова, 2002.
  3. Гвардини Р. Конец Нового времени // Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М.; СПб.: Универ. книга, 2000.
  4. Дюби, Ж. Куртуазная любовь и перемены положения женщин во Франции 12 в. / Ж. Дюби // Одиссей. - М. : Наука, 1990. - С. 90-96.
  5. Игнатьева Т.Г. Модельная личность западно-вропейского средневековья: «дама сердца» // Вестник Иркутского Государственного Университета. - 2010г. - № 2 . - Серия Филология. - Иркутск, 2008 - С.88-92.
  6. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Христолюбивое воинство. Православная традиция русской Армии. М.: Воен. ун-т: Независимый воен.-науч. центр «Отечество и Воин»: Рус. путь, 1997.
  7.        Килимник Е.В. Средневековый европейский замок X-XV вв. как символ рыцарской культуры // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2010. - Т. 16, № 1. - С. 198-202.
  8. Меньшиков М.О. Письма к ближним // Христолюбивое воинство. Православная традиция русской Армии. М.: Воен. ун-т: Независимый воен.-науч. центр «Отечество и Воин»: Рус. путь, 1997.
  9. Муравьева М.Г. Война против самих себя: сексуальное насилие и рыцарственность в Англии раннего нового времени // Мир и война: культурные контексты социальной агрессии / под ред. И. О. Ермаченко, Л. П. Репиной. М.: ИВИ РАН, 2005. - С. 58 - 77.
  10. Флори, Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века [Текст] / Ж. Флори. - М. : Молодая гвардия, 2006.

 

 


Информация о работе Средневековый европейский замок как символ рыцарской культуры