Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 11:46, доклад
Культура как средство межнационального общения всегда служила отправной точкой для построения более широких политических и экономических отношений между народами и государствами. Развитие национальных культур в условиях тесных языковых контактов многонациональных государств занимает на данный момент одно из центральных мест в процессе формирования цивилизованных норм взаимопонимания и сотрудничества народов, связанных давними традициями совместного проживания, взаимодействием в духовной, социальной и экономической сферах.
Культура как средство
межнационального общения всегда служила
отправной точкой для построения
более широких политических и
экономических отношений между
народами и государствами. Развитие
национальных культур в условиях
тесных языковых контактов многонациональных
государств занимает на данный момент
одно из центральных мест в процессе
формирования цивилизованных норм взаимопонимания
и сотрудничества народов, связанных давними
традициями совместного проживания, взаимодействием
в духовной, социальной и экономической
сферах. Изучение взаимосвязи языка и
культуры до сих пор представляет собой
один из самых сложных и интересных объектов
человеческого познания, поэтому адекватное
отражение его свойств вряд ли под силу
одной науке, если только она не найдет
способов объединить свои усилия с усилиями
других наук. В русле новой философии образования
ключевой задачей теоретической педагогики
на современном этапе развития общества
выступают переориентация педагогической
практики на духовно-ценностные аспекты
человеческой личности, на возрождение
гуманистических традиции, на формирование
ценностно-смысловых мотивов личностной
деятельности, лежащих на основе становления
творческого потенциала обучаемого. Создание
«общего евразийского дома», расширение
экономических, политических и культурных
контактов требует нового подхода к преподаванию
иностранного языка.
Интенсивное изучение языков и естественное
стремление улучшить их преподавание
влечет за собой и более тесный контакт
языков и углубляющийся диалог культур,
что, в свою очередь, стимулирует развитие
прикладных аспектов лингвокультурологии.
Чрезвычайно важным представляется анализ
особенностей языка и национальной культуры
с учетом психологического склада носителей
языка, поскольку представители другого
национального языка являются носителями
не только иной культуры, но и иной национальной
психологии, иного менталитета. В свете
такой постановки вопроса нас, безусловно,
интересуют проблемы описания и изучения
языка, уважения культуры, а значит проблем
межкультурной коммуникации в аспекте
лингвокультурологии. Роль лингвокультурологии
как культурно-познавательного подхода,
когда мотивом к изучению языка служит
не только прагматика, но и знакомство
с культурой чужой (изучаемой) страны через
вербальную или иную информацию, будет
и впредь возрастать. Здесь речь идет не
просто о лингвокультурологии как отрасли
науки о языке, а о необходимости более
глубокого и тщательного изучения в рамках
этой науки носителей языка, их культуры
в широком этнографическом смысле слова,
их образа жизни, национального характера,
менталитета и др., поскольку употребление
слова в речи, реальное речепроизводство
в значительной степени определяется
знанием социальной и культурной жизни
речевого коллектива, говорящего на данном
языке. Как известно, путь к образованию
лежит как через родной, так и иностранный
язык. И, осваивая каждый новый язык, человек
расширяет границы своего мировосприятия
и мироощущения, его картина мира, созданная
с помощью родного языка, обогащается
новыми красками иной культуры. Современный
образованный человек должен уметь адекватно
воспринимать и культурные различия. В
свою очередь, образованный человек является
продуктом своей культуры, что позволяет
ему быть толерантным, и означает признание
другой личности и культуры в качестве
условия обогащения своего собственного
существования в мире. Преодоление коммуникативных
препятствии в преподавании иностранного
языка может иметь место лишь в случае
достижения межкультурной коммуникации,
является продуктом «диалога культур»,
который понимается как «взаимодействие
контактирующих культур в процессе изучения
иностранных языков», обеспечивающих
адекватное взаимопонимание и духовное
взаимообогащение представителей разных
культурных общностей.