Структура и функции культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:42, доклад

Описание работы

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков.
Понятие «культура» (происходит от латинского culture - взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура»- природа.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

            Федеральное агентство по образованию  Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального                              образования «Южно-Уральский государственный  университет»

                                             Факультет «Коммерция»

                                         Кафедра «Экономика торговли»

 

 

                 Доклад на тему: Структура и функции культуры

 

 

                             По дисциплине «Кросс-культура»

 

 

Преподаватель                                      Автор доклада

_________Т.О.Бабина                              Студент группы 328з                                                                      

                                                                                       __________А. Ю. Тактаров

  

                                                          

 

                                                               

                                                           Работа проверена

                                                                                 с оценкой (прописью, цифрой)

_________________________

                                                                                     

 

 

 

 

 

                                                  Челябинск 2013

Структура и функции культуры

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество  значений и смыслов, которые формировались  и трансформировались на протяжении веков.

Понятие «культура» (происходит от латинского culture -  взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура»- природа. Следовательно, изначально термин «культура» применяли относительно человеческой деятельности, направленной на преобразование «естественного», «природного», а именно возделывание и обработка земли, уход за животными, занятие сельским хозяйством.

Со временем слово «культура» стало  вбирать в себя всё более широкий  круг предметов, явлений, действий, общим свойством которых было их человекотворное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец самого себя, попадал в сферу культуры, и она обрела смысл «образование», «воспитание» т. е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека.

Можно сказать, что культура включает в себя, не только созданное человеком и характеризующее его жизнь в определенных исторических условиях, но и средства, способы и результаты человеческой деятельности, изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе,  в физическом и духовном облике. Такое содержание понятия культуры  делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе: философии, политологии, религии, истории, социологии и т.п.

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые определяются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя

- систему образования, 

- науку, 

- искусство, 

- литературу,

- мифологию, 

- политику,

- право, 

- религию, 

- нравственность,-

сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как

- мировая и национальная культура,

- классовая, 

- городская и сельская,

- профессиональная,

- духовная  и материальная и др.

Не смотря на то, понятие культура имеет множество значений, любая  культура вбирает в себя элементы как материальных, так и духовных ценностей, создаваемых человеком. При таком подходе культура предстает  как единое образование, состоящее  из двух частей: материальной культуры и духовной культуры.

Материальная культура - одна из частей целостной человеческой культуры, воплощенная в форму вещи духовность человека, результаты творческой деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспечивают существование человека.. В материальную культуру входят разнообразные средства производства — энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология производства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, служебного и развлекательного назначения, разнообразные средства потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики.

Духовная культура - одна из частей целостной человеческой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах как наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, обычаи, нормы, образцы поведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях, образование.

Важная роль в духовной культуре общества принадлежит искусству.

Однако стержневой основой духовной культуры выступает религия.

 

Функции культуры можно разделить:

 

- Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.

- Информационная. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе.

- Познавательная функция Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

- Коммуникативная функция. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

- Нормативная (регулятивная или защитная функция) является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.

- Знаковая. Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция (народы, этносы, государства) от других, придающие им свою уникальность и неповторимость.

- Ценностная (Аксиологическая). Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

- Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, культура реально существует как исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни. 

Субъектом культуры выступает человечество, нация, социальная группа и человек. Предметные формы бытия культуры – это плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов. Но сами по себе предметные и знаково-символические формы культуры имеют лишь относительно самостоятельный характер: они мертвы вне человека и его творческой деятельности.

Взаимодействие различных видов  и форм культуры является основой  происходящего на наших глазах процесса формирования общечеловеческой цивилизации. В этом смысле культура предстает как социальное явление и выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. А это значит, что культура может быть рассмотрена и с позиций выявлений тех функций, которые она выполняет в обществе. Функцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Под понятием «функции культуры» подразумевается характер и направление воздействия культуры на индивидов и общество, совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах.

Ценностями культуры выступают  различные материальные и нематериальные объекты окружающей действительности: природа, мораль (внешние регулятивы поведения, нравственность (внутренние регулятивы поведения), знание (способы достижения истины), стиль мышления, логика изложения, область творчества, характер деятельности и т.д. Что говорит о культуре как многоуровневой, многоплановой и многофункциональной системе, созданной человеком и не существующей вне человеческого бытия.


Информация о работе Структура и функции культуры