Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:43, контрольная работа
Первоначальное латинское употребление слова «культура» происходит от слов colo, colere– «взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием». Но уже у Цицерона стало встречаться и более широкое применение этого термина – возделывание человеческого ума, совершенствование человека.
В нынешнем понимании слово «культура» стало известно в Европе лишь с XVIII в., с эпохи Просвещения. Именно тогда было осознано, что обнаруживаемые в человеке качества не могут быть сведены только к природному либо к Божественному началу: есть еще и то, что детерминировано собственной деятельностью человека.
Введение 3
Структура культурологи 4
Теоретические исследования в культурологи 4
Прикладные исследования в культурологи 4
Историческая культурология 5
Методы культурологических исследований 5
Сравнительно - исторический метод (Компаративный метод) 5
Типологический метод 6
Структурный метод 6
Семиотический метод 7
Функциональный метод 7
Феноменологический метод 8
Герменевтический метод 8
Системный подход 9
Заключение 11
Список литературы 12
Семиотический метод
Семиотика - это теория, исследующая свойства знаков и знаковых систем.
В рамках семиотической
концепции культура рассматривается
как знаково-символическая
Одним из основоположников семиотического направления в нашей отечественной науке является Ю. М. Лотман (1922 - 1993). Он видел в культуре знаковую систему и определял ее как "семиосферу" (по аналогии с понятием "биосфера", введенным В. И. Вернадским), подчеркивая тем самым ее глобальный характер. "Область культуры - всегда область символизма". Основную социальную роль культуры он видел в том, что она является "негенетической памятью коллектива", хранит и передает накопленный опыт.
Знак - это материальный предмет (явление, действие), который выступает в процессах познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета и используется для получения, хранения и передачи информации о нем. Знак представляет собой единство материальной формы и идеального содержания, смысла, значения. В роли такой системы может выступать культура. Жесты, мимика, цвет не обладают смысловым значение сами по себе, они обретают его лишь в контексте определенной культуры. Так, если белый цвет в русской культуре означает зиму, то в культуре Китая - осень. Поэтому понимание культуры других народов предполагает постижение смысла, значения ее знаковых элементов.
Символы создаются преимущественно целенаправленно, а не стихийно. Они представляют собой конвенции, принимаемые людьми с известной долей условности. Большое место в символе занимает аксиологический, ценностный компонент. С символом связывается отношение человека к тем или иным явлениям природы, общества, культуры. Например, голубь Пикассо - это для всех народов символ мира. В символе заключен обобщающий принцип раскрытия многогранного содержания и смысла явлений. Символами пронизана мифологическое, религиозное и художественное сознание. Например, одним из главных символов христианской культуры является крест. Крест - это символ смерти Бога (Христа), его распятия, искупления грехов человека.
Функциональный метод.
Особенностью функционального метода является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей. Важнейшая задача - разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними. Данное направление в изучении культур в большой степени ориентировано на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур. Каждая "атомарная клеточка" культуры исследуется не в качестве случайного или ненужного (вредного, архаичного) образования (пережитка), а как выполняющая определенную задачу, функцию в социокультурной общности. Более того, нередко отдельный элемент играет не просто присущую ему роль (назначение), а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования. Для функционалистов практически не представляют интереса исторические изменения культур; их волнует, как действует культура "здесь и сейчас", какие задачи она решает, как воспроизводится.
Особенностью функционалистской теории культур (в большей степени это касается учения А.Рэдклифф-Брауна) была практическая направленность исследований. Сторонники этого подхода стремились создать социальную антропологию как прикладную науку, обеспечивающую решение актуальных практических задач, прежде всего в колониях Великобритании. В первую очередь - это управление на территориях с доминированием традиционных культур. Не без влияния установок функционализма была разработана концепция "косвенного" управления, т.е. с опорой на традиционные институты власти и сложившуюся социальную структуру. Одним из важнейших итогов развития функционализма была постановка и попытка решения задачи управления в культурах, имеющих иную природу, нежели западноевропейские. Осуществить это начинание предполагалось на основе знания структуры и функциональной значимости элементов культур как целостных образований.
Феноменологический метод
Взаимосвязанное единство принципов и процедур сущностного исследования данностей первичного опыта – феноменов.
С помощью
феноменологической эпохе и ред
Своеобразное толкование феноменологического метода обнаруживается в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Собственно редукция обеспечивает здесь только исходную позицию исследования (возвращение от сущего к его бытию), сам же подход к предмету исследования осуществляется в феноменологической “конструкции” (набрасывании структур бытия). Причем, в обоих случаях работа сопровождается феноменологической “деструкцией”, т.е. критическим “разбором” используемых концептов.
Герменевтический метод
«Гермене́втика (др.-греч. - искусство толкования) - направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
Герменевтика была известна еще философам Древней Греции, которые обучали чтению и литературе мифологического содержания. С переводов текстов античной художественной литературы возникла филологическая герменевтика. Далее в средние века получила свое развитие библейская экзегетика которая занималась истолкованием текстов Священного писания. Позднее из правил толкования правовых документов возникла юридическая герменевтика.
Большой вклад в развитие герменевтики внесли немецкие философы Ф. Шлегель (1772-1829 гг.) и Ф. Шлейермахер (1768-1834 гг.). Они занимались проработкой проблемы отражения прекрасного в художественной литературе, в искусстве, в культуре. В 1819 году Ф. Шлейермахер сформировал идею герменевтики как «искусства понимания» в общем. Согласно его идее, это «искусство» должно быть одинаково применимо для любого вида текстов, начиная от Священного писания и до текстов научных исследований. Новизна подхода Шлейермахера заключалась в ориентации на живой диалог реально существующих людей, а не только на простой анализ готовых текстов. Текст Шлейермахер рассматривал как особый диалог между автором и интерпретатором. Процесс герменевтического понимания, по; мнению; Шлейермахера, осуществляется посредством двух видов интерпретаций: грамматической и психологической. Грамматическая интерпретация происходит в области языка и не зависит от интерпретатора. Психологическая интерпретация выявляет индивидуальные особенности автора, текста, языка. Таким образом, текст сам по себе является только основой для понимания, когда задача герменевтического исследования состоит в раскрытии его смысла. Шлейермахер ввел различия между словом и его смыслом и заложил фундамент для выведения общей герменевтики.
Системный подход
Системный подход в культурологии
– методологическая основа культурологии
как науки. Направлен на интеграцию исследовательского
материала, накопленного различными областями гуманитарного знания,
занимающимися изучением культуры
В рамках системного подхода культура
рассматривается как система, складывающаяся
и функционирующая во взаимодействии:
объективной и субъективной форм; рациональной
и эмоционально-чувственной ее составляющих;
культурно-новационных механизмов и свойственных
культуре способов обеспечения себе-тождественности;
процессов производства, распространения
(трансляции) и “присвоения” культурных
ценностей и др.
Одна из первых
попыток применения системного подхода
принадлежит Л. Уайту. В работах “Наука
о культуре” (1949), “Эволюция культуры”
(1959), “Понятие культуры (1973) и др. он рассматривает
культуру как целостную и самонастраивающуюся
систему материальных и духовных элементов
Различные варианты описания
культуры как системы присутствуют в работах
Малиновского, Сорокина, одного из создателей
структурно-функционального направления
в социологии Парсонса и др.
Сложность
реализации системного подхода объясняется
прежде всего тем, что и культура в целом,
и сами по себе отдельные ее компоненты
(искусство, этика, религия, мифология,
технологич. культура и т.п.) представляют
собой системы высокой сложности. В связи
с этим одна из важнейших задач системного
подхода — выработка общемодельного,
системно-целостного определения феномена
культуры, все другие трактовки которого
являлись бы частными случаями этого определения.
Вторая группа проблем— на общесистемном
уровне анализа культуры теория практически
имеет дело с еще неопределенными категориями
филоского уровня.
Наиболее специфические
трудности применения системного подхода
задаются тем обстоятельством, что при
обращении к материалу культуры исследователь
имеет дело по преимуществу с ее объективной
формой, и ему необходимо найти и выявить
в упомянутых культурных объектах некие
признаки, характеризующие состояние
и динамику субъективной ее формы.
Важнейший
момент, обеспечивающий возможность применения
системного подхода — формализация культурологического
материала. Это означает, что с культурными
объектами и процессами необходимо сопоставить
некоторые стабильные, неизменные понятия,
в силу чего становится возможным выявить
взаимоотношения, существующие между
этими понятиями, а тем самым вскрыть связи,
наблюдаемые в реальной действительности.
Уже на нынешнем уровне системный подход позволяет упорядочить использование многочисленных толкований термина “культура”, выработать единые методологические основания для изучения и классификации функций культуры, выявить специфику взаимодействия “имманентных” законов, действующих в той или иной сфере культуры, с общесистемными закономерностями, свойственными данной культуре в целом.
Заключение
Культурология изучает не только культуру в целом но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия и даже взаимопроникновения в другие дисциплины занимающиеся изучением различных сторон человеческого общества. Культурология может изучать любой предмет при условии и даже явление природы, что он несет в себе некий смысл значимый для человека, и каким-то образом реализующий творческую энергию человеческого духа. Проблемы современной культурологии связаны прежде всего с проблемами перспектив человека, открывающего через культуру, в том числе и чужую культуру смысл собственного существования, его духовную бесконечность и высший смысл.
Соотношение философии культуры и культурологии такое же как у других форм конкретного знания от соответствующих философских дисциплин (например, натурфилософия и естествознание). Культурология рассматривая культуру как Философия культуры отличается органичной связью гносеологического, аксеологического и метафизического углов взгляда на проблему
Используемая литература
Культура. Общество. 2004. Т. VI . Вып. 3 (23).
Информация о работе Структура культурологии. Методы культурологических исследований