Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:17, контрольная работа
Культура (от лат. culture - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в проектах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура свойственна любой форме человеческого существования в качестве его характерного и обязательного признака, необходимого атрибута всякого общества.
1. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ
1.1 Взаимосвязь материальной и духовной культуры.
2. Основные блоки структуры культуры.
3. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР
4. ВИДЫ КУЛЬТУР
4.1 Доминирующая культура
4.2 Субкультура и контркультура
4.3 Сельская культура
4.4 Городская культура
5. Вывод.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Типами культуры считаются такие совокупности норм, правь и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.
Любую национальную или этническую группу относят к культурным типам. Ими являются не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные.
Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они также не являются составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура называются формам культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.
Видами культуры называются такие совокупности правил и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры относятся
а) доминирующая (общенациональная) культура, субкультура и
контркультура;
б) сельская и городская культура;
в) обыденная и специализированная культура.
Существуют следующие отрасли культуры
Экономическая культура. Она включает в свой состав культуру производства, культуру распределения, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, культуру труда. Когда предприятие выпускает бракованную продукцию, говорят о низкой культуре производства. Когда договаривающиеся стороны не выполняют обязательств, подводят друг друга при заключении и реализации сделки, говорят о низкой культуре обмена. Когда интересы потребителя в обществе игнорируют, когда покупатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда продавцы некорректны, говорят о низкой культуре потребления.
Низкая культура управления проявляется
в непродуманности
Политическая культура. Содержание политической культуры определяется господствующим политическим режимом власти. Характерная черта тоталитарной политической культуры - строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций. Жесткая дисциплина и бедное содержание политической культуры - производные авторитарного стиля управления и безынициативности подчиненных.
Показатели уровня развития политической культуры в обществе - наличие гражданских и политических прав личности, их соответствие международным нормам и степень их реализации и защиты; стиль и формы межпартийной борьбы; лексика общения политических деятелей и многое другое.
Профессиональная культура. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать а) формальную квалификацию, которая подтверждается документом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает сумму необходимых для данной профессии теоретических знаний; б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, подразумевающую совокупность практических навыков и умений, то есть профессиональный опыт.
Педагогическая культура. Она охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура имеет как количественные критерии, например число окончивших начальную или среднюю школу, так и качественные, в частности уровень интеллектуальности нации. Педагогическая культура включает всю систему исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению. Педагогическая культура невозможна без материально-технического оснащения. Признаком низкой культуры может служить то обстоятельство, что на уроках информатики учитель рассказывает все о компьютере, не имея возможности ничего показать на практике.
4. ВИДЫ КУЛЬТУР
4.1 Доминирующая культура
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.
Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости оттого, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.
Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, быта. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.
Этническая культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Территориальная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) - одно из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения в поколение на семейном или соседском уровне.
Национальная культура включает наряду
с традиционно-бытовой, профессиональной
и обыденной также
4.2 Субкультура и контркультура
Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
У одного языка - несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах, - это субкультуры; группы, говорящие на разных языках, - различные культуры. Когда люди из двух групп, при несходстве деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры всего лишь варианты одной, господствующей культуры.
Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся с культурой нации, которая получила название доминирующей. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, традициями в одежде, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.
Контркультура обозначает такую субкультуру,
которая не просто отличается от доминирующей
культуры, но противостоит последней,
находится в конфликте с
Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях к одному явлению применяют оба названия (преступная субкультура).
4.3 Сельская культура
Носителями этой культуры выступают крестьяне. Коган выделяет следующие особенности сельской культуры.
1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года (то период сева, сенокоса, уборки, то период большого количества праздников, приходящихся на зиму и межсезонье).
2. Персонификация межличностных отношений, то есть вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно-личными. Деревня представляет собой небольшую по численности территориальную общность, все члены которой состоят в прямом или косвенном родстве (племянник, кум, сват, брат и т.д.).
3. Плотный неформальный контроль за поведением каждого члена такой локальной общности. Вся жизнь крестьянина проходит на глазах всей деревни.
4. Особое качество межличностных отношений в деревне - подчеркнутая грубоватость и фамильярность в обращении друг с другом. Обращение на «Вы» считается городской чертой, признается «тыканье» и обращение друг к другу по имени или по отчеству, которое выполняет функцию имени.
5. В потоке информационного
6. Практически всем жителям
7. Более высокий, чем в городе,
удельный вес коллективной
8. Уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды.
9. Ограниченный культурный досуг,
10. Раннее занятие физическим
трудом на открытом воздухе
сформировало иное отношение
к физкультуре. На селе мало
кто занимается
Культурный лаг - разрыв в культурном уровне между городом и селом - в итоге достигает катастрофических размеров. Но с массовым распространением телевидения былое культурное отставание быстро сокращается. Однако этот процесс имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
4.4 Городская культура
Городская культура - это культура
крупных и средних
Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры; наличие огромного числа незнакомых людей дает возможность индивиду чувствовать себя более раскованным и свободным и в то же время создавать или выбирать круг общения по интересам.
Отличительные особенности городской жизни - это одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками. Эмоциональные стрессы и нервные перегрузки, вызванные интенсивным ритмом жизни. Городская среда насыщена огромным числом вредных веществ. Отсюда ослабленное здоровье, низкая рождаемость, большое количество всевозможных заболеваний. Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан, которые стремятся наверстать упущенное на садово-огородном участке. Пригородный участок и дача сегодня - непременные атрибуты городской культуры.
5. Вывод.
По своей структуре - культура это многоуровневая система открытого типа. Полифункциональная система. Функция культуры синхронна, образуется вместе, одновременно. Наиболее характерны:
гуманистическая
человекообразующая (человек творит культуру, но и культура – человека)
функция социализации (человек со временем усваивает социальные нормы)
аккумулирующая (накопительная) (культура – это память человечества)
транслирующая функция
коммуникативная функция (культура связывает эпохи, нация, народы)
сигнификативная (знаковая) функция (приписывание значений ценностей, предписание)
нормативная (культура содержит нормы, стандарты, обычаи, законы… из этих компонентов создаются более сложные комплексы: мораль,…)
релаксационная (культура позволяет расслаблять человеку свое напряжение в результате свое деятельности – отдых)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бехман Г. Современное
2. Гуревич П.С. Философия
3. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., ПИТЕР, 2006.
4. Кононенко Б.И. Культура и цивилизация. - М., Наука, 1997.
5. Кравченко А.И. Культурология. - М., Изд-во Норма, 2007.
6. Кравченко
А.И. Социология Учеб. для вузов.
- М. Логос; Екатеринбург
7. Социология Учебник для вузов Г.В. Осипов, А.В. Кабыща, М. Р. Тульчинский и др. - М. Наука, 2005.
8. Шагинская Е.Н. Массовая культура XX века очерк теорий. - М., 2000. - №