Сущность и смысл культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:46, контрольная работа

Описание работы

В рамках социологии культуры изучаются строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами. В философии культуры рассматриваются проблемы сущности, целей и ценностей культуры. Антропологический подход исходит из релятивистских позиций, снимая вопрос об уровне развития культуры, о критериях ее оценки, о прогрессе культуры, допуская, что каждое общество через свою культуру ищет, и в известной мере находит ценности, опираясь на которые оно сохраняется и воспроизводится.

Содержание работы

1 Сущность и смыслы культуры

2 Морфология культуры

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

культ.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

 

Идею локальных культурно-исторических типов поддержал в середине ХХ века англичанин Арнольд Тойнби, правда, он называл эти типы “цивилизациями”. В 1961 году Тойнби закончил обширный 12-ти томный труд “Исследование истории”. В современном мире ученый насчитывает 5 “цивилизаций”: западная, русская, китайская, исламская и индийская. Но его работа особенно интересна тем, что он предложил закон развития “цивилизации”, названный им законом “вызова и ответа”. Этот закон гласит: “цивилизация” развивается динамично и позитивно, если активное общественное меньшинство находит адекватный ответ на каждый вызов истории; и наоборот, “цивилизация” находится в состоянии стагнации, упадка и негативного развития, если активное общественное меньшинство не способно дать адекватного ответа на каждый вызов истории. Следующим этапом подобного развития станет смерть “цивилизации”, ее распадение, дезинтеграция.

 

У Тойнби прозвучала очень важная для современной исторической ситуации в России мысль. Он полагает, что если активное общественное меньшинство для решения своих проблем применяет оружие, то это яркий знак того, что данная “цивилизация” находится в состоянии упадка и устремлена к гибели. По этому поводу вспомним Чечню.

 

Итак. Какие же подходы нам следует выбрать при рассмотрении исторического аспекта культурологии? Будет ли это линия или отдельные точки в четырехмерном пространстве-времени? Будем ли мы рассматривать историю культуры как непрерывно развивающуюся цепь, в которой каждая эпоха вырастает из предыдущей и плавно перерастает в последующую? Или каждая культура предстанет в нашем сознании как замкнутая величина, уносящая в момент своей смерти в могилу истории созданные и накопленные ценности? Является ли история культуры историей культуры или историей культур? Что выбрать: линейный или дискретный (прерывистый) подход к истории культуры.

 

Но нам ближе иной, третий вариант, совмещающий два первых. Попытаемся привить теорию относительности  Альберта Эйнштейна. Тогда при дискретном подходе мы можем сказать, что рассматриваемые нами культуры лишь “относительно” рождаются и “относительно” умирают. Линейный подход проявится, если ввести некую абсолютную систему координат, тогда ясно можно увидеть, что культуры отдельных эпох, будь то Античность или Средневековье, в целом представляют собой настоящую цепь, в которой каждое звено соединено с предыдущим и последующим. Таким образом, с одной стороны, каждая культурно-историческая эпоха развивается относительно автономно, с другой же стороны, она преобразовывает и сохраняет в ином качестве остатки ушедшей культуры и сама служит фундаментом для своей преемственницы.

 

Функции культуры. Функция - “внешнее проявление свойств какого-либо объекта  в данной системе отношений” (Большой  энциклопедический словарь, 1991).

 

Cultura animi (“возделывание души”,  Цицерон). Человекотворчество. Социализация. Дети-маугли не могут стать  людьми именно потому, что изначально  лишены социального общения и  культурного окружения.

 

Информационная. Передача социального опыта. Историческая преемственность культуры.

 

Познавательная. Посредством культуры человек познает  мир и себя в нем, раздвигает свои границы.

 

Нормативная. Осознание  того, что человек находится внутри культуры, приводит и к пониманию  существования определенных культурных запретов, норм, табу. Культура как система нравственных, моральных ограничений и положений.

 

Коммуникативная. Общение людей во времени и  пространстве, в конкретности и всеобщности.

 

Аксиологическая. Именно культура определяет ценность для человека тех или иных феноменов.

 

Адаптационная. Приспособление к среде проживания. На заре развития культуры эта функция  была важнейшей. В настоящее время  она постепенно перемещается все  ниже по степени важности. Однако в  современных условиях данная функция трансформируется и можно говорить о приспособлении к социальной среде, о выживании в этой среде. Если исходить из такого взгляда, то адаптационная функция культуры играет важнейшее значение для человека как члена общества.

 

Разграничение и  интеграция человеческих общностей. Культура разделяет различные народы или объединяет один народ. Культура разъединяет людей различных субкультурных общностей или объединяет их в одной такой общности.

 

Список используемой литературы

 

 

1. Агости Э.П.  Нация и культура. - М., 2000.

 

2. Баткин Л.М.  Тип культуры как историческая  целостность. // Вопросы философии, 2003.

 

3. Гердер И.Г.  Идеи к философии истории человечества. - М., 2000.

 

4. Зинченко В.П.  Наука - неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии, 2003.

 

5. Маркарян Э.С.  Культура как система. //Вопросы  философии, 2000.

 

6. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и  новый консерватизм. - М., 2001


Информация о работе Сущность и смысл культуры