Сущность и типология социально-культурных институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

В России, как и в мировом сообществе, растет осознание того, что культура может и должна быть важным фактором развития человеческого потенциала. Культурный потенциал России многогранен - это и памятники истории и культуры, и музеи, и библиотеки, и театры, а также высокая культура и ее носители, кадры, работающие в сфере культуры и т.д. Важны все аспекты, каждый из них выполняет свою функцию. Можно сказать, что недооценка любого из факторов - это мина замедленного действия, которая может на определенном этапе порвать (а, возможно, и взорвать) культурное поле России.

Файлы: 1 файл

Сущность и типология социально-культурных институтов.docx

— 55.92 Кб (Скачать файл)

2) Социальный институт  образуется на основе социальных  связей, взаимодействия и отношений  конкретных лиц, индивидов, социальных  групп и иных общностей. Но  он, как и другие социальные  системы, не может быть сведён  к сумме этих лиц и их  взаимодействий. Социальные институты  носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным  качеством. Следовательно, социальный  институт представляет собой  самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику  развития. С этой точки зрения  социальные институты могут быть  рассмотрены как организованные  социальные системы, характеризующиеся  устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определённой изменчивостью их функций. Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.

3)Третьим важнейшим элементом  институционализации является организационное  оформление социального института. Внешне социальный институт представляет  собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными  средствами и выполняющими определенную  социальную функцию. Так, институт  высшего образования состоит  из определенной совокупности  лиц: преподавателей, обслуживающего  персонала, чиновников, которые действуют  в рамках таких учреждений, как  вузы, министерство или Госкомитет  по высшей школе и т. д., которые  для своей деятельности располагают  определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

С рождения и до конца своей жизни человек не просто погружен в культуру, но и «курируется» ею посредством соответствующих более или менее институализированных культурных форм воздействия. Культура представляет собой, в том числе, и разветвленную систему механизмов, с помощью которых осуществляется контроль над человеком, его дисциплинаризация. Этот контроль может быть жестким и карательным, направленным на подавление всякой непоощряемой спонтанности. Он может выступать и в качестве «мягких» рекомендаций, дозволяющих достаточно широкий спектр нерегламентированных манифестаций индивида. Однако полностью «бесконтрольным» человек не остается никогда: та или иная культурная институция над ним «надзирает». Даже наедине с самим собой, в отсутствии, казалось бы, прямой угрозы принуждения, мы несем в себе на подсознательном или механическом уровне директивные указания культурных инстанций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основе изученного материала можно сделать следующие выводы.

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Это происходит тогда, когда люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки.

Социально-культурные институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). В самом широком смысле оно распространяется на сферы общественной и социально-культурной практики, а также относится любому из многочисленных субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.

В современной литературе существуют различные подходы к построению типологии социально-культурных институтов. Проблема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого назначения, характера и содержания их деятельности выбрать правильный критерий для их классификации.

Любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон – внешней (статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.

Каждый из социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее характерную для него содержательную функцию, направленную на удовлетворение тех социально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.

В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера, стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие и коммерческие возможности. С другой — для этой группы субъектов вполне естественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.

 

 

 

Список использованных источников

 

    1. Асанова, И.М.   Организация культурно-досуговой деятельности : учебник / И. М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева . - 3-е изд. - М. : Академия, 2013. - 192 с.
    2. Дуликов, В.З.   Социально-культурная работа за рубежом : учеб. пособие / В. З. Дуликов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МГУКИ, 2009. - 161с.
    3. Жарков, А.Д.   Теория, методика и организация социально-культурной деятельности : учебник / А. Д. Жарков. - М. : МГУКИ, 2012. - 456 с..
    4. Калужских, Е.В.   Студенческая театральная студия: социально-культурное развитие молодёжи : монография / Е. В. Калужских. - Челябинск : ЧГАКИ, 2012. - 139с.
    5. Киселева, Т. Т. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие /Т.Т. Киселева, Ю.Д.Красильников М.: Изд-во Моск. ун-та культуры, 1995.
    6. Краткий словарь терминов специалиста социокультурной сферы / сост. Е.А.Бурдюжа. - Челябинск : ЧГАКИ, 2009. - 75с.
    7. Наседкина, Г.А.   Социокультурная деятельность учреждения дополнительного образования как фактор социализации подростков : монография / Г. А. Наседкина. - Челябинск : ЧГАКИ, 2011. - 160 с.
    8. Новикова, Г.Н.   Технологические основы социально-культурной деятельности : учебное пособие / Г. Н. Новикова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : МГУКИ, 2010. - 158с.
    9. От культурно-просветительской работы к социально-культурной деятельности : сборник научных статей / сост. Е.В. Домаренко, А.Ю. Домбровская. - Орёл : ОГИИК, 2013. - 116 с.
    10. Рябков, В.М.   Историография педагогической теории социально-культурной деятельности (вторая половина ХХ-начало ХХI веков) : монография / В. М. Рябков. - М. : МГУКИ:ЧГАКИ, 2009. - 480с.
    11. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы  : сборник науч.статей / под ред.Б.Г.Мосалёва. - М. : МГУКИ, 2005. - 189с. 
    12. Стрельцов, Ю.А.   Педагогика досуга : учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова. - М. : МГУКИ, 2010. - 307 с.
    13. Учебник по культурологии/Под ред.М.М.Каримовой. — Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), 2008. — 205 с.
    14. Чижиков, В.М.   Социокультурные коммуникации города и села : учеб. пособие / В. М. Чижиков. - М. : МГУКИ, 2010. - 290 с.
    15. Чижиков, В.М.   Теория и практика социокультурного менеджмента : учебник / В. М. Чижиков, В.В.Чижиков. - М. : МГУКИ, 2008. - 608 с..
    16. Ярошенко, Н.Н.   История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник / Н. Н. Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МГУКИ, 2013. - 456с.
    17. Ярошенко,Н.Н.  Социально-культурная анимация ] : учеб.пособие / Н. Н. Ярошенко ; Н.И.Ярошенко. - М. : МГУКИ, 2005. - 124с. - ISBN 5-94778-055-0 : 99-00.

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность и типология социально-культурных институтов