Свадебный обряд в Башкирии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:38, творческая работа

Описание работы

По достижении ребенком возраста, допускаемого для вступления в брак его родителей охватывало беспокойство. Отец шел советоваться с женой — не пора ли женить чадо? Если жена одобряла замысел, то шли напоминать об этом сыну. При согласии сына отец начинал поиски невесты. К отцу найденной невесты отец ехал сам или отправлял сватов. Полученное от него согласие на брак в некоторых районах закреплялось распитием договорившихся сторон из одной чашки напитка бата(разведенный водой мед или кумыс). После этого девушка считалась невестой.

Файлы: 1 файл

Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

— 1.88 Мб (Скачать файл)
    • Свадебный обряд в Башкирии
    • Сговор родителей
    • По достижении ребенком возраста, допускаемого для вступления в брак его родителей охватывало беспокойство. Отец шел советоваться с женой — не пора ли женить чадо? Если жена одобряла замысел, то шли напоминать об этом сыну. При согласии сына отец начинал поиски невесты. К отцу найденной невесты отец ехал сам или отправлял сватов. Полученное от него согласие на брак в некоторых районах закреплялось распитием договорившихся сторон из одной чашки напитка бата(разведенный водой мед или кумыс). После этого девушка считалась невестой.
    • Обычай с распитием из одной чаши был настолько силен, что смене решения отдать замуж дочь, ее родители должны были откупаться от родителей жениха деньгами или бартером (скот, ценные вещи) в размере положенного калыма.

 

    • Калым
    • Обряд получения и передачи калыма заключался в необходимости обеспечения молодоженов необходимым для начала совместной жизни имуществом, чтобы не начинать жизнь с нуля. Размер калыма зависел от района проживания родителей, заранее оговаривался родителями, был посильным и не обременительным для договаривающихся сторон.
    • Для разных районов Башкортостана существовала минимальная норма калыма. При невозможности выплаты калыма например для тещи в виде лисьей шубы, для соблюдения обряда и приличия ее заменяли на овечью или просто на простой халат. Калым полностью отдавался отцу невесты, который взамен его давал приданое. Зачастую приданое было большим по размеру и ценности, чем калым[1].
    • Калым мог выплачиваться сразу целиком или постепенно, но до полной выплаты калыма муж не мог появляться на виду у тещи или тестя.
    • Существовала традиция получения невестой от жениха малого калыма. В качестве малого калыма невесте дарились необходимые ей в быту вещи — платки, халаты, обувь, сундук.

 

    • Обмен подарками
    • Продолжением сложных свадебных традиций являлся сбор подарков часто проводился в доме родных жениха. Специально обученный мальчик объезжал гостей верхом на лошади и собирая подарки в виде денег, платков, ниток и не дотрагиваясь до них руками передавал жениху. На современных свадьбах подарки кладутся в конверты и также передаются жениху.
    • Будущая тёща созывает к себе на чайную церемонию своих родных и знакомых, которые приносят ей галантерейные товары — нитки, иголки, материю и др.

 

    • Туй — церемония празднования официального заключения брака устраивалась после полной выплаты калыма. Если калым был выплачен не полностью, то празднование было скромным и приглашались только родственники жены.
    • Сам Туй продолжался c утра до вечера от 2 до 3 дней. Для развлечения гостей устраивались танцы, игры, состязания по борьбе, скачкам.

 

    • Борьба за невесту
    • Обряд устраивался по окончании празднований и заключался в чинении препятствий для отъезда жены.
    • Перечень препятствий зависел от фантазии друзей и родных молодых: молодую прятали подальше, привязывали веревками, устраивали борьбу, препятствуя ее выходу. Ущерб от борьбы (рваная одежда, оторванные пуговицы) оплачивал жених.
    • Обряд заканчивался победой жениха, дополнительным одариванием невесты и выездом ее к мужу. Сам отъезд и приезд в дом мужа обставлялся церемониями сообщениями о приезде, выкупа молодой, передачи в нужном месте управления лошадью женщинам со стороны мужа.

 

    • Обживание дома мужа
    • Первичное после туя посещение дома мужа также было также оговорено обычаями:
    • молодая три раза становилась на колени перед свекром и свекровью и каждый раз ее поднимали с колен;
    • молодая раздавали родственникам мужа подарки;
    • родственники мужа раздавали подарки молодой жене;
    • посещение молодой с ведрами и коромыслом речки, бросание в нее монеты, дабы откупиться от водяного;
    • первичное открывание мужу лица — после выполнения предыдущих церемоний.
    • За первичным посещением дома мужа следовал ритуал перехода невесты в статус жены:
    • изменение прически (две косы);
    • замена девичьего головного убора (такия) на женский (кашмау);
    • завязывание пояса — символа счастья, добра и благополучия в семье.

 

    • Брачные запреты
    • Башкиры традиционно не брали в жены женщин из своего рода (между родственниками в первых четырех поколениях). В брак между собой могли вступать только родственники в пятом и шестом поколении.
    • Девушек выдавали замуж в возрасте от 14-15 лет, мужу полагалось быть старше жены на 3-5 лет

 

    • 2.  Башкирский народный орнамент
    •     Народное декоративно-прикладное искусство башкир вбирало в себя особенности культуры разных эпох. Оно  донесло до нас свои лучшие традиции, в которое народ вкладывал свое понимание красоты, стремление к созданию прекрасного.
    •      Декоративно-прикладное искусство башкирского народа многообразно. Башкиры украшали узорами предметы быта и  хозяйства, одежду, обувь.
    •     В народном искусстве башкир отсутствует изобразительность ввиду сильного влияния на духовную жизнь религии ислама, запрещавшего изображения всяких материальных предметов, но всё же само искусство сохранилось как «богатейшая кладовая орнаментов, материалов, приемов обработки и техники изготовления изделий, порождая многообразие комбинаторских методов и дальнейшей стилизации и схематизации сюжетной стороны искусства»
    •   В цветном отношении башкирский орнамент полихромный, яркий, многоцветный, колористический образ  строится на контрастах сильных и чистых цветов преобладает:
    • красный – цвет тепла и огня
    • желтый – цвет изобилия и богатства
    • черный – цвет земли и плодородия
    • зеленый – цвет вечной зелени,
    • белый – цвет чистоты помыслов, миролюбие
    • синий – цвет свободолюбия,

 

 

 

 

Некоторые символы и элементы орнамента  имеют свое смысловое значение: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав. 
Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты. 

 

     

    •   Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.
    •   Орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нем сохраняются наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияний между племенами и народами. Смысловое древнее значение орнамента в основном забыто и современный человек воспринимает как украшение, узор.

Резьба  по дереву

 

    • Это один из ранних видов декоративного творчества. В Башкортостане резьба по дереву получила развитее там, где было много липовых и березовых лесов. Резьбой орнаментировались седла, стремена, чехлы для оружия, посуда, детали ткацкого станка и другие

 

    • Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные ковши, чаши и кадки для кумыса, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом на местных базарах и ярмарках. Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его.  
      Декоративно-прикладное искусство башкир претерпело в своей истории периоды взлёта и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров из башкир.  
      Одним из важных условий для дальнейшего успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества.

Информация о работе Свадебный обряд в Башкирии