Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:44, реферат
Тайлор понимал, что эволюция культуры – это не только ее самостоятельное, независимое развитие, и результат исторических воздействий и заимствований. «Цивилизация есть растение, которое чаще бывает распространяемо, чем развивается само».
Тайлор считал, что все явления культуры – материальные объекты, обычаи, верования – составляют такие же виды, как виды растений или животных, и так же как и они развиваются один из других. Тайлор не отрицал возможности регрессивных изменений в культурах, но при этом утверждал, что магистральным направлением в в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур. Ученый был убежден, что все культуры должны пройти примерное те же стадии в общекультурном развитии, что и цивилизованные.
Тайлор понимал, что эволюция культуры – это не только ее самостоятельное, независимое развитие, и результат исторических воздействий и заимствований. «Цивилизация есть растение, которое чаще бывает распространяемо, чем развивается само».
Тайлор считал, что все явления культуры – материальные объекты, обычаи, верования – составляют такие же виды, как виды растений или животных, и так же как и они развиваются один из других. Тайлор не отрицал возможности регрессивных изменений в культурах, но при этом утверждал, что магистральным направлением в в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур. Ученый был убежден, что все культуры должны пройти примерное те же стадии в общекультурном развитии, что и цивилизованные.
Развитие культуры Тайлор понимал по аналогии с развитием естественных явлений и биологических видов. Он ставил задачу приспособления естественнонаучной классификации к потребностям этнологии. При этом единицами изучения выступали отдельные категории предметов и явлений духовной и материальной культуры, которые он уподоблял видам растений и животных.
Основной акцент при изучении культуры он делал на анализе ее духовной стороны, прежде всего религии, магии и связанных с ними обрядов. Он считал, что религиозные обряды и верования первобытных народов не жалкое сплетение различных нелепостей, а последовательны и логичны. По его мнению, «история человечества есть часть или даже частичка истории природы и человеческие мысли».
Тайлор выделяет два метода изучения культурных явлений:
1) сравнительно-исторический;
2) метод пережитков.
Первый основан на идее о том, что явления культуры повторяются во времени и пространстве. Явления, имеющие в своей основе сходные принципы должны беспрестанно повторяться (основные причины – географическая среда, знания, обычаи и т. д.).
Пережитки появляются из-за того, что одни страны отстают от других. Под пережитками он понимал «живое свидетельство или памятник прошлого», «те обряды, обычаи, воззрение и прочее, которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, свойственной ей, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого».
Таких пережитков Тайлор находил в быту народов Европы современной ему эпохи. Например, пожелание здоровья при чихании.
"Пережитки" помогают узнать процесс эволюции и познать себя. Существуют три типа эволюционных концепций: однолинейная; универсальная; многолинейная.
Однолинейная эволюция - наличие универсальных стадий последовательность развития социокультурных систем (дикость - варварство - цивилизация). Идея универсальной эволюции - выявление глобальных изменений, носящих форму развития. Теория многолинейной эволюции связана с допущением возможности множества примерно равноценных путей социокультурного развития и не ориентирована на установление всеобщих законов эволюции.
Считается, что адаптационные изменения социальной системы осуществляются на уровне ее культурного ядра, т.е. институтов, технологий, социокультурных процессов, прямо связанных с жизнеобеспечением.
Такие изменения называются структурными и имеют эволюционный смысл. Изменения, вызванные динамикой окружения, могут происходить и на символическом уровне системы, не затрагивая её структуры. В этом случае речь идет о вариациях, порождающих культурные конфигурации, отличающие общества друг от друга. С их помощью объясняется феномен "специфичной эволюции".
Плюсы эволюционизма:
1) идея развития культуры, человечества, общества;
2) идея единства и прогресса человечества;
3) идея сравнимости человеческих обществ;
4) практика этнографических и культурных исследований.
Минусы эволюционизма:
1) упрощение культурно
– исторического процесса, подчеркивание
постепенности и
2) подчеркивание единообразия в развитии всего человечества;
3) развитие человечества монотонное, лишенное этнических, географических и экономических особенностей.
Эволюционизм порождает науку антропологию. Общественное развитие определяется такими же законами эволюции как в биологии. Общество можно сравнить с живым организмом, а культурные явления и функции можно уподобить, явлениям и функциям живого организма.
В своих исследованиях Тайлор не касался вопросов развития семьи, рода, других общественных организаций. Его мало интересовало развитие техники и материальной культуры.
В книге «Первобытная культура» ученый сформулировал ряд проблем, впоследствии ставших существенными аспектами в изучении культур. Этим было положено начало их изучения. Например, о недостаточности разработки нашего языка в свете строгих эталонов естественных наук. «Язык – одна из тех сфер, в которых мы мало поднялись над уровнем дикаря».