Тайна Джоконды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:14, доклад

Описание работы

Люди издавна интуитивно чувствовали, что в этом портрете, созданном гениальным Леонардо, кроется какая-то тайна. Ведь не зря до сих пор не стихают споры о том, чей портрет на самом деле нарисовал художник

Файлы: 1 файл

Тайна Джоконды.docx

— 19.16 Кб (Скачать файл)

ТАЙНА «ДЖОКОНДЫ»

Люди издавна интуитивно чувствовали, что в этом портрете, созданном  гениальным Леонардо, кроется какая-то тайна. Ведь не зря до сих пор не стихают споры о том, чей портрет  на самом деле нарисовал художник.

В 1502-1506 гг. Леонардо да Винчи написал  свое самое значительное произведение - портрет Моны Лизы, жены мессера Франческодель Джоконде. Спустя многие годы картина получила более простое название - «Джоконда». Имя «Джоконда» стало условным, так как у многих возникли сомнения относительно личности женщины, изображенной на картине.

В XVI в. Джордже Вазари, соотечественник  Леонардо, автор известного «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», так и не смог объяснить, почему художник не отдал Франческо  дель Джокондо портрет его жены.

С тех пор появилось множество  гипотез, авторы которых пытаются ответить на вопрос: кто изображен на картине? Наиболее интересной является гипотеза американских исследователей, которые  пришли к выводу, что на портрете изображен сам Леонардо да Винчи. Подобное заключение было сделано в  результате сравнительного анализа  автопортрета художника и «Джоконды» с помощью специальной компьютерной программы. Другие исследователи, сравнивая  «Джоконду» с портретами вельможных особ того времени, с другими картинами  Леонардо да Винчи, давали ей иные имена, если вдруг обнаруживали портретное сходство.

Леонардо, конечно же, не писал своего автопортрета под видом Моны Лизы, которая действительно позировала. В противном случае он был бы уличен и высмеян сразу же возле портрета, так как было бы легко сравнить оригинал с его изображением. Даже Рафаэль, великий художник, который, несмотря на свою молодость, был допущен  к картине, ничего подобного не заметил.

Чтобы разгадать тайну «Джоконды», необходимо отметить, по крайней мере, два странных факта биографии  Леонардо да Винчи.

1. Леонардо не рисовал самого  себя.

До нас не дошел ни один живописный автопортрет Леонардо. Известен лишь рисунок, сделанный через несколько  лет после создания «Джоконды».

В чем же кроется неприязнь Леонардо к своей внешности?

2. Леонардо не имел семьи.

Нет ни одного свидетельства о том, что он любил какую-либо женщину (не считая нежных чувств и намека на платоническую любовь к Чечилии Галлерини, любовнице Лодовико Моро). И это при том, что Леонардо был статным и красивым, сильным и мужественным, обходительным и образованным.

Почему же Леонардо так и не полюбил  ни одной женщины?

Чтобы ответить на эти вопросы, заглянем сначала в раннее детство художника  и историю семьи да Винчи. Отец Леонардо, нотариус сер Пьеро да Винчи, владел имением в окрестностях местечка Винчи в Тосканских Альбанских торах. Здесь, в горах, он и встретил будущую мать Леонардо, девушку по имени Катерина. Она была простой крестьянкой - крепкой, здоровой и красивой.

Серу Пьеро было 25 лет, когда  в 1452 г. Катерина произвела на свет Леонардо. «Тут же старый Антонио (отец Пьеро), - пишет  один из биографов Леонардо, - чтобы  выбить у Катерины дурь из головы и успокоить свою совесть, женил сына на флорентийке Альбиере из семейства Амадори и, развязав толстую мошну, уговорил молодого человека Пьеро дель Вакка, прозванного за горячий нрав Задирой, жениться на красивой обманутой Катерине».

Так Леонардо, едва успев появиться  на свет, был разлучен со своей матерью.

Уже в возрасте пяти лет он начал  замечать, что какая-то женщина неотступно следит за ним. Это была Катерина, его  мать. Он часто встречал ее во время  прогулок. Катерина обычно стояла у  одного из домов селения и с  печальной улыбкой смотрела на Леонардо. В сознании Леонардо с детских лет отпечатался образ Катерины - красавицы-крестьянки. Для Леонардо она оставалась просто Катериной даже тогда, когда он уже во Флоренции узнал, что жена Пьеро Задиры его мать.

Он был влюблен в собственную  мать. Вот почему он никогда не любил  другую женщину и не имел семьи. Вот  почему он не писал автопортреты. Леонардо был очень похож на свою мать. Стоило ему нарисовать самого себя, как на холсте проступили бы черты  его матери, но только в мужском  обличье. Учитывая его состояние, легко  понять, что вынести такое для  Леонардо было тяжело или невозможно.

Леонардо не мог не желать написать портрета Катерины. Он отчетливо помнил дорогие ему черты. Однако, для написания картины, достойной его кумира, картины, где Катерина была бы как живая, ему была необходима модель. По всей видимости, Мона Лиза Герардини, жена Франческо дель Джокондо, была похожа на Катерину или напоминала ее. Точно известно лишь одно: художник писал ее портрет не по заказу.

Чем еще, кроме портретного сходства, могла привлечь художника Мона Лиза? Она печально улыбалась. Мона Лиза в это время все еще не пришла в себя после смерти дочери. Печальная улыбка молодой женщины оживила в памяти Леонардо улыбку Катерины, его матери, которую к тому времени он уже похоронил.

Улыбка Джоконды почему-то особенно не дает покоя врачам. Для них портрет Моны Лизы – идеальная возможность потренироваться в постановке диагноза, не опасаясь последствий врачебной ошибки.

Известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. В своей практике он даже назвал этот паралич «болезнью Моны Лизы», видимо, добиваясь психотерапевтического эффекта за счет внушения пациентам ощущения причастности к высокому искусству.

Один японский врач абсолютно уверен в том, что у Моны Лизы был высокий уровень холестерина. Свидетельство тому – типичной для подобного недуга узелок на коже между левым веком и основанием носа. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась.

Джозеф Борковски, американский стоматолог и эксперт по живописи, считает, что женщина на картине, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. «Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы», - утверждает эксперт.

Леонардо взялся написать для Франческо  дель Джоконде портрет его жены Моны Лизы и, протрудившись над ним  четыре года, так и оставил его незавершенным.

Долгих четыре года, затратив, по некоторым подсчетам, не менее 10 000 часов, с лупой в руке Леонардо создавал свой шедевр, нанося кистью мазки величиной в 1/20-1/40 мм. На такое был способен только Леонардо - это каторжный труд, работа одержимого.

Когда же портрет был готов (не считая пейзажа), флорентийцы признали в женщине, изображенной на картине, Мону Лизу. Некоторое расхождение между портретом и оригиналом они отнесли к художественному видению автора, ведь портреты зачастую не передавали модель с фотографической точностью, а, напротив, приукрашивали ее. Поэтому Мону Лизу узнали все, кроме ее мужа.

Но и он не знал, что это Катерина, на которую Леонардо был похож  в молодые годы. Именно этим обстоятельством  объясняется такой странный на первый взгляд результат сравнительного компьютерного анализа «Джоконды» и автопортрета.

Закончив портрет, Леонардо сразу  же покинул Флоренцию. Картину он забрал с собой, так как она  имела большую ценность только для  него 16 лет - до конца своей жизни - он не расставался с портретом, постоянно хранил его у себя и  никому не показывал. И еще один любопытный факт. Позднее, после отъезда из Флоренции, Леонардо написал фон картины. Это  горный пейзаж.Это горы, в которых она родилась, это ее мир.

Леонардо да Винчи, скрытный и гениальный, глубоко упрятал тайну «Джоконды».


Информация о работе Тайна Джоконды