Тайна янтарной комнаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 22:09, реферат

Описание работы

Янтарная комната считается одним из крупнейших произведений искусства 18 века, которое часто называют «восьмым чудом света». Теперешняя стоимость этих сокровищ составляет 155 млн. долларов. Но следы комнаты теряются после 1944 года. Существует множество версий о ее сегодняшнем месте нахождения, но найти ее до сих пор не удалось. Это огромная тайна, разгадать которую ученые пытаются уже не один десяток лет. Мне эта тема очень интересна.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………….3
1.История янтарной комнаты………………………………….4
2.Интерьер янтарной комнаты………………………………...6
3.Тайна янтарной комнаты……………………………………..7
Заключение……………………………………………………..12
Список использованной литературы………………………….13

Файлы: 1 файл

янтарная комната-реферат.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки РФ

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

 

 

Дисциплина: Культурология

 

 

Реферат

ТАЙНА ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ.

 

 

Студент группы 5-М-1

И.С.Давыдова

Руководитель:

канд. ист. наук, доцент

А.Н. Алексеев

 

 

 

 

Санкт-Петербург

                                                      2014

Оглавление

Введение ……………………………………………………….3

1.История янтарной комнаты………………………………….4

2.Интерьер янтарной комнаты………………………………...6

3.Тайна янтарной комнаты……………………………………..7

Заключение……………………………………………………..12

Список использованной литературы………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Янтарная комната считается одним из крупнейших произведений искусства 18 века, которое часто называют «восьмым чудом света». Теперешняя стоимость этих сокровищ составляет 155 млн. долларов. Но следы комнаты теряются после 1944 года. Существует множество версий о ее сегодняшнем месте нахождения, но найти ее до сих пор не удалось. Это огромная тайна, разгадать которую ученые пытаются уже не один десяток лет. Мне эта тема очень интересна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История янтарной комнаты.

История янтарной комнаты насчитывает чуть менее трехсот лет и восходит ко времени Петра I. Но прежде чем начать рассказ об этом уникальном интерьере, который называют восьмым чудом света, следует сказать несколько слов о материале, из которого изготовлен его декор.

В 1701г. королем Пруссии стал Фридрих I. Его жена, София-Шарлотта, занялась перестройкой личной резиденции. Эта работа была поручена придворному архитектору И.Ф. Эозандеру. Скромный дворец королевы-Шарлоттенбург - должен был превратиться в изысканное здание с длинным парковым фасадом по версальскому образцу.

Пребывание в Кенигсберге, столице янтарного производства, подтолкнуло короля и королеву к мысли о создании в строящемся дворце кабинета из янтаря. В 1704г. в Шарлоттенбург приезжает янтарных дел мастер из Кенигсберга Г.Вольфрам, а в 1707г. - Г.Турау и Э.Шахт из Данцига. Над созданием янтарных панелей они трудились до 1709г., но вынуждены были прекратить работу в Шарлоттенбурге, так как королю пришла мысль украсить янтарной галереей, но уже более просторной, другую резиденцию в Ораниенбурге. Работа это тоже не была доведена до конца, так как король теперь приказал переместить янтарные панели в Берлин, в Королевский замок. В 1713г. Старый король умер, а его сын и последователь Фридрих-Вильгельм I приказывает вмонтировать готовые части янтарной облицовки в один из кабинетов Берлинского дворца.

В 1716г. Петр I встречается с молодым прусским монархом в городе Хавельберге для того, чтобы заключить союз против шведов. Для закрепления личной дружбы и в ознаменование достигнутого союза Фридрих-Вильгельм I преподносит русскому царю подарки: он передает Петру королевскую яхту «Либурника» и незаконченные янтарные панели.

До недавнего времени автором создания Янтарного кабинета называли архитектора А. Шлютера, но современный исследователь доктор Б. Герес, директор объединения «Прусские дворцы и парки Берлина-Бранденбурга» (Германия), на основании вновь найденных документов называет И.Ф. Эозандера автором проекта.1

Королевская яхта «Либурника» пришлась как нельзя кстати увлекающемуся мореплаванием Петру, а янтарные панели из Берлинского дворца являлись драгоценным произведением искусства. Озабоченный сохранностью панелей Петр дал письменное наставление о том, как транспортировать их в Россию.

Янтарный кабинет не стал  сразу при получении украшением царского дворца, так как часть янтарных панно при транспортировке отклеилась от основания, часть поломалась. Кабинет был помещен в служебный флигель (людские покои) Летнего дворца, где хранились мелкие янтарные вещи, подаренные русскому двору в разные времена. Там панно пролежали в ящиках до 1743г.

В 1743г вступившая на престол дочь Петра I Елизавета стала отстраивать свою официальную резиденцию - Зимний дворец. Для убранства одного из парадных покоев императрица решила использовать полученный из Пруссии ее отцом в подарок берлинский Янтарный кабинет. Для починки и исправления янтарных панно в феврале 1743г. был приглашен итальянец А. Мартелли, мастер лепного и штукатурного дела.

Проектирование и строительство Третьего Зимнего дворца Елизавета поручает придворному архитектору Ф.Б. Растрелли. Приступив к проектированию Янтарного зала, Растрелли обнаруживает, что имеющихся деталей для украшения интерьера недостаточно. Возникает необходимость в создании новых архитектурно-декоративных элементов. Растрелли компенсирует недостаток деталей зеркальными пилястрами в резных золоченых рамках. Откосы дверей, наличники, карнизы вырезают из дерева и раскрашивают под янтарь. Самыми эффективными и значительными в декоре прежнего интерьера были три богато орнаментированные янтарные рамы, в которые теперь помещают картины И.Гроота.

Для достижения симметричности их расположения было решено изготовить четвертую раму, но из дерева. Тогда прусский император Фридрих II, желая доставить удовольствие Елизавете, заказывает в Кенигсберге четвертую янтарную раму. В ее декоре были использованы аллегории, прославляющие русскую императрицу: раму венчала российская корона, внизу располагалась композиция с российским двуглавым орлом на фоне знамен и оружия. В 1745г. рама была отправлена в Петербург. Императрица осталась довольна подарком.

Отделка была закончена в 1746г. Нарядный интерьер использовался для официальных приемов и торжеств. Так, известно, что в Янтарном зале принимали шведского и польско-саксонского посланников.

Интерьер янтарной комнаты.

Янтарная комната располагалась в так называемой «Золотой анфиладе» парадных залов Екатерининского дворца. По линии север-юг она сообщалась с Картинным и Портретным залами, а с восточной стороны к ней примыкала Малая белая столовая.2

Облицовка из янтаря, относящаяся ко времени Фридриха I, состояла из двенадцати настенных панно и десяти цокольных панелей. В центре четырех широких настенных панно располагались богато декорированные янтарные рамы. В них первоначально находились зеркала, затем в Зимнем дворце - живописные полотна художника Иоганна Фридриха Гроота, замененные в царскосельском дворце на флорентийские мозаики. Янтарные рамы, окружавшие мозаики, представляли собой шедевр камнерезного искусства. Здесь и объемная резьба разного рельефа, и тонкая гравюра на янтаре, и точеные тяги, и прихотливый узор из гроздьев и листьев, и сложные сюжетные композиции. На янтарных панелях среднего размера в центре были расположены зеркала в более легком резном обрамлении, над которыми сильно выступали вырезанные из янтаря накладные королевские короны.

Тайна янтарной комнаты.

1.Русская тайна. Царскосельский краевед Ф. И. Морозов, расспросивший десятки свидетелей, проштудировавший множество исторических трактатов и разных архивных документов, пришел к сверхсенсационному выводу: за полтора-два года до начала Великой Отечественной войны группа советских реставраторов во главе с А. О. Барановским изготовили в масштабе один к одному две 
Янтарные комнаты! Одну из них вывезли немцы, вторая затерялась и, возможно, до сих пор замурована катакомбах царскосельских дворцовых подвалов. Подлинник же достался в 1941 году небезызвестному «другу СССР» Арманду Хаммеру, оказавшему советскому правительству важные услуги в первые месяцы войны.

Сразу после подписания Германией и СССР пакта о ненападение в Кремль на встречу со Сталиным была вызвана целая делегация деятелей советской культуры во главе с А. Н. Толстым. Они решали, что подарить Германии в «знак дружбы». Толстой предложил вернуть Янтарную комнату ее первоначальным хозяевам, а для себя создать точную копию. С его предложением согласились, и в роли главного мастера был приглашен семидесятилетний резчик по янтарю Барановский.

С первых же чисел нового, 1940 года в Пушкине мастер и его ученики начали свою работу, хранящуюся в тайне. Мастерская была окружена двойным кордоном НКВД, но не смотря на это, к Барановскому зачастили комиссии от невообразимых и немыслимых инстанций самого различного калибра. Ему приходилось изготовлять для них различные «сувениры» из янтаря. Скорость изготовления Янтарной комнаты упала в трое. Сталин обещал не допускать «экскурсий» в мастерскую, но они все равно не прекращались. Тогда НКВД провели «санитарную инспекцию». Тут-то Барановского и хватил первый инфаркт – после работы НКВД из членов комиссий, наезжавших на мастерскую, не уцелел никто.

Второй инфаркт настиг А.О. Барановского в мае 1941 года, когда выполненные им и его учениками янтарные панели наконец-то были собраны. Копия оказалась неточной по цветовым соотношениям! По мнению Толстого Барановский выполнил работу лучше, чем предполагалось. Но дело в том, что истинный реставратор не имеет права делать что-либо лучше оригинала. Он же сделал свою Янтарную комнату, и для него это был удар.

2-го июня 1941 года подлинная Янтарная  комната была разобрана, а ее  место заняла копия. Работа Барановского  была тщательным образом сфотографирована  и опять перемещена, видимо, в  специально для нее приготовленный подвал в Екатерининском дворце. Она была тщательно замурована, подходы к забутовкам завалена мусором. А панели подлинника легли на столы мастерской Барановского в Камероновой галерее. В помещение предназначенном для Янтарной комнаты, были смонтированы ученические панели, выполненные в виде модели в полном объеме. Таким образом, 2-го июня 1941 года в Пушкине находились три Янтарные комнаты!

Барановский был отправлен на лечение в Сочи. Больше о нем не было ничего известно. Двое его учеников последовали за подлинной Янтарной комнатой, вывезенной из Царского Села 6июля 1941 года, остальные ученики бесследно исчезли. Янтарная мастерская была полностью разграблена.

В руках у немцев оказалась лишь модель Янтарной комнаты, выполненная учениками Барановского. Они долгое время отказывались верить своим глазам, но, однако, лучше иметь хотя бы модель, чем ничего.

В 1945 году историю об изготовление копии Янтарной комнаты А. Н. 
Толстой рассказал пушкинскому краеведу доктору Е. Головчикеру, причем до самых мельчайших подробностей, назвав при этом имена многих ее участников и свидетелей. В середине 60-х годов эту историю Головчикер поведал на заседание Пушкинских краеведов. Конспект его выступления в 1984 году попал в руки Морозова. Тогда он этому сообщению не поверил. Но когда в 1987 году Морозов рассказал эту «байку» в кругу стариков реставраторов, объявился один из учеников Барановского – А. Н. Воробьев.

Он поведал о еще некоторых странностях этой истории. После сборки в 
Царском Селе подлинная Янтарная комната была перевезена в Москву в 
Третьяковскую галерею, которая к тому времени использовалась как склад 
НКВД. Там она находилась до ноября 1941 года. Потом вновь упакована и отправлена на Тушинский аэродром, откуда ее увезли в американском «дугласе» с курсом на восток. Воробьева тогда «забыли» на аэродроме.

Что касается копии Барановского, то, по утверждению Воробьева, он сам присутствовал при ее замуровке в подвале. Он упоминал в своем рассказе туннель соединяющий Екатерининский и Александровский дворцы не напрямую, а через подвалы бывших казарм лейб-гвардии, расположенных на углу улиц Пролетарской и Революции.3

Дважды в 1968 и 1975 годах от американцев Воробьеву поступали заманчивые предложения по реставрации «подлинника». На самом деле подлинник от модели мог отличить лишь Барановский. Воробьев умер, рассказав лишь то, что счел нужным. Умерли так же и многие другие вплотную подошедшие к разгадке тайны.

«На мой взгляд, - заявляет Ф. И. Морозов, - подлинная Янтарная комната была отправлена в середине ноября 1941 года в США – на имя Арманда Хаммера, президента компании «Оксидентал Петролеум», «лучшего американского друга СССР», которого уже, кстати, тоже нет в живых…»

В первые же месяцы войны Германии против СССР А. Хаммер развил такую кипучую и бурную деятельность по организации поставок в СССР английских истребителей «Спитфайер-1», впускавшихся в США по лицензии, что со стороны могло показаться: либо Хаммера удалось завербовать сотрудникам НКВД – что невероятно с любой точки зрения, либо он сошел с ума. Позднее этот американский мультимиллионер публично выступает за скорейшее открытие второго фронта. Чем навлекает на себя волну возмущения со стороны влиятельных американских кругов. Падение уровня популярности Хаммера ведет к падению курса акций его компаний, но он упрям. Истребители направляются в 
СССР на безвозмездной основе. Откуда такая щедрость, которую Хаммер никогда раньше не проявлял? Не Янтарная ли комната причина тому?

Янтарная комната – звено, потянув за которое неизбежно вытаскиваешь на свет подлинную подоплеку второй мировой войны, задевая вопросы государственной безопасности США и всех европейских стран, включая Россию. Поэтому лица, близко подходившие к разгадке, пали жертвой спецслужб, которые были вынуждены заниматься этим грязным делом, защищая интересы национальной безопасности.

2.Морская версия. Еще одна версия  имеет достаточно солидную документальную основу. Военный журналист Сергей Турченко обнаружил в Центральном государственном архиве РФ копию справки, составленной известным германским искусствоведом Георгом Штайном под названием «Движение Янтарной комнаты». Основываясь на документах, он утверждает, что в январе 1945 года по приказу гауляйтера 
Эриха Коха была осуществлена попытка вывезти Янтарную комнату вместе со старинными русскими иконами и прочими ценностями на Земландский полуостров, чтобы отправить на каком-либо из судов в Данциг, а затем еще дальше – в Гамбург или Киль.

По другим данным, гитлеровцы погрузили Янтарную комнату на транспорт «Вельгельм Густлоф», который был торпедирован в море советской подводной лодкой «С-13» под командованием Александра Маринеско и затонул. Эту версию многие считают возможной. Сейчас в Калининграде идет подготовка экспедиции к затонувшему в Гданьском заливе «Вельгельму Густлофу».

Информация о работе Тайна янтарной комнаты