Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2015 в 10:46, курсовая работа
Нами поставлены следующие цели и задачи: а) анализ сведений об истории исследования традиционной танцевальной культуры данных народов, в том числе подражательных танцев; б) краткая характеристика танцевальной культуры этих народов; в) анализ подражательных танцев народов Севера с точки зрения сюжета и лексики, в котором нашли отражение различные мифы, сказки, разнообразные обряды, верования. Рассматриваются характерные и имитационные позы, движения, пантомимические выражения (мимика, гримасы) в контексте народного танцевального костюма, атрибутики и музыки.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ГЛАВА I. Танцевальная культура коренных народов Севера
1.1 Танцевальная культура эвенов и эвенков
1.2 Танцевальная культура ительменов, коряков, чукчей и юкагиров
1.3 Танцевальная культура эскимосов
3. ГЛАВА II. Подражательные танцы коренных народов Севера
2.1 Взаимосвязь сюжетов подражательных танцев с фольклором и обрядовой культурой
2.2 Лексика подражательных танцев народов Севера
4. Заключение
5. Список использованной литературы
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ГЛАВА I. Танцевальная
культура коренных народов
1.1 Танцевальная культура эвенов и эвенков
1.2 Танцевальная культура ительменов, коряков, чукчей и юкагиров
1.3 Танцевальная культура эскимосов
3. ГЛАВА II. Подражательные танцы коренных народов Севера
2.1 Взаимосвязь сюжетов
подражательных танцев с
2.2 Лексика подражательных танцев народов Севера
4. Заключение
5. Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Арктическая цивилизация существует уже несколько тысячелетий и только в XIX-XX вв. мировая наука открыла для себя уникальные явления культуры, созданные коренными народами Севера. Вызывает восхищение то, что северные народы, проживающие на гигантских просторах Российской Федерации, смогли не только выжить, но и создать свою неповторимую традиционную культуру.
У каждого из коренных народов Севера мы встречаем древнюю мифологию, насыщенную поэтической образностью, символами и иносказаниями, танцевальную культуру, народную песню, музыкальную культуру.
Традиционная хореография коренных народов Севера была почти неизвестной в этнографии вплоть до начала XX века, но сегодня четко прослеживается несколько этапов ее исследования. Первые достоверные описания отдельных танцев, пластики, движений в обрядах и ритуалах появились в конце XVIII - начале XIX вв. в работах В.Г. Тан-Богораза, И.Е. Вениаминова, И.Г. Вознесенского, Ф.П. Врангеля, И.И. Георги, Н.Л. Гондатти, К.В. Дитмара, Л.А. Загоскина, В.И. Иохельсона. С.П. Крашенинникова, М.А. Кастрена, Ж. Лессепса, Я.И. Линденау, Р.К. Маака, А.Ф. Миддендорфа, Г.А. Сарычева, Г.В. Стеллера, П.С. Палласа и других.
В начале, середине и конце XX века хореографической этнографией занимались и продолжают заниматься: А.А. Айзенштадт, А.И. Алексеева, А.Ф. Анисимов, А.С. Берг, В.Г. Тан-Богораз, И.А. Бродский (Богданов), Г.М. Василевич, Б.А. Васильев, И.А. Вдовин, М.Г. Воскобойников, Г.Н. Грачева, И.А. Гурвич, Н.Н. Диков, Б.О. Долгих, М.Н. Жирков, О.Э.Добжанская, Л.Н. Жукова, В.Ф. Зуев, Г.Н. Курилов, Р.Г. Ляпунова, Н.В. Лукина Г.А. Меновщиков, А.П. Окладников, А.А. Попов, Г.Н. Прокофьев, Е.М. Робандеева, Ю.Б. Симченко, З.П. Соколова, С.Н. Стебницкий, Ч.М. Таксами, В.Н. Черницов, Л.В. Хомич, В.И. Цинциус. Ю.И. Шейкин и др. Особо подчеркнем заслуги в этой области этнохореографов, таких как С.Зверев, У.Избеков, М.Я. Жорницкая, Ф.С. Иванов, С.Ф. Карабанова, Н.С. Каплин, Э.А. Королева, Т.П. Лукашкина, А.А.Петров, А.Г. Лукина, В.Н.Нилов, Е.А. Рультынэут, Л.Г. Степанова, И.Г. Скляр, Н.А. Стручкова, Л.Е. Тимашова, С.Н. Худяков и др.
Сегодня коренные народы Севера расселены почти на половине территории Российской Федерации. Эти народы имеют официальный статус в десяти автономных округах: Агинском-Бурятском, Коми-Пермяцком, Корякском, Ненецком, Таймырском (Долгано-Ненецком), Усть-Ордынском, Ханты-Мансийском, Чукотском (Чукотско-Эскимосском), Эвенкийском, Ямало-Ненецком. В пяти республиках (Алтае, Бурятии, Коми, Тыве, Якутии); в четырех краях (Алтайском, Красноярском, Приморском, Хабаровском); одиннадцати областях (Амурской, Архангельской, Иркутской, Камчатской, Кемеровской, Магаданской, Мурманской, Сахалинской, Томской, Тюменской, Читинской).
В данной работе традиционная хореография коренных народов Севера представлена семью этнокультурными группами (объединенными по лингвистическому признаку), в каждой из которых сложилась своя система традиционных и культурно-ценностных ориентаций и своеобразной пластики:
- алеутско-эскимосские народы (алеуты и эскимосы);
- палеоазиатские народы (ительмены, коряки, чукчи, юкагиры);
- северо-самодийские народы (ненцы, энцы, нганасаны и селькупы);
- югорские (манси и ханты);
- тунгусские народы (эвенки и эвены);
- тунгусо-маньчжурские народы (нанайцы, удэгейцы, уличи и нивхи);
- тюркские народы (долганы, тофалары и якуты).
Актуальность темы.
Актуальность темы диктуется тем, что в наше время танцы коренных народов Севера изучены недостаточно, в частности, подражательные танцы. Сам образ жизни и традиционные виды хозяйствования этих народов обусловили их традиционную культуру. Традиционные танцы народов Севера были тесно связаны с окружающей природой и обожествлением различных духов, тотемов, олицетворяющих разные явления природы. С другой стороны, питательной средой для танцевальной культуры были богатый устный фольклор, разнообразные обряды и традиционные верования этих народов. Отсюда и исходят подражательные танцы коренных народов Севера.
Цель и задачи исследования.
Истоками подражательных танцев являются близость к природе, восприятие окружающей природы как живого организма, когда эти народы все вокруг одухотворяли, различные явления природы они наделяли духами-хозяевами, поклонялись тотемам своих родов, которых они представляли в виде различных рыб, птиц, животных. В традиционном мировоззрении этих народов преобладало чувство слитности с природой, кормящей их, обожествление природы, их образ жизни и традиционные виды хозяйствования (оленеводство, звероловство, рыболовство, охота). Для исследования нами отобраны следующие северные народы: эвены, эвенки, юкагиры, коряки, ительмены, чукчи, эскимосы, традиционная и танцевальная культура которых в целом достаточно изучена исследователями разных поколений. Исходя из этого, нами поставлены следующие цели и задачи: а) анализ сведений об истории исследования традиционной танцевальной культуры данных народов, в том числе подражательных танцев; б) краткая характеристика танцевальной культуры этих народов; в) анализ подражательных танцев народов Севера с точки зрения сюжета и лексики, в котором нашли отражение различные мифы, сказки, разнообразные обряды, верования. Рассматриваются характерные и имитационные позы, движения, пантомимические выражения (мимика, гримасы) в контексте народного танцевального костюма, атрибутики и музыки.
Новизна исследования.
Новизна исследования заключается в том, что впервые целенаправленно и комплексно изучены наиболее распространенный вид северных танцев - подражательные танцы, которые являются наиболее характерными и оригинальными в танцевальной культуре этих народов. Дается сравнительный анализ подражательных танцев этих народов, у которых есть много общего, характерного, но есть и отличия. Именно новизну работы представит выявление своеобразия подражательных танцев.
Практическая значимость.
Полученные результаты анализа подражательных танцев с точки зрения сюжета и лексики, а также характеристики танцевальной культуры данных народов могут быть полезны для специалистов-хореографов, этнографов, культурологов, а также для широкого круга лиц, интересующихся культурой этих народов. Работу можно порекомендовать студентам ВУЗов, ССУЗов, учителям школ, преподавателям для работы над изучением северного танца, руководителям самодеятельных коллективов. Анализ конкретных подражательных танцев представят интерес для самих носителей культуры коренных народов Севера.
Дипломная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложения. В первой главе «Танцевальная культура коренных народов Севера» дается характеристика танцевальной культуры по трем группам народов: а) эвенов, эвенков; б) ительменов, коряков, чукчей и юкагиров; в) эскимосов. Данная характеристика дается на фоне традиционной культуры этих народов, их традиционного образа жизни, типов хозяйствования, мировоззрения, религиозных верований и представлений, фольклорных жанров и обрядовой культуры.
Во второй главе «Подражательные танцы коренных народов Севера» нами анализируются взаимосвязь сюжетов подражательных танцев с фольклором и обрядовой культурой этих народов. Основу разнообразных сюжетов подражательных танцев составляют мифы, сказки, поверья, праздники календарного цикла обрядов и промысловые обряды, связанные с сезонными периодами охоты и традиционных промыслов (звероловство, рыболовство и др.). Анализ лексики подражательных танцев народов Севера включает характерные и имитационные позы, движения, пантомимические выражения (мимика, гримасы), которые нами рассматриваются в совокупности музыки, народного танцевального костюма и атрибутики. Здесь нами выявляются общие характерные черты, а также их своеобразие.
В заключении нами даются определенные выводы проделанной работы.
5. Список использованной литературы
ГЛАВА I. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
1.1 Танцевальная культура эвенов и эвенков
Традиционным занятием кочевых северных народов в далеком прошлом была охота на дикого оленя, лося, барана, а в прибрежных районах рыболовство и отчасти охота на морского зверя. Эвены и их ближайшие родственники эвенки очень сходны по языку и культуре. Около 2000 лет назад они одомашнили северного оленя и приобрели навыки оленеводства, которое остается до настоящего времени их основным занятием.
Эвены
Эвен (самоназвание), устаревшее русское - ламуты ("приморские жители", от эвенкийского ламу - "море"). Эвены родственный эвенкам народ расселены небольшими группами на обширной территории Магаданской и Камчатской областей, Хабаровского края и Республики Саха (Якутия). Численность эвенов составляет около 17 тыс. человек. На территории Якутии их насчитывается 9216 человек.
Основным занятием эвенов было оленеводство, которое обусловило формирование особого, кочевого уклада жизни, самобытной культуры. Народ выработал своеобразное мировосприятие, прежде всего через свою хозяйственную организацию. Олень давал эвену все основные источники его существования. Одновременно он оказывал огромное влияние на родовую организацию кочевников, регламентировал их взаимоотношения. Ритуальная культура эвенов всецело исходила и определялась их оленеводческо-охотничьим хозяйством. Мировосприятие, миропознание и миропонимание народа формировались под непосредственным влиянием уклада и образа жизни кочевника - этого сына северной природы.
Именно это обстоятельство сыграло решающую роль в становлении определенных черт традиционного мировоззрения эвенов. Вполне понятно, что мировоззрение любого народа, в данном случае и эвенов, подвергается весьма сильному влиянию соседних народов. Для эвенов - это были эвенки, юкагиры, коряки, якуты, русские и другие народы. Поэтому в их религиозных представлениях соседствовали и некоторые христианские, и шаманистические, и анимистические представления. Духи природы и конкретной местности, культ медведя, оленя, предков сохранялись в памяти народа. Объектами поклонения являлись солнце, луна и другие светила.
В прошлом, обрядовые обычаи эвенов включали массовые общеплеменные ритуальные празднества, содержащие благопожелания и религиозные песни-пляски, личные взаимодействия человека с миром духов на основе шаманства. Особое место занимала охота на медведя, регламентированная строгими правилами и обрядами. По случаю добычи медведя устраивали Медвежий праздник.
Танцы были основным развлечением после долгих месяцев зимы, ограниченной семейным кругом, бесконечных скитаний охотников в тундре. Девушки готовились к летнему хороводу с зимы, расшивая бисером и подшейным волосом оленя фартуки, кафтаны и капорообразные шапки из желтоватой дымленой или белой ровдуги. Традиционная хореография тунгусских народов (эвенов и эвенков), широко расселенных по центральной и восточной Сибири, имеет общую систему круговых танцев-хороводов с пением и обладает жанровой самостоятельностью, функционируя в общеэтнических, семейных и шаманских празднествах.
Круговые танцы-хороводы «ХЭДЬЕ», «ХЭДЬЭ», «ХЭДЮГЭ» сопровождались песней запевалы, которому вторили все исполнители.
Слово «Хэдьэ» означает танец. Исследователи эвенского языка В.И. Цинциус и Л.Д. Ришес в «Русско-эвенском словаре» пляску, танец эвенов переводят так: «хэдье», «хэдъэ», «хэдюгэ», «хэдедэй» и др.
Устраивали их, как правило, вечером, когда спадала жара. В сумерках белой ночи яркая легкая национальная одежда эвенов придавала хороводу праздничный, живописный вид.
«ХЭДЮГЭ» -- женский хороводный танец. Исполнительницы становятся в круг лицом к центру. Руки, согнутые в локтях, могут быть соединены ладонями (под руки); подняты вверх «свечкой» так, чтобы локти ложились на плечи соседей; вытянуты в стороны на уровне плеч и соединены ладонями так, чтобы пальцы были подняты вверх, а кисти согнуты.
Движение исполняется плавно, перекатом, будто танцуют по мягкому мху. Первый шаг делают правой ногой вперед вправо, перекатывая ступню с пятки на низкие полупальцы, пятку левой ноги приподнимают, руки плавно проводят вперед до уровня плеча. Затем делают шаг левой ногой назад за правую ногу с продвижением вправо, перекатывая ступню с полупальцев на пятку, правую ногу плавно переводят на каблук, руки опускают вниз. Круг плавно движется вправо. С ускорением темпа шаги переходят в прыжки.
Девушки делают прыжок на низкие полупальцы правой ноги вперед вправо, мягко приседая, руки поднимают от локтя вверх «свечкой», левую ногу подтягивают носком к правой ноге до уровня щиколотки. Затем следует прыжок на левую ногу, двигаясь вправо, правую ногу подтягивают к левой, касаясь носком щиколотки левой ноги, руки опускают от локтя вниз.
Движение повторяется и постепенно приобретает характер широкого полета. Тогда руки опускают на плечи ладонями вниз, ладони отрывают от плеч и поворачивают вправо, они как бы взлетают.
Наиболее характерным для эвенов является хороводный круговой танец «ХЭДЬЭ», исполняемый эвенским населением во время празднования Дня оленевода большим числом участников под ритмические выкрики. Обычно хоровод водили весной. Некоторые информаторы говорили, что танец «НОРГЭДЭЙ» относится к весеннему времени (встреча весны и солнца), а «Хэдъэ» -- к осеннему периоду, к прощанию с теплом, когда охотники-эвены перекочевывают на зимние места. Это массовый, наиболее распространенный круговой танец. Он сопровождается отдельными словами и звуками, которые произносит запевала и повторяют все участники. Существует три варианта «Хэдъэ», отличающихся по типу движения.
Первый вариант, зафиксированный в Улахан-Чистайском наслеге Момского района и в Аллаиховском районе, вероятно, наиболее древний. Для него характерно сопровождение специфическими гортанными звуками. Начинают танец мужчины. Взявшись под руки, медленно переступая с ноги на ногу и пружиня в коленях, они двигаются по ходу солнца. Постепенно к ним присоединяются другие танцоры. Когда их собирается достаточное число, круг замыкается, и тогда в него входят женщины. Вначале танцуют, опустив голову. Затем ритм танца убыстряется, все резко поднимают голову и проделывают ею энергичные движения вперед и назад. Подбородок сильно выпячивают вперед, одновременно поднимают и опускают плечи, покачивая согнутыми в локтях руками. Затем голову откидывают немного назад, повторяя движение плечами. Все движения исполняют свободно, не напрягая мышц (как будто бегущий олень мотает головой). После этого делают легкий прыжок влево по кругу, опускаясь с полупальцев на всю стопу левой ноги; правую, скользя носком, подводят к левой ноге, одновременно резко выдвигают подбородок вперед, а плечи приподнимают, чуть-чуть отводят назад и опускают, проводя вперед. Одновременно покачивают согнутыми в локтях руками. Опускаются с полупальцев на всю стопу правой ноги и слегка приподнимают левую ногу, касаясь носком пола. Голову откидывают назад, а плечи приподнимают и опускают, проводя чуть вперед.