Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:16, реферат
В послереволюционные годы театр в Пскове по-прежнему оставался центром культурной жизни города. Постоянной театральной труппы в городе не было, актеры набирались на сезон. Но некоторые работали в нашем театре много лет. Например, артист петроградских театров П. А. Терский. Он был ведущим актером труппы, оказывал всяческое содействие развитию самодеятельного театра, заведовал мастерской народной драмы, которая открылась 1 октября 1920 года на месте бывшего районного гарнизонного клуба. Преподавали в мастерской профессиональные артисты.
1. Новая страна – новый театр
2. ТРАМовское движение во Пскове
3. Попытки преобразования театра
4. «Железная» дисциплина псковских актеров
5. Взаимодействие театров Пскова и Ленинграда
6. Театр – зритель
7. Курс на стационарный театр
8. Успех в Ленинграде
Директором театра стал П. А. Терский.
По календарным планам можно установить, что помимо вышеназванных спектаклей на сцене театра вначале 1933 года шли также пьесы "Огонь", "Дурак", "Овод", "Любовь в упряжке", "Командные высоты".
Словом, репертуар был рассчитан на удовлетворение самых разных зрительских запросов, включая и классику, и пьесы современных драматургов.
4. «Железная» дисциплина псковских актеров
Жесткие административные меры тех лет в отношении трудовой дисциплины влияли и на жизнь театральных коллективов. На основании архивных материалов можно судить о введении в Псковском театре системы штрафов: за опоздание на 16 минут вычиталась 1/48 оклада.
Артистам (почти все они были ленинградцами) запрещалось без разрешения дирекции, даже если они не были заняты в спектакле, уезжать из города. Довольно частыми были увольнения из театра за нарушение трудовой дисциплины. Так, например, за срыв спектаклей 10, 11 и 12 мая 1933 года в Доме культуры на станциях Волховская и Звонкая были уволены десять артистов.
Трудно сказать, насколько оправданы были подобные меры, тем более что, если судить по объяснительным запискам артистов, спектакли не состоялись по объективным причинам. Но таково было время. И требования к театру были такими же, как к любому производственному предприятию. Не случайно, наверное, в 20-30-е годы театр в числе других очагов культуры входил в систему зрелищных предприятий. А раз предприятие, то должен быть производственный план, рост производительности труда, трудовая дисциплина и правила внутреннего распорядка.
Этим же приказом освобожден был от должности директора театра П. А. Терский.
5. Взаимодействие театров Пскова и Ленинграда
В 1936-1937 годах в Пскове гастролируют коллективы Ленинграда: Новый театр, Театр драмы и комедии, театр Леноблисполкома, театр имени обкома ВЛКСМ, а также ТЮЗ. Вопрос о создании детского театра стоял в Пскове очень давно. В 20-е годы на сцене Псковского драматического театра шли спектакли для детей, неизменно пользовавшиеся успехом у зрителей.
Очевидцы вспоминали, что дети, многие из которых впервые пришли в театр, очень эмоционально воспринимали все происходящее на сцене. И когда по ходу действия одного из спектаклей ("Горе-злосчастие") началась стрельба - половина маленьких зрителей разразилась ревом.
В 1928 году вопрос о создании детского театра встал особенно остро и был увязан с проблемой борьбы с беспризорностью. Городские власти решили отвести под театр помещение художественно-промышленной школы и выделили определенную сумму из городского бюджета на его организацию. В середине 30-х годов основная работа с детьми проходила при детском Доме культуры. Здесь в 1934-1936 годах существовал театр учащейся молодежи. На его сцене шли спектакли "Тимошкин рудник", "Дон Кихот", пьесы Островского, спектакли по произведениям А. С. Пушкина. Просуществовал театр недолго, так как испытывал большие материальные трудности.
Вместо него решено было создать в Пскове филиал областного Ленинградского ТЮЗа. В 1937,1938 годах ТЮЗ привозит в Псков новинки репертуара и знакомит с ними школьников. Ребята встречались с ведущими актерами сцены, приезжающими на гастроли в Псков, - с Е. П. Корчагиной-Александровской, Б. П. Чирковым и др.
С особым чувством встречали обычно псковичи приезд Академического театра драмы им. А. С. Пушкина. И это не случайно - этот театр шефствовал над Псковским драматическим театром. В марте 1936 года на сцене Псковского театра с большим успехом шел один из лучших спектаклей Академической драмы - "Страх" Афиногенова с участием Е. П. Корчагиной-Александровской. В мае 1936 года театр показал другую работу - "Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина, где в роли Расплюева выступил Горин-Горяинов.
"В прежнее дореволюционное время Псков был чужд Петербургу, - вспоминал актер. - Он жил своей провинциальной жизнью... Теперь же интересы и жизнь Пскова и Ленинграда одинаковы и отличаются друг от друга только масштабами. В прежние времена актерские выезды в провинцию были войной между робкой недоверчивой толпой, попавшей в театр только от тоски и скуки захолустной жизни, и труппой, желавшей во что бы то ни стало завоевать этого зрителя, на которого смотрели свысока, порой презрительно, как на закостенелого провинциала. Война заканчивалась или разрывом, или перемирием, в некоторых случаях победой. Теперь же на вопрос побывавших в Пскове артистов со спектаклем "Страх", какова публика в Пскове, я получил ответ: "Какая публика? Такая же как всюду..." "Это не публика - наши друзья".
Наверное, это слишком оптимистичные выводы. Но, безусловно, получив возможность познакомиться с разными театрами, с драматургией самой разной идейной и эстетической ориентации, псковские зрители за эти годы действительно "выросли".
6. Театр - зритель
В работе театра часто политические мотивы превалировали над хозяйственными. Судя по бухгалтерской отчетности, цена на билет в Псковском драматическом театре в 30-е годы в среднем не превышала 40-50 копеек и увеличивалась только в случае аншлага. А по заявкам на культпоходы снижалась дополнительно на 50 процентов. В то же время каждый раз большой проблемой для городских властей было найти средства на покрытие расходов за использование театром света, воды, отопления, на приобретение инвентаря и дотации на те же культпоходы.
Но таков был государственный заказ: во что бы то ни стало изменить социальный состав зрительской аудитории.
И театры, выполняя его, стремились не только привлечь к себе рабочих, но и понять их вкусы, психологию. При художественном отделе Главполитпросвета была создана специальная комиссия по изучению зрителя.
В соответствии с ее рекомендациями каждый театр разрабатывал свои формы работы со зрительской аудиторией. В Пскове систематически велась запись предложений и пожеланий зрителей, в соответствии с такими пожеланиями в фойе театра в антрактах выступал музыкальный ансамбль.
Спектакли часто предварялись беседами со зрителями. Артисты выступали в антрактах, выпускали стенгазеты, устраивали тематические выставки. Театр предоставлял свою сцену лучшим коллективам художественной самодеятельности, организовывал смотр молодых талантов, фестивали народного искусства. Постепенно традиционным стало проведение зрительских конференций. В феврале 1935 года состоялась конференция, главной темой которой стала оторванность театра от деревни.
Колхозница Александрова из колхоза "Строитель" Кисловского сельсовета в своем выступлении сказала: "Недавно одна наша колхозница - Ефимова Мария - попала в театр. "Точно в ином свете я побывала", - говорила она. Но таких счастливцев у нас в колхозе мало, а из женщин всего лишь две. А разве не мог бы театр, о котором говорил докладчик, приехать к нам в деревню и дать возможность всем колхозникам в этом "ином свете" побывать, и нас, колхозников, поучить делать хорошие спектакли".
В марте 1936 года 300 женщин-колхозниц, передовиков сельского хозяйства, побывав на спектакле "Власть тьмы" Л. Толстого, направили письмо в газету: "Особенно мы хотим сказать о спектакле, который видели в театре, - запал в самое сердце, вспоминали свою старую бабью долю ..."
7. Курс на стационарный театр
Самое большое внимание пресса уделяла проблеме, которая давно уже назрела в театральной жизни города - отсутствию стационарного театра.
В 30-е годы курс на стационирование театров был взят твердо. Тогда-то и само выражение "провинциальный театр" получило иной смысл - оно теперь переадресовывалось в прошлое. Избавляясь от спешки, рутины, от вечных актерских странствий "из Вологды в Керчь", театры республиканских, областных и даже районных центров больше не желали называться провинциальными.
В Пскове стационарный театр открылся 5 ноября 1939 года. Он был создан на базе Ленинградского областного драматического театра, который, начиная с 1933 года, в течение шести лет работал в Ленинградской области. За короткое время труппа театра добилась значительных творческих успехов.
Начав с несложных пьес, в 1937 году коллектив Ленинградского областного театра первый и единственный из передвижных театров в стране взялся за постановку пьесы Н. Погодина "Человек с ружьем".
Полгода артисты изучали исторический материал, политическую литературу. В течение нескольких месяцев шли репетиции. Исполнитель роли В. И. Ленина Вадим Владимирович Вадимов вспоминал, что только одна сцена встречи Шадрина с Лениным, длившаяся 6 минут, репетировалась 250 раз.
Спектакль был поставлен главным режиссером театра В. Н. Лебедевым. Роль Шадрина исполнял артист А. И. Верный. Спектакль пользовался успехом у зрителей, и этот успех вселил в коллектив уверенность. Затем театр приступил к постановке классики - "Дети солнца" Горького, "Бесприданница" и "На всякого мудреца довольно простоты" Островского. В 1939 году труппа артистов Ленинградского областного театра была переведена в Псков.
Отныне псковский театр получил название областного драматического театра имени А. С. Пушкина.
Материалы о Псковском драматическом театре периодически публиковались в местной и центральной прессе.
Из печати можно узнать, что 9 февраля 1940 года во время гастролей театра в Ленинграде состоялся общественный просмотр спектакля "Полководец Суворов". На нем присутствовали известные люди: профессор Серебряков, театральные критики Березарк, Юткевич, засл. деятель искусств Макарьев и др. По единодушному мнению, постановка была признана творческой удачей нашего театра.
Давнишний друг Пскова, народный артист республики Горин-Горяинов после просмотра спектакля прислал в театр письмо: "Дорогие товарищи! Позвольте вас поблагодарить за прекрасный спектакль, который наглядно показывает, какая громадная разница между прежними провинциальными театрами и театрами сегодняшнего дня... Несите же всюду с собою культуру и искусство..."
Высоко был оценен спектакль "Дети солнца" Горького.
Критики отметили "подлинную лирику", присутствующую в спектакле, "творческую мысль" режиссера, "ощущение горьковского стиля" со стороны актеров. "На сцене были горьковские персонажи, подлинные, с большой социальной глубиной, сценически выразительные, с юмором, с лирикой".
Была отмечена "своеобразная, порой острая работа режиссера А. Турцевича и ряд значительных, безусловно удавшихся актерских образов".
Особо выделялись исполнительницы женских ролей. "Сдержанно, просто, с большим достоинством и глубиной играет Елену Николаевну артистка В. Богданова. С большим лиризмом и неподдельной эмоциональностью проводит трудную роль Лизы артистка Е. Попова".
Традицией псковского театра стала постановка забытых пьес. 18 мая 1940 года состоялся премьерный показ спектакля "Обрыв" по роману Гончарова. В последний раз этот спектакль шел в 1920 году в постановке Ленинградского нового театра. Псковский театр первым возобновил постановку в новой инсценировке М. Браза.
Театральный критик В. Злобин писал:
"Спектакль псковского театра интересен тем, что он правдиво воспроизводит картину начавшейся гибели "дворянских гнезд"... Артистам удалось передать зрителям настроения своих героев, создать произведение об эпохе, когда новые идеи начинают тревожить покой этого общества, этого сонного болота.
Роль Бережковой хорошо играет артистка Верховская. В каждом слове и движении чувств своей героини актриса точно и тонко передает гончаровский замысел".
8. Успех в Ленинграде
В январе 1941 года в Ленинграде состоялся показ театрально-музыкального искусства и художественной самодеятельности Ленинградской области. Псковский театр был приглашен участвовать в этом смотре и представил на суд зрителей и жюри спектакль "Фельдмаршал Кутузов" (В. А. Соловьева). Постановщик спектакля В. Н. Лебедев писал о своей работе: "Передо мною, как перед режиссером, стояла задача сделать спектакль таким, чтобы он был близок нашему сегодняшнему зрителю не только правдивым изложением исторических событий, но волновал бы каждого советского гражданина, любящего свою Родину".
Со стороны псковского театра показ "Кутузова" в Ленинграде был смелым шагом. Ведь премьера этой пьесы состоялась в таком известном коллективе, каким являлся театр имени Ленинского комсомола.
Театральный критик И. Рагинский признался: "С чувством бесконечного волнения шел я на просмотр спектакля "Фельдмаршал Кутузов". Я видел этот спектакль у вахтанговцев, в театре Ленкома и не представлял, как может районный театр при небольшом количестве актеров, ограниченный размером сценической площадки, правдиво показать эпопею 1812 года и исторически правильно раскрыть образ Кутузова. Просмотренный спектакль убедил меня в том, что опасения были напрасны.
Несмотря на ряд существенных недочетов, театр создал волнующий, патриотический спектакль об историческом русском народе, о его замечательном полководце.
Образ Кутузова нашел правильное сценическое воплощение в игре артиста Леонтьева. Постановщик спектакля В. Лебедев правильно понял идею пьесы и глубоко раскрыл образы и характеры русских полководцев".
Эта постановка Псковского драматического театра получила высокую оценку жюри смотра. Народный артист РСФСР Н. Черкасов в числе достоинств спектакля отметил "высокую культуру актерской игры", "глубокое понимание событий эпохи", "содержательность режиссерского замысла". Прессой были отмечены актерские удачи: Ф. Аршинова (Барклай де Толли), А. Мыльцева (Багратион), Р. Воинова (Александр I), А. Пятницкого (Наполеон), Н. Селюцкого (Денис Давыдов).
Но самой дорогой, наверное, была для коллектива театра оценка ленинградской публики. Обратимся к воспоминаниям тех лет. "Зал Выборгского Дома культуры в Ленинграде, вмещавший более тысячи человек, заполнен до отказа. Выступает Псковский драматический театр, - писала в статье "Псковский театр в Ленинграде" Е. П. Корчагина-Александровская. - Идет "Фельдмаршал Кутузов". У подъезда зрители, не сумевшие попасть на спектакль, спрашивают лишний билет...
Информация о работе Театральная жизнь Пскова в 1917-1940 г.г