Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 09:47, контрольная работа
Вопрос о происхождении, генезисе культуры - ключевой вопрос культурологии. От того или иного его решения зависит и вопрос о понимании самой культуры, её сущности, а значит, и тенденциях её развития в будущем. Но здесь есть и другая особенность: в зависимости от понимания культуры решается и вопрос о её порождении, возникновении, генезисе.
Вопрос о происхождении, генезисе культуры - ключевой вопрос культурологии. От того или иного его решения зависит и вопрос о понимании самой культуры, её сущности, а значит, и тенденциях её развития в будущем. Но здесь есть и другая особенность: в зависимости от понимания культуры решается и вопрос о её порождении, возникновении, генезисе.
- отношения по поводу производства этих производительных сил между людьми, что и создаёт общину.
В отношении к природе, то есть в развитии производительных сил, важное место занимают средства труда - "не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд" . Именно их развитие образует то ядро, изменения в котором, как волна по водоёму, передаются на всё общество.
В средствах труда ведущую роль играют орудия труда. В процессе социогенеза основным материалом, из которого изготавливались орудия труда, был камень. Кроме камня, первобытный человек использовал и дерево, и кость, и шкуры животных, но они хуже сохраняются и проследить их эволюцию труднее.
Целесообразное использование орудий труда для получения нужных человеку продуктов образует трудовую деятельность. Эта деятельность всегда осуществляется в определённой общественной форме, во взаимодействии людей друг с другом. Всегда наблюдается единство производительных сил, ядро которых составляют средства труда, и общественных отношений людей, важнейшими из которых являются производственные отношения. Это единство образует способ производства, в зависимости от которого находятся другие виды деятельности, формы отношений и сознания людей.
Естественную базу, на которой создаётся первобытный способ производства, образует территория, место труда, отдыха и всей жизни людей. По расчётам учёных, она охватывала площадь примерно в 200-250 кв. км. Эта территория составляла собственность первобытных людей, которые относились к ней как к своей, как к принадлежащей им сообща, как к общей. Эта была коллективная, общая собственность, или собственность первобытной ассоциации. Охотничья территория - важнейший фактор, который играет свою роль и у животных. Известно, что своей территорией обладают уже насекомые - осы, пауки, муравьи. Тем более важную роль территория начинает играть у более развитых животных: собаки, медведи метят свою территорию, охраняют её "от себе подобных". В первобытном коллективе размер территории определялся способом производства, а не природными факторами. Так как территория была общей, то важнейшей чертой способа производства людей каменного века был его общественный, коллективный характер. Коллективный характер производства приводил к тому, что каждый член общины мог осуществлять своё отношение к средствам производства только как представитель общины, а не как самостоятельный индивид. Отсюда возникает и общественный, коллективный характер распределения, обмена и потребления добычи: то, что добывал человек на территории общины - потреблялось коллективно, совместно. В отношениях внутри общины господствовали отношения равнонеобходимого распределения. Всё, что добывалось членами общины, приносилось на стоянку и уже здесь распределялось в соответствии с потребностями коллектива. Это приводило к тому, что охотник не обязательно получал самую лучшую или большую часть добычи. Продукт распределялся внутри общины и все её члены наделялись своей долей.
В основе социальных связей лежали отношения реципрокного (от лат. reciproco - движение туда и обратно) обмена, взаимности, то есть обмена, обязательного отдара за полученный дар, обязательного воздаяния за полученное оскорбление, мести за нанесённый ущерб.Каждое первобытное сообщество было полностью независимо от соседей, оно носило автаркический характер. Это не значит, что не было связей между общинами: иногда возникала необходимость перемещения по территории другой общины, но она всегда обусловливалась соответствующими соглашениями, существовал и обмен между сообществами, но он не определял сущность труда и жительства данного коллектива: каждый первобытный коллектив был самодостаточным целым.
Различные виды людей сменяли друг друга не мгновенно. Старые и новые их разновидности долгое время существовали подчас на одной территории, по соседству. Так, по схеме, предложенной И. К. Ивановой, архантропы почти 300 тысяч лет сосуществовали с австралопитеками (включая Homo habilis). Соответственно, палеоантропы почти 50 тысяч лет сосуществовали с архантропами. Около 10-15 тысяч лет неоантропы сосуществовали с палеоантропами . Это означает, что не было природной неизбежности их исчезновения. И действительно, существуя на протяжении сотен тысяч лет, вид без видимых природных причин вдруг прекращает своё существование. Почему? Единственным фактором, который мог в таком случае определить судьбу вида, является социальный фактор. Но социальные причины также имеют исторический характер воздействия. Начав процесс изменения природы человека, они не могут прекратить своего влияния. Значит, дело не просто в социальных факторах, а в тех из них, которые мы связываем с культурой. Именно культурные изменения могут сохранить (или устранить) те социальные факторы, которые позволяют становящемуся человеку "проскочить" на новый виток эволюции, подняться ещё на одну ступеньку социального прогресса. И это был не просто социальный, а социально-культурный прогресс. Именно культура отбирает, сохраняет, развивает далее те социальные характеры, которые наиболее полно соответствуют потребностям человека как рода и индивида.
Среди важнейших факторов, обеспечивающих развитие культуры, важнейшим является сам труд, его развитие. Изменения, происходящие в трудовом процессе, могут быть систематизированы по следующим направлениям:
1. Прогресс труда в направлении
роста силового эффекта - динамизм.
Динамизм в труде достигается
не столько за счёт роста
силы отдельного человека, сколько
за счёт использования
2. Возрастание скорости движения
орудий - акселерация. Акселерация связана,
прежде всего, с совершенствованием
орудий, передаче им транспортных
функций: изобретение копья, лука
и стрел сняло для человека
проблему соревнования в
3. Геометрическая правильность
форм орудий и их
4. Прецизионизм - точность движений в работе. Изготовление олдувайских галек сегодня доступно, наверное, любому человеку: достаточно отбить у камня край, чтобы превратить его в орудие олдувайской культуры. Но вот уже в позднем палеолите появляется совершенно новая техника, овладение которой требует специальных навыков: теперь пластины откалывались от правильно гранёных призматических нуклеусов и затем подвергались вторичной обработке сколом и ретушью. Малейший неправильный, неточный удар приводил в негодность плоды многодневного труда. Отсюда точность удара приобретает особую ценность.
5. Дифференциация орудий и
6. Передача всё большего количества технологических операций, которые человек до этого осуществлял сам, орудиям, приводит к изобретению ловушек, ловчих ям, сетей, западней - устройств, функционирующих без непосредственного вмешательства человека, своеобразного "одноразового" автоматического производства.
7. Активное воздействие человека
на природу посредством
8. Упрощение конструкций орудий,
технологии, рост целесообразности,
рациональности. Следует обратить
внимание на экономичность
9. Своевременная и постоянная
замена старых орудий и
10. Индивидуализация орудийной
техники. Вся каменная техника
довольно типична: она одинакова
на огромнейших территориях: рубила,
изобретённые в Европе, ничем
не отличаются от аналогичных
орудий, сделанных в Африке. В
то же время, мы не найдем
двух абсолютно схожих
11. На всём протяжении
Процесс порождения культуры - культурогенез - охватывает одновременно обе стороны жизнедеятельности человека - его материальную и духовную деятельность, и его способности к труду, и его способности к мышлению. Мы до сих пор сталкиваемся с ситуацией, когда социогенез пытаются связать с зарождением мышления у человека, а мышление - напрямую связывают с речью, словесной формой выражения мышления. Однако появление речи фиксируется эмпирически - она появляется 40-50 тысяч лет назад. Но тогда и мышление человека возникает в это же время. Получается, что всё предшествующее время человек жил, не мысля. Если же появление речи связать со "звуковыми символами" - простейшей формой передачи информации, то это также будет неправильно. Ребёнок плачет, то есть издаёт звуки, он передаёт информацию. Но плач не "символ", а "сигнал" - это разные вещи. Плач ребёнка не есть речь. Поэтому и мышление нельзя связывать с речью. Мышление появляется ещё у животных. Чего у животных не появляется, так это общественного сознания, так как у них нет общественного бытия. У животных появляется и "язык" - свои специфические формы передачи информации, например, язык-танец пчел, но у животных не появляется речи, словесной формы выражения своего мышления. До этого у человека были иные формы выражения его "духовности", прежде всего трудовой процесс. Труд - это целесообразная деятельность, и средство труда, орудие труда несёт на себе следы целесообразного, то есть осознанного, воздействия человека. Возможно, у человека в это же время были и иные способы выражения своей духовности - поведение, телодвижения, позы, жесты, мимика, раскраска, звуки. Сказать однозначно трудно, поскольку до нашего времени они не дошли, но мы можем предполагать это, наблюдая жизнь и обычаи примитивных народов, доживших до ХХ века.
Второй, не менее важный фактор существования духовной деятельности у человека каменного века - это огонь. Ни одно животное не пользуется "диким" огнем", не говоря уже о его приручении. А ведь огонь человек "приручил" очень рано - 400-700 тысяч лет назад.
Третий фактор, свидетельствующий о сложной духовной культуре человека, связан с появлением обряда, в частности, погребений: ни одно животное не "хоронит" своих умерших сородичей. Погребения появляются ещё у палеоантропов, в частности, неандертальцев. Раньше труп просто выбрасывали или оставляли на месте смерти. Теперь труп стали сохранять - "хоронить". Захоронение осуществляли в яме, куда клали покойного, придавая ему позу человеческого эмбриона - лежащего на боку, скорченного человека. Иногда помещали орудия труда, засыпали мёртвого охрой, бросали цветы.
Таким образом, в погребении выделяются устойчивые признаки:
- особое расположение ямы - по периферии пещеры, где жила община;
- особое расположение тела умершего;
- ориентация ямы по оси восток-запад;
- помещение набора орудий.
Иногда погребение трактуют в чисто религиозном смысле, утверждая, что это признак веры в загробную жизнь, реинкарнацию (перевоплощение души после смерти), бессмертное существование души и т. д. В этом случае появление самостоятельной духовной культуры, вышедшей из материального производства, связывают, отождествляют с появлением религиозной культуры, религии. В частности, круговое расположение рогов у могилы отождествляют с солярным (солнечным) культом. Но солярный, астральный культ не появляется у охотников, какими были неандертальцы. Эти культы присущи земледельцам.
Но точно так же погребение можно трактовать и в чисто светском "смысле". Само захоронение можно рассматривать как знак, указывающий на собственность - принадлежность пещеры - этой общине. Для охотничьих народов характерно поклонение, почитание духов-хозяев, собственников стад животных, рыбьих стай, охотничьих угодий. Вспомним сказки Бажова о Хозяйке Медной горы. Всё имеет хозяина. Хозяина имеет и пещера, где живут неандертальцы. Это их община в лице их предков. Родители, ныне умершие, оставили им эту территорию, эту пещеру, эту утварь. И поскольку за всё надо "отдаривать" (вспомним принцип реципрокности), то и предков, ныне мёртвых, надо благодарить, вспоминать, почитать, сохранять память о них.
Таким образом, захоронения, обряд погребения, культ мёртвых вовсе не носят религиозного характера, а вытекают из производственных отношений первобытного коллектива, отношений собственности, понятых в той примитивной, превратной форме. Мы вовсе не настаиваем на такой и только такой трактовке погребального обряда. Мы лишь подчёркиваем, что первые формы духовной культуры несли в себе определённое противоречие - они были и рациональны, и иррациональны, они имели, несомненно, и утилитарные, и мистические причины своего возникновения. Впоследствии эти две стороны культуры разойдутся, превратятся в самостоятельные функции, обособятся.
Информация о работе Технологии профилактики, разрешения и урегулирования конфликта