Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 19:51, реферат
В новое время появляются различные философские теории культуры, в которых переосмысливаются античное и средневековое понимания культуры. Латинским словом «культура» стали пользоваться для обозначения таких особенностей человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Первоначально культура понималась как духовная сторона общества.
Теория Ж.-Ж. Руссо. Просветители осознали противоречие между природой и культурой. Первая точка зрения, характеризующаяся в целом пессимистическим взглядом на культуру, берёт своё начало в работах Жан-Жака Руссо (1712 – 1778), который рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы – как наиболее простую и правильную форму жизни человечества. В его концепции культура осмысливается как разделяющая человека и природу.
2. Умеренно неблагоприятная
3. Развитие культуры
4. Если Вызов слишком сильный,
то это может привести к
гибели цивилизации. Слишком благоприятные
условия замедляют или
Карл Ясперс (1883 – 1969).
1. Существует единая мировая линия развития человеческой культуры.
2. В мировой истории культуры выделяют 4 периода:
- прометеевская эпоха (доистория) – первобытная культура, когда происходит становление основных свойств человеческого бытия: использование огня и орудий труда, появление речи, табу, общества, мифа, культурного развития.
- «великие исторические
- осевое время (800 – 200 гг. до н.э.) – становление мировой культуры, заложены основы мировых религий, философии, основные понятия науки.
- технический век – создание
новых информационных
Натуралистическая школа в культурологии. Натуралистическая концепция культуры рассматривает человека и культуру как высшие звенья природной эволюции, через усвоение культурных традиций человек превращается в культурное существо, и культура начинает выступать как внутренняя характеристика человека. Основные положения натуралистической школы таковы:
- человек как культурное
- частичное подчинение
- «Сверх-Я» как основа культурного человека (З. Фрейд);
- коллективное бессознательное как коллективный культурный опыт человечества (К.Юнг);
- история культуры как
Основные положения психоаналитической теории культуры.
Психоанализ Фрейд З. (1856 – 1939).
1. Сознание человека пытается подчинить себе бессознательную (природную) часть психики человека («Оно» – котёл бушующих инстинктов, желаний), вытеснить обратно в бессознательно неприемлемые сексуальные, агрессивные, антисоциальные желания и идеи. Нормы культуры заставляют человека отказаться от удовлетворения желаний бессознательного, приводят к усилению чувства вины и неудовлетворённости
из-за подавляемых желаний.
2. Инстинктивные желания
3. Культура – система
Если культура требует от человека больше, чем он может, то это вызывает у человека невроз или бунт и делает его несчастным. Человеческая душа разрывается между своей изначальной природой и внедренными культурными запретами.
Юнг К. (1875 – 1961).
1. В психике человека существует
«коллективное бессознательное»
2. Духовная культура, творчество
обусловлены бессознательными
3. Социальная значимость
4. Культура призвана вести
5. История культуры и её
Теории культурной антропологии. Культурная антропология изучает процессы формирования человеческой культуры как главнейшей сущности человека, особенности этнических культур, детерминирующие сущность и поведение человека.
Культурная антропология опирается на культурно-специфический подход, т.е. культурантропологи стремятся изучить культуру какого-либо народа как бы изнутри, в полевых условиях, понять её специфику без сравнения с другими культурами, используя при этом специфичные для этой культуры единицы анализа и термины, описывающие любые элементы культуры, будь то жилища или способы воспитания детей, с точки зрения участника или носителя культуры.
Теории культурной антропологии прошли длительный исторический путь своего развития: эволюционизм, диффузионизм, социологическая школа, историческая этнология, этнопсихологическая школа, структурализм, неоэволюционизм при изучении культуры народов.
Эволюционизм. Главную задачу сторонники эволюционизма видели в открытии и обосновании общих закономерностей развития человеческой культуры, в составлении рядов развития культур разных народов. Идеи эволюционизма нашли приверженцев в различных странах, наиболее видными представителями эволюционизма стали:
в Англии – Герберт Спенсер, Эдвард Тайлор, Джеймс Фрэзер;
в Германии – Адольф Бастиан, Теодор Вайц, Генрих Шурц,
во Франции – Шарль Летурно,
в США – Льюис Генри Морган.
Основоположником эволюционной школы заслуженно принято считать выдающегося английского учёного Эдварда Тайлора (1832 – 1917). В 1865 г. он опубликовал книгу «Исследования в области древней истории человечества», где изложил свои эволюционистские идеи, в частности, идею о прогрессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния к современной цивилизации; идею о том, что существующие различия народов обусловлены не расовыми разли-
чиями, а являются лишь разными ступенями развития культур народов; идею о преемственности и взаимосвязи культур разных народов.
В своих рассуждениях он основывался на одном из главных принципов эволюционизма: человек – это часть природы и развивается в соответствии с её общими закономерностями. Поэтому все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, у них обнаруживаются одинаковые черты культуры, а их развитие идёт схожим образом, поскольку определяется схожими причинами.
Разнообразие же форм культуры Тайлор понимал как «стадии постепенного развития, из которых каждая являлась продуктом прошлого и в свою очередь играла известную роль в формировании будущего».
Эти последовательные стадии развития соединяли между собой в один непрерывный ряд все народы и все культуры человечества – от самых отсталых до наиболее цивилизованных.
Морган Л. (1818 – 1881) в книге «Древнее общество» (1877 г.) рассматривал три важные проблемы: роль и место родового строя в истории человечества, историю формирования семейно-брачных отношений и периодизацию мировой истории.
Вся история человечества может быть разделена, полагал Морган, на два больших периода: первый, ранний – организация социальная, основанная на родах, фратриях и племенах; второй, поздний, период – организация политическая, основанная на территории и собственности. По Моргану, родовая организация явилась почти универсальной основой социального строя древнего общества – азиатского, афри-
канского, европейского, американского и австралийского. Она была тем орудием, посредством которого общество было организовано и сохранялось.
Важными и ценными были его идеи о превращении материнского рода в отцовский в связи с накоплением собственности и тенденций передачи её по наследству.
Весьма интересное направление научных исследований Моргана – изучение истории семьи, результаты которого изложены в «Древнем обществе». Систематизировав формы родства у разных народов, Морган выделил следующие стадии развития семьи в истории человечества:
1. Кровнородственная семья – первая форма семьи, следующая за состоянием промискуитета и предполагающая брачные отношения между родными и оллатеральными (побочными, двоюродными) братьями и сёстрами, но запрещающая браки между родителями и детьми.
2. Пуналуальная семья, основывающаяся на групповом браке нескольких сестёр с общими мужьями или нескольких братьев с общими жёнами.
3. Парная, или синдиасмическая семья («без исключительного сожительства»).
4. Патриархальная, т.е. полигамная, семья.
5. Моногамная семья современного вида.
Из всех форм семьи, по мнению Моргана, наиболее устойчивыми и важными были первая, вторая и пятая; именно они породили основные формы родства людей.
Морган предложил разделить историю человечества на три этапа: дикости, варварства и цивилизации, а первые два этапа, в свою очередь, на ступени (высшую, среднюю и низшую), отметив для каждой ступени специфические конкретные признаки. Это была первая универсальная система периодизации всемирной истории.
Эволюционная школа дала первую, довольно стройную, концепцию развития человека и его культуры и исходила из признания идеи прогресса в общественном развитии. Основные идеи эволюционизма заключались в следующем:
- в природе существует единство человеческого рода, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности в одинаковых ситуациях, будут принимать примерно аналогичные решения; это обстоятельство определяет единство и единообразие развития человеческой культуры в любой части света, а наличие или отсутствие контактов между различными культурами решающего значения не имеет;
- в человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. процесс перехода от простого состояния к более сложному; культура, как часть общества, также всегда развивается от низшего к высшему путём непрерывных, постепенных изменений, количественного увеличения или уменьшения элементов культуры;
- развитие любого элемента
- в соответствиями с универсальными законами человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты, и все народы в конечном итоге по единым законам развития должны прийти к высоте европейской культуры (даже без контактов и заимствований достижений европейской культуры).