Теории культуры VIII–IX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 19:51, реферат

Описание работы

В новое время появляются различные философские теории культуры, в которых переосмысливаются античное и средневековое понимания культуры. Латинским словом «культура» стали пользоваться для обозначения таких особенностей человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Первоначально культура понималась как духовная сторона общества.
Теория Ж.-Ж. Руссо. Просветители осознали противоречие между природой и культурой. Первая точка зрения, характеризующаяся в целом пессимистическим взглядом на культуру, берёт своё начало в работах Жан-Жака Руссо (1712 – 1778), который рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы – как наиболее простую и правильную форму жизни человечества. В его концепции культура осмысливается как разделяющая человека и природу.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 31.31 Кб (Скачать файл)

2. Умеренно неблагоприятная природная  и социальная среда бросает  «вызов» обществу, которое посредством усилий «творческого меньшинства» находит решение возникающих проблем, т.е. Ответом на Вызов является новый акт культурно-исторического созидания.

3. Развитие культуры осуществляется  как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. При этом возможны различные варианты развития, ибо возможны разные Ответы на один и тот же Вызов.

4. Если Вызов слишком сильный, то это может привести к  гибели цивилизации. Слишком благоприятные  условия замедляют или прекращают  рост и развитие культуры.

Карл Ясперс (1883 – 1969).

1. Существует единая мировая  линия развития человеческой  культуры.

2. В мировой истории культуры  выделяют 4 периода:

- прометеевская эпоха (доистория) – первобытная культура, когда происходит становление основных свойств человеческого бытия: использование огня и орудий труда, появление речи, табу, общества, мифа, культурного развития.

- «великие исторические культуры  древности» (наличие письменности): египетская, индийская и китайская (IV – II тыс. до н.э.) – история локальных культур;

- осевое время (800 – 200 гг. до н.э.) – становление мировой культуры, заложены основы мировых религий, философии, основные понятия науки.

- технический век – создание  новых информационных технологий, новых источников энергии (это новая прометеевская эпоха, после которой должны возникнуть новые великие культуры).

Натуралистическая школа в культурологии. Натуралистическая концепция культуры рассматривает человека и культуру как высшие звенья природной эволюции, через усвоение культурных традиций человек превращается в культурное существо, и культура начинает выступать как внутренняя характеристика человека. Основные положения натуралистической школы таковы:

- человек как культурное существо;

- частичное подчинение бессознательной, природной части психики человека  культурным нормам;

- «Сверх-Я» как основа культурного человека (З. Фрейд);

- коллективное бессознательное  как коллективный культурный  опыт человечества (К.Юнг);

- история культуры как осуществление  бессознательных основ души человека.

Основные положения психоаналитической теории культуры.

Психоанализ Фрейд З. (1856 – 1939).

1. Сознание человека пытается  подчинить себе бессознательную (природную) часть психики человека («Оно» – котёл бушующих инстинктов, желаний), вытеснить обратно в бессознательно неприемлемые сексуальные, агрессивные, антисоциальные желания и идеи. Нормы культуры заставляют человека отказаться от удовлетворения желаний бессознательного, приводят к усилению чувства вины и неудовлетворённости

из-за подавляемых желаний.

2. Инстинктивные желания сексуальной  энергии (либидо) могут быть преобразованы  человеком в социально разрешаемые виды деятельности (искусство, спорт, политика и т.п.). Сублимация – использование бессознательной энергии в целях разума и культуры.

3. Культура – система общественных  норм, которая стоит над отдельным  человеком. Культура может руководить  человеком лишь потому, что она  сама стала частью бессознательной  психики человека, преобразовалась в «Сверх-Я». Благодаря «Сверх-Я» человек способен жить как культурное существо.

Если культура требует от человека больше, чем он может, то это вызывает у человека невроз или бунт и делает его несчастным. Человеческая душа разрывается между своей изначальной природой и внедренными культурными запретами.

Юнг К. (1875 – 1961).

1. В психике человека существует  «коллективное бессознательное», которое  является идентичным у всех людей и общим для всего человечества, состоит из архетипов, ассоциаций, образов, символов из древних и грядущих времен жизни человечества. В архетипах хранится коллективный исторический опыт человечества. Коллективное бессознательное имеет не природный, а культурный характер, культурное происхождение, но  передаётся по наследству биологическим путём.

2. Духовная культура, творчество  обусловлены бессознательными архетипами, которые всегда переводятся на  язык современности.

3. Социальная значимость искусства: оно создаёт дух времени, даёт  жизнь тем образам, которым духу времени больше всего недоставало.

4. Культура призвана вести диалог  с бессознательным, стремясь обеспечить целостность человеческой души. Но развитие рационализации жизни вызывает крушение символов, ослабление культуры, поэтому растёт число психических расстройств, крайностей в идеологии и поведении людей. Европейская культура должна измениться, чтобы восстановить утраченное единство человеческой души.

5. История культуры и её символического  мира есть осуществление бессознательных  основ души человека.

Теории культурной антропологии. Культурная антропология изучает процессы формирования человеческой культуры как главнейшей сущности человека, особенности этнических культур, детерминирующие сущность и поведение человека.

Культурная антропология опирается на культурно-специфический подход, т.е. культурантропологи стремятся изучить культуру какого-либо народа как бы изнутри, в полевых условиях, понять её специфику без сравнения с другими культурами, используя при этом специфичные для этой культуры единицы анализа и термины, описывающие любые элементы культуры, будь то жилища или способы воспитания детей, с точки зрения участника или носителя культуры.

Теории культурной антропологии прошли длительный исторический путь своего развития: эволюционизм, диффузионизм, социологическая школа, историческая этнология, этнопсихологическая школа, структурализм, неоэволюционизм при изучении культуры народов.

Эволюционизм. Главную задачу сторонники эволюционизма видели в открытии и обосновании общих закономерностей развития человеческой культуры, в составлении рядов развития культур разных народов. Идеи эволюционизма нашли приверженцев в различных странах, наиболее видными представителями эволюционизма стали:

в Англии – Герберт Спенсер, Эдвард Тайлор, Джеймс Фрэзер;

в Германии – Адольф Бастиан, Теодор Вайц, Генрих Шурц,

 во Франции – Шарль Летурно,

в США – Льюис Генри Морган.

Основоположником эволюционной школы заслуженно принято считать выдающегося английского учёного Эдварда Тайлора (1832 – 1917). В 1865 г. он опубликовал книгу «Исследования в области древней истории человечества», где изложил свои эволюционистские идеи, в частности, идею о прогрессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния к современной цивилизации; идею о том, что существующие различия народов обусловлены не расовыми разли-

чиями, а являются лишь разными ступенями развития культур народов; идею о преемственности и взаимосвязи культур разных народов.

В своих рассуждениях он основывался на одном из главных принципов эволюционизма: человек – это часть природы и развивается в соответствии с её общими закономерностями. Поэтому все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, у них обнаруживаются одинаковые черты культуры, а их развитие идёт схожим образом, поскольку определяется схожими причинами.

Разнообразие же форм культуры Тайлор понимал как «стадии постепенного развития, из которых каждая являлась продуктом прошлого и в свою очередь играла известную роль в формировании будущего».

Эти последовательные стадии развития соединяли между собой в один непрерывный ряд все народы и все культуры человечества – от самых отсталых до наиболее цивилизованных.

Морган Л. (1818 – 1881) в книге «Древнее общество» (1877 г.) рассматривал три важные проблемы: роль и место родового строя в истории человечества, историю формирования семейно-брачных отношений и периодизацию мировой истории.

    Вся история человечества может быть разделена, полагал Морган, на два больших периода: первый, ранний – организация социальная, основанная на родах, фратриях и племенах; второй, поздний, период – организация политическая, основанная на территории и собственности. По Моргану, родовая организация явилась почти универсальной основой социального строя древнего общества – азиатского, афри-

канского, европейского, американского и австралийского. Она была тем орудием, посредством которого общество было организовано и сохранялось.

Важными и ценными были его идеи о превращении материнского рода в отцовский в связи с накоплением собственности и тенденций передачи её по наследству.

Весьма интересное направление научных исследований Моргана – изучение истории семьи, результаты которого изложены в «Древнем обществе». Систематизировав формы родства у разных народов, Морган выделил следующие стадии развития семьи в истории человечества:

1. Кровнородственная семья –  первая форма семьи, следующая  за состоянием промискуитета  и предполагающая брачные отношения между родными и оллатеральными (побочными, двоюродными) братьями и сёстрами, но запрещающая браки между родителями и детьми.

2. Пуналуальная семья, основывающаяся на групповом браке нескольких сестёр с общими мужьями или нескольких братьев с общими жёнами.

3. Парная, или синдиасмическая семья («без исключительного сожительства»).

4. Патриархальная, т.е. полигамная, семья.

5. Моногамная семья современного  вида.

Из всех форм семьи, по мнению Моргана, наиболее устойчивыми и важными были первая, вторая и пятая; именно они породили основные формы родства людей.

Морган предложил разделить историю человечества на три этапа: дикости, варварства и цивилизации, а первые два этапа, в свою очередь, на ступени (высшую, среднюю и низшую), отметив для каждой ступени специфические конкретные признаки. Это была первая универсальная система периодизации всемирной истории.

Эволюционная школа дала первую, довольно стройную, концепцию развития человека и его культуры и исходила из признания идеи прогресса в общественном развитии. Основные идеи эволюционизма заключались в следующем:

- в природе существует единство  человеческого рода, поэтому все  люди имеют примерно одни и те же умственные способности в одинаковых ситуациях, будут принимать примерно аналогичные решения; это обстоятельство определяет единство и единообразие развития человеческой культуры в любой части света, а наличие или отсутствие контактов между различными культурами решающего значения не имеет;

- в человеческом обществе имеет  место непрерывный прогресс, т.е. процесс перехода от простого состояния к более сложному; культура, как часть общества, также всегда развивается от низшего к высшему путём непрерывных, постепенных изменений, количественного увеличения или уменьшения элементов культуры;

- развитие любого элемента культуры  изначально предопределено, так  как его более поздние формы  зарождаются в более ранних  формах, при этом развитие культуры  многоступенчато и происходит  в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире;

- в соответствиями с универсальными законами человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты, и все народы в конечном итоге по единым законам развития должны прийти к высоте европейской культуры (даже без контактов и заимствований достижений европейской культуры).


Информация о работе Теории культуры VIII–IX вв