Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 19:29, доклад
Описаны основные теории возникновения культуры.
Теории возникновения культуры
Орудийно-трудовая теория, Ф.Энгельс.
Орудийно-трудовая теория рассматривает в качестве основы возникновения культуры человеческий труд. Эта теория изложена в работе Ф. Энгельса “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”
Наиболее полно и
Натуралистическая теория, Ч.Дарвин, Г.Спенсер, К.Лоренц.
Культура как естественное
выражение эволюции человеческого
рода. Натуралистические предпосылки
лежат в основе концепций возникновения
культуры как следствия саморазвития
человеческого рода, как естественного
выражения его эволюции. При этом
основные “схемы” культурного движения
человечества обнаруживают родство
с процессами в животном мире, а
человеческие феномены имеют, условно
говоря, аналоги с теми явлениями,
которые известны из жизни животных
объединений. Таким образом, структура
человеческой психики однотипна
на всех этапах развития общества, а
законы мышления универсальны и неизменны.
Особенно много сторонников
Игровая теория, Й.Хёйзинга, Г.Гадамер.
Культура возникает как реализация человека играющего. Состязательный характер игры. Целый ряд исследователей развивает игровую концепцию, согласно которой культура возникает как реализация “человека играющего”. Данная идея легла в основу теории голландского историка культуры И. Хёйзинги, который посвятил ее развитию работы “О границах игры и серьезного в культуре” (1933) и “Homo ludens” (1950). Хёйзинга рассматривает природу и значение игры как культурного феномена, выражение этого понятия в языке; так, мы говорим об игре света, игре мыслей, что отражает понимание игры как специфической организации. Хёйзинга анализирует соотношение игры и состязания, игры и войны, игры и науки, игры и поэзии (искусства), в связи с чем рассматривает так называемые игровые формы философии и искусства. Он также рассматривает феномен игры и в историческом ракурсе, анализируя смену культур и эпох с точки зрения игры и вскрывая игровой элемент современной культуры. Так, например, можно с позиции игры рассматривать популярное сегодня понятие имиджа как обозначение явления, уведенного от сущности и даже противоречащего ей с некой определенной целью.
7 Теория магического происхождения культуры, Дж.Фрэзер, Л.Леви-Брюль, Б.Малиновский.
Специфика первобытного мышления – в неразвитости логических компонентов и доминировании магических представлений, компенсирующих недостаточность знаний о мире.Неандертальцы (250 тыс. лет назад): первые примитивные элементы религиозного сознания – хоронили мёртвых, совершали простые обряды. Ритуалы, основанные на психологическом воздействии на людей и животных посредством замещающих их символических объектов.Психологическая основа магии – ассоциация идей, между которыми не существует реальной причинной связи (Фрэзер).Теория магического происхождения культуры исходит из того, что первобытное мышление и поведение были пронизаны магическими представлениями и действиями. Неразвитость логических компонентов мышления, недостаточность знаний о мире приводили к тому, что человек восполнял недостающее знание фантазией и объединял события и явления вымышленными связями. Желание повлиять на ход событий, организовать их развитие в нужном направлении приводило к организации специальных действий, которые как бы программировали нужный результат, или к созданию особых словесных формул (заклинаний, молитв, заговоров), непосредственно призывающих силы стихий или духов вещей. Одушевление сил природы, за которыми древнему человеку виделись некие сверхъестественные силы, приводило к формированию первичных религиозных переживаний. Действительность реальная и действительность воображаемая обладали одинаковой силой, и ритуальные имитации сцен охоты должны были воздействовать на реальность и тем создавали уверенность в нужном исходе
7 Символическая теория, Э.Кассирер, К.Г.Юнг.
Сознание связано с символами, через которые оно оформляет свой опыт общения с миром. Символ – исходная форма культурного выражения мира. О символической природе культуры говорят в своих теоретических построениях Э. Кассирер, К.Г. Юнг. О символических “шифрах” пишет М. Хайдеггер. Сознание по своему происхождению, по своей природе связано с символами, через которые оно “оформляет” свой опыт общения с миром и его освоения. Символ связывает бытийность и рефлексивность в функционировании сознания и осуществления деятельности. Символ, в отличие от слова, относится не к предмету, а к означению его смысла, который выделяется на основе деятельности путем ее рефлексии. Как считает П.А. Флоренский, именно через символ осуществляется трансформация идеи в инструмент и инструмента в идею. Через символ происходит одухотворение вещи, т.е. открытие за ее предметным планом плана ее значения, смысла, ее духовного бытия для человека. Символы сознания воплощают интегрирующую функцию по отношению к уровням сознания; “систематизация” сознания и его деятельности непосредственно отражается в культурном проявлении человека, означая развитие нового уровня взаимодействия человека с миром.
Трансцендентальная теория, П.А.Флоренский, В.С.Соловьев.
Источник культуры – не в самой земной жизни, а привнесен в нее свыше. О трансцендентальной природе культуры, возникновение которой могло быть определено извне или свыше, пишет целый ряд религиозно ориентированных философов. Источник культуры они полагают не в самой земной жизни и естественном развитии человека, а в некоем импульсе или замысле, который и привносит идею культуры в человеческое общество.
Космологическая теория, В.И.Вернадский, Л.Н.Гумилев, П.Тейяр де Шарден.
Причина возникновения культуры
– в действии особых космических
факторов, благодаря которым складываются
благоприятные условия для
Теории происхождения культуры
Теория |
Авторы |
Основная идея |
орудийно-трудовая |
Ф.Энгельс, К. Маркс |
Труд – единственный первоисточник материальной и духовной культуры общества. |
натуралистическая |
Ч.Дарвин, Г.Спенсер, К.Лоренц |
Культура как естественное выражение эволюции человеческого рода. |
магическая |
Дж. Фрэзер, Л.Леви-Брюль, Б.Малиновский |
Специфика первобытного мышления – в доминировании магических представлений, компенсирующих недостаточность знаний о мире |
игровая |
Й.Хёйзинга, Г.Гадамер |
Культура возникает как |
символическая |
Э.Кассирер, К.Г.Юнг |
Символ – исходная форма культурного выражения мира. |
трансцендентальная |
П.А.Флоренский, В.С.Соловьев |
Источник культуры – не в самой земной жизни, а привнесен в нее свыше. |
космологическая |
В.И.Вернадский, Л.Н.Гумилев, П.Тейяр де Шарден. |
Причина возникновения культуры – в действии особых космических факторов. |