Теория культурной социодинамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы проанализировать теоретический материал, изучить историю возникновения социодинамики культуры, изучить основное в ней – общество-социум и культуру, следовательно, поставлены следующие задачи:
1. Описать историю возникновения и развития социодинамики культуры;
2. Проследить связь социодинамики культуры с другими науками;
3. Охарактеризовать подходы социодинамики культуры к изучению культуры;
4. Показать модернизацию и глобализацию в современной культуре, а также суть контркультуры в современном восприятии.

Содержание работы

Введение____________________________________________________________3
1. История возникновения и развития социодинамики культуры _____________5
1. 1. Понятия «социум» и «культура», их взаимосвязь _____________________5
2. Основные подходы социодинамики культуры к изучению культуры_______15
3. Типы культурных процессов. Традиции и инновации ___________________ 18
3.1. Модернизация и глобализация в современной культуре. Контркультура _20
Заключение_________________________________________________________22
Список литературы __________________________________________________23

Файлы: 1 файл

культурология теория культурной социодинамики_повтор.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 Можно выделить две группы причин культурных изменений. Первая состоит в необходимости адаптации человеческих сообществ к изменяющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, социальных структур, норм, механизмов социализации и коммуникации и т.д.). Второй причиной являются специфические особенности бытия человека как субъекта культуры, такие как противоречивость, принципиальная незавершенность и даже творческий поиск.

К основным типам культурных процессов относятся следующие:

- возникновение новых культурных образцов – знаний, норм, идей, идеалов, символов, форм реализации совместных действий, способов обмена информацией;

- распространение культурных явлений, их внедрение в общественную жизнь, заимствование их другими культурами;

- усвоение культурного опыта и интерпретация культурных явлений субъектами культуры;

- социальное и историческое воспроизводство культурных систем и форм путем межпоколенной трансляции социокультурного опыта, культурных образцов;

- воспроизводство форм социальной организации и регуляции в виде социальных институтов и общепринятых норм коллективной жизнедеятельности и взаимодействия;

- изменчивость культурных явлений: постепенная трансформация их в процессе функционирования и распространения; повышение или понижение их утилитарной и социальной эффективности;

- эволюция культурных систем по пути усложнения их структуры, повышения устойчивости и универсальности, социально-интегративных возможностей, а также, наоборот, деградация культурных явлений, снижение их социально-адаптивных и интегративных функций;

- социодинамика культуры – это единство эволюционных, постепенных и революционных, взрывных процессов. Так, процесс возникновения великих научных идей и открытий подобен взрыву, а их техническая реализация характеризуется эволюционностью.10

 Понятие «традиция» и «инновация» могут быть соотнесены с различными пластами человеческой культуры и человеческой истории. Традиция родилась и развивалась в первобытной культуре, где определенный набор символов и знаний передавался из поколения в поколение и осваивался всеми членами первобытного общества. В то время как для рождения цивилизаций как центров посреди первобытности требуется нечто большее, а именно появление культурных инноваций. Цивилизация формируется на базе неолитической деревни, чей коллектив был сплочен традицией. Коллективная сплоченность носила характер консервации, удерживания на одном месте. Несмотря на это, неолитическая община обладала богатым культурным потенциалом, рост потребностей членов общины постепенно увеличивался, что приводило к возрастанию культурной вариативности, индивидуальности. Творческие силы начинают концентрироваться и локализоваться посреди первобытной периферии, что порождает процесс формирования цивилизаций как крупных культурных новообразований.

Для роста цивилизации было необходимо наличие постоянного инновационного процесса. Но для того, чтобы наладить постоянный процесс роста, требовалось наличие базы ядра, на которое мог бы опираться инновационный процесс. Именно традиция стала культурным центром, на котором зиждется цивилизация. Потому что первые цивилизации возникают  как результат творчества, выходящего за рамки традиций. Но сам процесс роста  цивилизаций не мог происходить сам по себе. Несмотря на то, что цивилизация возникает стихийно и спонтанно, цивилизационные процессы есть результат человеческого мышления и человеческой деятельности. Цивилизацию можно определить как культурное единство, способ выживания представителей разных культур на одном ландшафте. Для дальнейшего культурного процесса, постоянного роста всегда и во все века был нужен определенный механизм, который преодолевал бы традиции, но при этом не разрушал бы сами основы традиционных представлений. 

 

3. 1. Модернизация и глобализация в современной культуре. Контркультура

Модернизация культуры всегда была частью процесса модернизации всего общества. Под модернизацией понимается процесс превращения традиционного общества и его культуры в индустриальное, современное общество.

Модернизация в культурной сфере предполагает секуляризацию  образования, наличие идейного и религиозного плюрализма и распространение массовой грамотности. Определенной частью социокультурной модернизации является дальнейшее развитие СМИ и появление массовой культуры, а также приобщение все возрастающей части населения к культурному наследию прошлого.

Процесс модернизации происходит на фоне формирования общепланитарной цивилизации, становления общечеловеческой культуры на основе представления о целостности мира. Этот процесс предполагает принятие представителями разных национальных культур системы общечеловеческих ценностей. В этом состоит сущность процесса глобализации в современной культуре. Речь идет о взаимодействии национальных культур, что возможно лишь при условии принятия общих культурных предпосылок. Тенденция культурной глобализации реализуется тогда, когда нация или социальная группа готова принять соответствующие ее уровню развития и возможностям элементы общечеловеческой культуры.

Однако процесс этот достаточно сложен и противоречив, поскольку вместе с тем возникает угроза потери национального своеобразия и уникальности. Поэтому социально-культурная политика должна быть направлена на сохранение особенностей национальных культур в процессе универсализации, глобализации.

Если новые ценности и нормы противоречат базовым ценностям господствующей культуры, то они составляют содержание контркультуры. Контркультура – это попытка создания культуры, противостоящей духовной атмосфере современного индустриального общества. Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60-70-е годы ХХ века. Для нее характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры; культ бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза души. «Идеология контркультуры –  это смесь различных положений экзистенциализма, фрейдизма, руссоизма, анархизма, восточных философий и религий. Теоретики контркультуры ставили своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью, душителем творческих порывов».11

 

Заключение

В культурологии большое внимание уделяется трем основным направлениям или разделам – таким как: теории культуры, истории культуры и прикладной культурологии. Анализ основных разделов показывает, что без освоения теоретических знаний социодинамики культуры невозможно изучить и другие разделы. Таким образом:

- теория социодинамики культуры позволяет более предметно раскрыть специфику существования не только культуры и социума, но и их взаимное влияние, и зависимость друг от друга;

- теория культуры без опоры на социодинамику не получает должного уровня объективации своей научности и прагматической значимости;

- рассмотрение истории социодинамики раскрывает не просто развитие научной мысли, но и отражает процессы, которые предопределяли развитие научного дискурса;

- именно социодинамика культуры в контексте культурологического знания обеспечивает должный уровень междисциплинарности, что является определяющим фактором, предъявляемым к современным наукам.

Так что же такое социодинамика культуры? В данном случае мы можем говорить о движении и изменении, а также последовательном развитии культуры в зависимости от изменений в обществе и в связи с ним (societas -лат.: общество; dynamikos - греч.: движение). Таким образом, предметом изучения становится не столько культура сама по себе, сколько движущие ее общественные факторы, или социальные механизмы культуры. В отличие от традиционной истории культуры социодинамика культуры занимается не столько изучением эволюции тех или иных явлений культуры, смены определенных культурных фактов, а также описанием и изучением известных культурных процессов - она пытается понять закономерности происходящих процессов и тенденций, теоретически их объяснить и осмыслить. Таким образом, социодинамика культуры - это теоретическая дисциплина, предметом которой является культурно-историческое развитие, то есть теория истории культуры.

Список литературы:

1. CKCT.ORG.RU. УЧЁБА. Основные подходы к объяснению динамики культуры: Социодинамика культуры, основные подходы; Эволюционный подход; Цивилизационный подход. Источник: http://www.ckct.org.ru/study/cult/cult5.shtml

2. Библиотека диссертаций. Российское образование в 20-е годы XX века (На материале Донского края) Благодарев Олег Александрович. Источник: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/rossijskoe-obrazovanie-v-20-e-gody-xx-veka.html

3. Культурология. Часть II. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. /Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Ответственный за выпуск – проф. Пашковский М.Б. М., МГУТУ, 2007 г. 79 с.

Источник:http://nashaucheba.ru/v58416/еремина_ю.в._ред._культурология._часть_ii

4. Лысикова Н.П., Алимаева О.И., Вакулич Н.Р. Социокультурные проблемы современного образования: Учебно-методическое пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009 – 74 с. Источник: http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/09/a-l-v_skpso.pdf

 

1 Моль Абраям. Социодинамика культуры: Пер. с фр . / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с. Источник: http://socium.ge/downloads/komunikaciisteoria/mol_sociodinamika_cult-l.pdf

2Культурология. Часть II. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. /Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Ответственный за выпуск – проф. Пашковский М.Б. М., МГУТУ, 2007 г. 79 с.Источник:http://nashaucheba.ru/v58416/еремина_ю.в._ред._культурология._часть_ii

3Электронная библиотека. Тема 16. Общество и культура как предмет философского анализа. 16.1. Философия истории. 16.2. Культура и цивилизация. Источник: http://www.gumfak.ru/filos_html/hrest/hre21.shtml

4 Библиотека диссертаций. Российское образование в 20-е годы XX века (На материале Донского края) Благодарев Олег Александрович. Источник: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/rossijskoe-obrazovanie-v-20-e-gody-xx-veka.html

5 Библиотека диссертаций. Российское образование в 20-е годы XX века (На материале Донского края) Благодарев Олег Александрович. Источник: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/rossijskoe-obrazovanie-v-20-e-gody-xx-veka.html

6 Центр гуманитарных технологий. Гуманитарные технологии и развитие человека. Информационно-аналитический портал. Гуманитарная экспертиза. Опыт методологического конструирования общественных систем. Олег Генисаретский. Источник: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/6053

7 Там же.

8 Лысикова Н.П., Алимаева О.И., Вакулич Н.Р. Социокультурные проблемы современного образования: Учебно-методическое пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009 – 74 с. Источник: http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/09/a-l-v_skpso.pdf

9 CKCT.ORG.RU. УЧЁБА. Основные подходы к объяснению динамики культуры: Социодинамика культуры, основные подходы; Эволюционный подход; Цивилизационный подход. Источник: http://www.ckct.org.ru/study/cult/cult5.shtml

10 Культурология. Часть II. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. /Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Ответственный за выпуск – проф. Пашковский М.Б. М., МГУТУ, 2007 г. 79 с.Источник:http://nashaucheba.ru/v58416/еремина_ю.в._ред._культурология._часть_ii

11 Культурология. Часть II. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. /Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Ответственный за выпуск – проф. Пашковский М.Б. М., МГУТУ, 2007 г. 79 с.Источник:http://nashaucheba.ru/v58416/еремина_ю.в._ред._культурология._часть_ii

 


 

 



Информация о работе Теория культурной социодинамики