Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 09:08, доклад
Теория локальных типов Н.Я.Данилевского (1822-1885). В своей главной работе “Россия и Европа” (1869 г.) он обосновал идею, что западный, или германо-романский, культурно-исторический тип – один из многих в истории. Кроме него существовали такие типы культуры как египетский, ассиро-вавилонский, китайский, индийский, персидский, еврейский, греческий, римский, арабский. Народы, создавшие эти цивилизации, Данилевский называет позитивными действующими лицами истории. Он выделяет также народы, которые являлись негативными творцами истории (гунны, монголы, тюрки). Сами они не создавали культурно-исторических типов, но способствовали крушению разлагавшихся культур.
Теория локальных типов Н.Я.Данилевского (1822-1885). В своей
главной работе “Россия и Европа” (1869
г.) он обосновал идею, что западный, или
германо-романский, культурно-исторический
тип – один из многих в истории. Кроме
него существовали такие типы культуры
как египетский, ассиро-вавилонский, китайский,
индийский, персидский, еврейский, греческий,
римский, арабский. Народы, создавшие эти
цивилизации, Данилевский называет позитивными
действующими лицами истории. Он выделяет
также народы, которые являлись негативными
творцами истории (гунны, монголы, тюрки).
Сами они не создавали культурно-исторических
типов, но способствовали крушению разлагавшихся
культур. Третью группу народов, согласно
Данилевскому, составляют племена, у которых
творческий дух задержался на ранней стадии,
и они стали “этнографическим материалом”,
который творческие общества использовали
для построения собственных цивилизаций.
Иногда после распада цивилизации составляющие
ее племена возвращаются на уровень “этнографического
материала”.
В своей работе Данилевский раскрывает
основные закономерности возникновения,
развития и гибели цивилизаций:
Народы, языки которых близки настолько,
что их родство ощущается непосредственно,
составляют самобытный культурно-исторический
тип. Чтобы потенциальный культурно-исторический
тип получил развитие, необходимо, чтобы
народ имел политическую независимость
Каждая цивилизация несет в себе определенный
архетип, дающий ей оригинальность. Этот
архетип не передается народам других
культурных типов. Большее или меньшее
влияние других цивилизаций возможно,
но оно никогда не затрагивает ядра культурного
типа. Поэтому общей хронологии для культурных
типов не существует. Ни одна цивилизация
не является лучшей и более совершенной.
Творческий характер каждого культурного
типа проявляется, по Данилевскому, только
в одной или нескольких областях действительности.
К примеру, греки наиболее ярко выразили
себя в области эстетики и философии. Семитская
цивилизация достигла наибольших высот
в религии, римская – в правовой сфере
и политической организации, китайцы –
в практическом устройстве жизни, индийцы
– в мистике. Последняя идея Данилевского
подвергалась в дальнейшем наибольшей
критике.
Для реализации подлинно высокой культуры
необходим разнообразный “этнографический
материал”.
В своем развитии цивилизация подобна
жизни многолетних растений и проходит
три стадии: длительный период роста, период
культурного и политического самоопределения,
а затем цветения и плодоношения. После
этого цивилизация исчерпывает свои силы,
в ней растут неразрешимые противоречия,
внутренние конфликты, безверие. Германо-романская
цивилизация, по мысли Данилевского, вошла
в фазу упадка (цинизм, секуляризация,
ослабление инновационного потенциала,
жажда власти и доминирования над миром).
В будущем, убежден Данилевский, предстоит
расцвет русско-славянской цивилизации.
^ О. Шпенглер (1880-1936), разделял основные идеи Данилевского.
В книге “Закат Европы” (1918 г.) он, подобно
Данилевскому, высказал идею, что в истории
нет единого линейного культурного процесса,
а есть ряд уникальных равноценных “высших”
культур, которые вырастают из недр “определенного
ландшафта, к которому они привязаны”.
Шпенглер называл 8 культурных типов: египетский,
вавилонский, индийский, китайский, греко-римский,
арабский, мексиканский, западный (возникает
в 10 в.). Каждая культурная суперсистема
имеет свою неповторимую “душу”, “первичный
символ”, т.е. ведущую характеристику
или доминантную тему. В греческой культуре
такой “первичный символ” - культ чувственного,
тема Аполлона; в Китае – Дао: неопределенный
блуждающий, многолинейный путь жизни.
Для Запада – безграничное пространство
и бесконечное время, фаустовская тема.
Доминантный символ культуры проявляется
во всех ее областях. Жизнь культурного
типа – проявление изначально заданной
внутренней необходимости, поэтому культурные
изменения происходят без каких-либо значительных
причин.
Шпенглер, как и Данилевский, рассматривал
культуру как организм, выделяя стадии
ее развития: детство, юность, зрелость,
старость. Реализовав всю сумму своих
возможностей, культура умирает. Этот
последний этап существования культуры
Шпенглер и называл цивилизацией. Характерными
ее признаками являются: космополитизм
и урбанизация, которые сменяют кровнородственные
связи и любовь к родине; научный и абстрактный
подход вместо религиозности; масса вместо
народа; деньги вместо истинных ценностей;
секс вместо материнства; политика грубой
силы вместо консенсуса. Такое состояние
агонии культуры может длиться долго и
даже сопровождаться в конце коротким
взлетом религиозности. Западная культура,
по Шпенглеру, переживает стадию упадка.
^ А. Тойнби (1889-1975) одним из первых вводит в широкий
научный оборот термин “цивилизация”
вместо идентичного понятия “культурно-исторический
тип”. В работе “Постижение истории”
ученый анализирует процессы зарождения,
роста и упадка цивилизаций. Их возникновение
связано с присутствием в обществе творческого
меньшинства, зависит от окружающих условий,
которые должны быть не слишком благоприятными,
но и не слишком неблагоприятными. Механизм
рождения и развития цивилизации связан
с вызовом обществу, который постоянно
бросает ему природное и социальное окружение
(суровый климат, частые землятресения
или наводнения, войны, культурная экспансия
и т.д.). Творческое меньшинство должно
успешно ответить на вызов, решив проблему.
Рост цивилизации есть процесс ее внутреннего
самоопределения и самовыражения общества,
возвышение его системы ценностей и усложнение
технологий. Рост цивилизации не сопровождается
географической и экономической экспансией,
техническим прогрессом, для него не свойственны
внутренние социальные конфликты. На стадии
роста оформляется структура цивилизации:
творческое меньшинство и добровольно
следующее за ним большинство общества
(внутренний пролетариат) с соседними
народами (внешний пролетариат). В это
время ответы творческого меньшинства
на вызовы среды неизменно успешны. На
стадии упадка творческое меньшинство
уже не способно справиться с вызовом
среды в силу недостатка созидательной
силы, а большинство перестает копировать
поведение элиты. Как следствие, происходит
утрата социального единства. Для удержания
своего прежнего положения господствующая
элита вынуждена прибегать к насилию.
В ответ растут движения протеста внутреннего
пролетариата и нападения внешнего.
Создавая свою культурно-историческую
типологию, Тойнби выделяет 26 цивилизаций.
В 20 в. осталось существовать только 10
цивилизаций и 8 из них находятся под угрозой
ассимиляции с западной культурой. Несмотря
на своеобразие каждой цивилизации существует
единая логика их развития – прогресс
духовности и религии. Цивилизации первого
поколения ориентированы на приспособление
к среде и одностороннюю специализацию
(примитивные, малые, бесписьменные культуры);
цивилизации второго поколения формируются
на основе деятельности творческих личностей
(египетско-шумерская, минойская, китайская,
южноамериканская); цивилизации третьего
поколения формируются на основе церкви
(индо-буддийская, дальневосточная, христианская,
исламская).
^