Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 10:04, реферат
Одно из направлений в развитии современной социологической теории — леворадикальная социология. Ее основой является идея об исчерпании движущих сил развития индустриального общества и необходимости ради-кальных перемен. Леворадикальная социология представлена Франкфуртской школой, одним из лидеров которой является Г.Маркузе (Фрейдо-марксизм).
Герберт Маркузе (1898-1979) “Одномерный человек” — полагал, что в результате действия государства и стоящих за ним господствующих классов через средства массовой информации намеренно формируется одномерное видение мира: ориентация на абсолютную эффективность производства, ориентация на искусственное создание развращающих людей потребностей, представление о тождественности технологического и духовного развития общества.
Введение 3
Об авторе 4
Основные идеи 5
Модель одномерного человека 5
Паралич критики: общество без оппозиции 7
«Умиротворение существования» 9
Необходимость революции 10
Заключение 12
Литература 13
И однако: опровергается ли этим теория? Перед лицом явно противоречивых фактов критический анализ продолжает утверждать, что необходимость социальных перемен не менее настоятельна, чем когда-либо прежде. Для кого? Ответ неизменен: для общества в целом и для каждого из его членов в отдельности. Союз растущей производительности и усиливающейся разрушительности, балансирование на грани уничтожения, отказ от личной ответственности за мысль, надежду и страх в пользу власть предержащих, сохраняющаяся нищета перед лицом беспрецедентного богатства являют собой наиболее бесстрастный обвинительный приговор - даже в том случае, если они составляют лишь побочный продукт этого общества, а не его рациональное основание: сама его всеохватная рациональность, которая обусловливает его эффективность и разрастание, иррациональна.
Тот
факт, что подавляющее большинство
населения принимает и вместе
с тем принуждается к приятию
этого общества, не делает последнее
менее иррациональными и менее достойным
порицания. Различие между истинным и
ложным сознанием, подлинными и ближайшими
интересами еще не утеряло своего значения,
но оно нуждается в подтверждении своей
значимости. Люди должны осознать его
и найти собственный путь от ложного сознания
к истинному, от их ближайших к их подлинным
интересам. Это возможно, только если ими
овладеет потребность в изменении своего
образа жизни, отрицании позитивного,
отказе - потребность, которую существующее
общество сумело подавить постольку, поскольку
оно способно "предоставлять блага"
во всем большем масштабе и использовать
научное покорение природы для научного
порабощения человека.
Развитое индустриальное общество приближается к такой стадии, когда продвижение вперед может потребовать радикального изменения современного направления и организации прогресса. Эта стадия будет достигнута, когда автоматизация материального производства (включая необходимые услуги) сделает возможным Удовлетворение первостепенных потребностей и одновременное превращение времени, затрачиваемого на работу, в маргинальное время жизни. Переход через эту точку означал бы трансцендирование техническим прогрессом царства необходимости, внутри которого он служил инструментом господства и эксплуатации, ограничивая этим свою рациональность; за счет этого технология стала бы субъектом свободной игры способностей, направленной на примирение природы и общества.
Такое
состояние предвосхищено
В
современном обществе борьба против
этой исторической альтернативы находит
устойчивую массовую поддержку в
основных слоях населения, а свою идеологию
- в строгой ориентации мышления и поведения
на данный универсум фактов. Усиленный
достижениями науки и технологии и оправданный
возрастающей производительностью, status
quo создает препоны для всякого трансцендирования.
Зрелое индустриальное общество, сталкиваясь
с возможностью умиротворения на основе
технических и интеллектуальных достижений,
закрывает себя, стремясь избежать этой
альтернативы, в результате чего операционализм
в теории и практике становится теорией
и практикой сдерживания. Нетрудно видеть,
что под покровом поверхностной динамики
этого общества скрывается всецело статическая
система жизни - система, приводящая себя
в движение с помощью угнетающей производительности
и нацеленного на выгоду координирования.
Сдерживание технического прогресса идет
рука об руку с развитием в утвердившемся
направлении и вопреки тем политическим
оковам, которые налагает status quo; чем более
технология становится способной создать
условия для умиротворения, тем с большей
жесткостью умы и тела людей настраиваются
против этой альтернативы.
Развиваемый советским марксизмом тезис о том, что преобладающие противоречия между "отстающими производственными отношениями и характером производительных сил" могут быть разрешены без взрыва и что "согласие" между этими двумя факторами может быть достигнуто путем "постепенных изменений", соответствует действительности лишь наполовину. Вторая половина истины заключается в том, что количественной перемене все еще предстоит перейти в качественную, в исчезновение Государства, Партии, Плана и прочих независимых форм власти, налагаемых на индивидов. Поскольку такая перемена должна оставить нетронутым материальный базис общества (национализированный производственный процесс), это означает "политическую" революцию. И если бы она повела к самоопределению в самом фундаменте человеческого существования, а именно в измерении (dimension) необходимого труда, это была бы самая радикальная и самая полная революция в истории. Распределение предметов необходимости независимо от выполняемого труда, сокращение до минимума рабочего времени, универсальное всестороннее образование, стремящееся к взаимозаменимости функций - таковы предпосылки, но еще не содержание самоопределения. И если создание этих предпосылок может быть результатом принуждающего управления, то их становление означало бы его конец. Разумеется, это не уничтожило бы зависимости зрелого индустриального общества от разделения труда, несущего с собой неравенство функций, которое вынуждается действительными социальными потребностями, техническими требованиями и физическими и умственными различиями между индивидами. Однако организаторская и надзирающая функции лишились бы привилегии управления жизнью других в каких-то особых интересах. Такого рода переход имел бы скорее революционный, чем эволюционный характер, даже если бы он произошел на основе полностью национализированной и плановой экономики.
В заключение хотелось бы отметить, что критика развитого индустриального общества, осуществленная в период противостояния советского и капиталистического общества остается такой же актуальной и в наше время. По-прежнему подавление индивидуальных свобод и огромные расходы на средства обороны объясняются очевидной угрозой извне, с той лишь разницей, что теперь в качестве этой угрозы выступает международный терроризм. «Мы молча принимаем необходимость мирного производства средств разрушения, доведенного до совершенства расточительного потребления, воспитания и образования, готовящего к защите того, что деформирует как самих защитников, так и то, что они защищают»[1].
И хотя критикуемые тенденции получают все большее развитие, методы их преодоления продолжают вызывать сомнения. Во-первых, это сама возможность «политической» революции, оставляющей нетронутым материальный базис. Подобное преобразование, даже если оно совершится практически без потерь, наверняка вызовет значительное социальное напряжение, которое несомненно повлияет на метериальный базис. Во-вторых, возможность существования такого общества, где «распределение предметов необходимости независимо от выполняемого труда, сокращение до минимума рабочего времени, универсальное всестороннее образование, стремящееся к взаимозаменимости функций» требует практически полной автоматизации средств производства, что несмотря на современный уровень развития технологий вряд ли представляется реальным в ближайшее будущее.
Единственно возможным в данной ситуации остается эволюционный путь развития, подразумевающий, что все большая автоматизация производства сама по себе будет неизбежно приводить к постепенным социальным пребразованиям.