Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:19, реферат
Немецкий философ- экзистенциалист К. Ясперс в отличие от Данилевского и Шпенглера ориентируется на идею общечеловеческой истории и культуры. Он дал критику типологической концепции культуры О. Шпенглера и создал свою, альтернативную шпенглеровской, концепцию типологизации культуры. Ясперс утверждал, что
шпенглеровская концепция неповторимой коллективной души позволяет интерпретировать лишь явления духовной, точнее психологической, душевной жизни народов, а также стиля в искусстве.
Типологическая модель культуры К.Ясперса.
Немецкий философ-
экзистенциалист К. Ясперс в отличие от Данилевского и Шпенглера ориентируется
на идею общечеловеческой истории и культуры. Он дал критику типологической
концепции культуры О. Шпенглера и создал свою, альтернативную
шпенглеровской, концепцию типологизации культуры. Ясперс утверждал, что
шпенглеровская концепция неповторимой коллективной души позволяет
интерпретировать лишь явления духовной, точнее психологической, душевной
жизни народов, а также стиля в искусстве. Но такой критерий не дает возможности
выйти на закономерности, не позволяет вскрыть законы истории и существования
культуры. Кроме того, по мнению Ясперса, Шпенглер неправомерно
абсолютизировал биологические аналоги живых систем, и это придало
шпенглеровской классификации истории и культуры фаталистический характер.
Вместе с тем, К. Ясперс считал неоправданной и материалистическую (в том
числе марксовскую) концепцию культуры, в которой определяющей основой
развития истории и культуры признаются экономические факторы. По убеждению
К. Ясперса, определяющую роль в развитии истории и культуры играют не
экономические, а духовные факторы. В споре с марксизмом он отстаивает роль
духовной составляющей культуры, а в споре со Шпенглером — культурное
единство народов. Провозгласив идею единства мировой истории и культуры,
Ясперс не полностью отвергает, а в ряде случаев и соглашается со многими идеями
концепции локальных цивилизаций. Тем не менее, он полагает, что история культуры имеет линейный характер и смысловое завершение, которое, как и общий контур истории и
культуры, задан "истоками" и "целью" человеческого существования.
Структурируя историческое развитие культуры, Ясперс ищет "ось" мировой
истории и культуры. "Осевое время" культуры, по Ясперсу,— это своего рода
"центр" истории. До него развитие человечества, общества, культуры идет в
основном локальным образом. После него открылась возможность универсального,
единого культурно-исторического развития человечества. В соответствии с этим,
обозначая схему мировой истории, Ясперс выделяет четыре исторических
культурных типа, соответствующих четырем гетерогенным периодам истории:
I) доисторический
первобытный период —
II) эпоха "великих" культур древности;
III) эпоха
формирования основы
время и созданная им универсалистская и гуманистическая культура, заложившая
основу превращения локальной истории в единый мировой историко-культурный
процесс:
IV) послеосевая "имперская" эпоха, основанная на развитии науки и техники и
частично вернувшая человечество и его культуру в русло локально-исторического
существования цивилизаций. По мнению Ясперса, человек четыре раза как бы
отправляется от новой
основы
По словам Ясперса, человек больше не замкнут в себе, открыт для новых безграничных возможностей. Началом общей истории человечества является пробуждение духа. Связь между народами не родовая, а духовная. Важным основанием такого утверждения является тот факт, что очаги напряженной духовной жизни возникали в разных, далеких друг от друга культурах. Не случайно почти одновременно за 600 лет до н.э. появились мощные духовные движения, родоначальниками которых были в Персии – Заратустра, в Индии – Гаутама, в Китае – Конфуций, у иудеев – пророки, в Риме – царь Нума, в Элладе – философы-дорийцы, ионийцы. Представители этих культур постоянно странствовали, общались и взаимодействовали. Единство становится целью человека. «Мы ищем единства на более высоком уровне – в целостности мира человеческого бытия и созидания»*.
Информация о работе Типологическая модель культуры К. Ясперса