Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 00:36, реферат
Культура очень сложное, многогранное понятие, которое используется не вполне строго, в различных, отчасти пересекающихся контекстах. Сам термин берет свое начало в Древнем Риме и происходит от лат. culture, что означает «возделывание», «развитие», «почитание». Изначально под словом культура подразумевалось возделывание земли. Данный подход был сформирован еще в древнеримской империи и долгое время господствовал в средние века, сохранившись до наших дней. Однако современная наука использует данное понятие в нескольких аспектах
Введение
1.Национальная, элитарная и массовые культуры.
2.Восточные и западные типы культур.
3.Локальные культуры.
Заключение
Список литературы
Сегодня утверждается новый взгляд на культуру, который исходит из признания множественности культур, их качественного своеобразия и равноправия, а это исключает какой-либо культуроцентризм (европоцентризм или востокоцентризм). Многие представители западной культуры приходят к осознанию того, что в моральном, духовном отношении восточная культура не уступает западной.
3. Локальные культуры.
Локальные культуры. Общетеоретическое структурирование
культуры человечества дополняется характеристиками
ее вариантов в пространстве и времени
мировой географии и истории. Локальная культура представляет
собой оригинальное проявление и сочетание
многих в принципе общечеловеческих (или,
по крайней мере, достаточно широко распространённых
по миру) традиций бытовой, хозяйственной,
досуговой и профессионально-творческой
деятельности ее представителей.
Масштаб такого рода культурологической
локалистики может быть различен. Он связан
с географическими зонами Земли (вечной
мерзлоты, средних широт или тропиков),
вообще разными природными (ландшафтными,
климатическими) условиями (океанические
острова, приморье, леса, тундра, степи,
пустыни, умеренный климат равнины и т.д.),
однако не совпадает с ними полностью
(в одной и той же экологической «нише»
порой умещаются, сменяют друг друга разные
варианты культуры). С другой стороны,
культура зачастую пересекает и политические
(между государствами), и языковые (этнические,
национальные), и конфессиональные (религиозно-церковные)
границы. Хотя все эти социальные факторы влияют
на ее обособление не меньше, если не больше,
нежели природные условия. В итоге, выделяется масса типов и разновидностей
локусов культуры — Запада и Востока;
язычества и разных вариантов монотеизма
(буддизма, иудаизма, христианства, ислама);
традиционного (стандартно-репродуктивного),
инновационного (индустриального, информационного),
переходного («развивающегося») обществ;
и т.д., и т.п. Подчеркнём условность различения и
тем более относительность противопоставления
локальных культур. Во-первых, они, как правило, связаны между
собой в некую систему, — союзничают, обмениваются
достижениями, либо враждуют, вредят одна
другой; нередко и то, и другое одновременно
(как, например, кочевые и земледельческие
народы древности и средневековья; социально-экономически
развитые страны Запада и «развивающиеся»
страны Азии, Африки и Латинской Америки
в наши дни). Такого рода мега образования
именуют мир-системными культурами; они
обеспечивают цивилизационное единство
на огромных, межконтинентальных пространствах
Земли.Во-вторых, различия между культурами
не вечны — они могут стираться, вплоть
до полной нивелировки (так сегодня массовая
культура информационного общества тиражирует
высокие технологии, стандарты бытовой
жизни, модные стили искусства почти на
весь мир); а могут и возрастать до полной
поляризации (так страны, вроде Афганистана
или Ирана, попавшие на время на орбиту
исламского фундаментализма, наглухо
отгораживаются от западного мира и его
культурных ценностей). Наконец, сама по себе локальная культура
отнюдь не монолитна по своему внутреннему
строению. Она состоит из многих еще более
локальных субкультур. Их удобно именовать
региональными. Регион как понятие культурологии означает
особую область, часть страны (или сразу
нескольких стран), отличающуюся от соседних
краев рядом характеристик (географических,
экономических, национально-этнических,
историческими традициями). Скажем, в России
практически каждый субъект Федерации
(область, край) представляет собой особый
регион со своими особенностями культуры,
составом населения, социально-экономическим
потенциалом. Конечно, масштабы региона не совпадают
полностью с административными границами
между областями и даже государствами,
а приближаются к этим границам более
или менее полно. Например, Курское Посеймье
как регион, сложившийся еще на рубеже
1 и 2 тыс. н. э. охватывал расселение славян
в поречьях рек Сейма и Верхнего Пасла,
их притоков. В дальнейшем эта территория
превратилась в княжество Древней Руси;
затем выступало как пограничье между
Великим княжеством Литовским, Московской
Русью и татаро-монгольской Ордой; после
чего была окончательно присоединена
к Московскому государству; стала губернией
Российской империи, областью СССР, наконец,
Российской Федерации. В результате этих
культурно-исторических превращений от
Курской земли отошли такие ее традиционные
части, как Путивльщина, Белгородчина
и ряд более мелких. Однако субэтническая
общность — куряне, известная со времен
летописи и «Слова о полку Игореве», сохранилась
и представлена на этнокультурной карте
современной России, а Курский край существует
и развивается в границах соответствующей
области. Таким образом, мировая культура не просто
мозаична; не только складывается вроде
матрешки из множества локальных культур;
скорее, она строится наподобие калейдоскопа
из этих последних. Локальные культуры
развиваются, меняются их связи друг с
другом. В современном мире растет движение протеста против глобализации в
политике, экономике и культуре. Лидеры
наиболее развитых стран (США, Западной
Европы, их ближайшие союзники в мире)
так или иначе навязывают остальным народам
стандарты поведения, модели культуры.
Однако темпы культурного развития, традиции
производства и потребления в разных странах
варьируются, нередко значительно. Повышение
уровня жизни, ее материального обеспечения
до уровня передовых в техническом отношении
стран не должно, в принципе, стирать национальное,
региональное своеобразие разных культур.
Человечество составляют разные народы
и в этом мультикультурном единстве залог
нашего общего выживания на планете Земля.
Заключение
Подведём краткие выводы данной работы:
Типология культуры как научная деятельность предполагает формирования подходов к осмыслению феномена «культура» с учетом ее своеобразия как социального явления. Целесообразность выделения типичных черт заключается в качественно лучшем понимании социальной действительности, выявлении закономерностей и прогнозировании развития общества.
Тип культуры – это обобщенные по принципу сходства культурные единицы. Как метод научного познания позволяет упорядочить и классифицировать многообразие культурных форм.
Для типологии культур характерно: во-первых, перечисление в этом виде связей обычно исчерпывает себя. Иначе говоря, в определенном направлении количество признаков культурной системы или каких-то факторов оказывается строго определенным. Скажем, М.Вебер предлагает типологию управления — традиционный, научный и харизматический типы. В данном концептуальном контексте вряд ли можно добавить здесь еще один определитель. Многообразие типов социального управления действительно в известном смысле выглядит самодостаточным. Во-вторых, типология имеет всегда единое базовое основание. Иначе говоря, у признаков должен быть обнаружен единый фундамент.
Типологизация всегда предполагает некоторую схематизацию, упрощение реальности. Выделение типов культуры – это не просто описание реальных культур и "сортировка" их по определенному признаку. Типологизация – это скорее конструирование "идеальных объектов", "идеальных типов" (естественно, на основе осмысления эмпирического материала), сочетающих в себе типологически важные черты. Ученый описывает реальность, соотнося ее с этими идеальными моделями. Поэтому в реальности, как правило, выделенные учеными типы явлений не встречаются "в чистом виде".
Неоднозначность критериев
и познавательных целей, на базе которых
осуществляется типологизация культур,
свидетельствует о том, что построить
и дать одну единственную типологию культуры
нельзя. Этим и объясняется то, что современное
культурологическое знание представлено
различными типологиями культур. Знакомясь
с различными типологическими моделями,
важно осмыслить и выделить четко, какие
познавательно-
Список используемой литературы