Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:11, реферат
В 301 году по Р.Х., когда Армения приняла христианство в качестве государственной религии, старый жреческий неподвижный календарь был заменен Юлианским календарем. В 1924 г. армянская церковь перешла с юлианского календаря на григорианский календарь. Древние армяне руководствовались календарем, согласно которому год имел 12 месяцев, в каждом по 30 дней и 13-й месяц - 5 дней. Название месяцев: Навасард, Ори, Сахми, Тре, Кахоц, Арац, Мехекан, Арег, Ахекан, Марери, Маргац, Хротиц, Авельяц. Кроме месяцев в этом календаре названия имели не только месяцы, но и все 30 дней и 5 дней дополнительного 13-го месяца.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Традиции армянского народа………………………………………………….4
2. Традиции народных праздников………………………………………………7
3. Календарные праздники и обряды……………………………………………9
4.Вардавар………………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………....22
Приложение ……………………………………………………………………...23
День памяти жертв геноцида в Армении
Отмечается 24 апреля. В 2007г. исполнился 91 год с того дня, когда Османская Турция начала массовые уничтожения армян, которые продолжались несколько лет. Исповедуя идеи регрессивного пантюркизма и панисламизма, турецкие власти стремились не только сохранить Османскую империю и насильно уничтожить или ассимилировать подданное население, но и создать всетуранскую империю, в которую войдут все мусульмане.
В 1894-1896гг. в Турции было организовано уничтожение более чем 300.000 армян. В 1909г. в Адане и его окрестностях было убито 30.000 армян. 24 апреля 1915г. была арестована первая группа армянской интеллигенции. Далее последовали многочисленные аресты. За короткий период число арестованных достигло около 800 человек, в числе которых были писатели, ученые, искусствоведы, педагоги, актеры, врачи, священники, общественные деятели, а также армянские депутаты турецкого меджлиса (парламента). Всех их погнали в Анатолию и зверски убили. 24 апреля стал днем памяти невинных жертв и каждый год отмечается и в Армении, и в диаспоре.
Каждый год 24 апреля, в День памяти жертв геноцида армян, сотни тысяч людей поднимаются на холм к мемориальному комплексу и возлагают цветы (обычно гвоздики и тюльпаны) к вечному огню. Благодаря усилиям армянских диаспор, по всему миру построено множество памятников жертвам геноцида.
Вардавар (Преображение)
В 2008 году этот праздник отмечается 29 июня В ряду армянских традиционных праздников Вардавар - это, безусловно, самый большой летний праздник, один из главных праздников Армянской Церкви и один из самых любимых в народе. Он отмечается на 98 день после Пасхи. Праздник установлен в честь Преображения Господня, случившегося на горе Фавор. Согласно Библии, Иисус Христос, Спаситель с тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном- поднимался на гору Фавор, где им явились пророки Моисей и Илья. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а Его одежды стали белее снега.
Однако этот праздник, несмотря на свою христианскую сущность, сохранил ряд языческих черт. Само слово «вардавар» имеет разные значения. По преданию Армянской Церкви, св. Григорий Просветитель, первый Католикос Армении назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря - 1-е число месяца навасард (11 августа). Авэтот день отмечался языческий праздник, и в результате и некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения. По аналогии с российскими праздниками, получилось примерно как с днем Ивана Купалы или Ильи Пророка.
По одной версии, само название праздника Вардавар (или Вардаматн) восходит своим корнем к слову «вард» (роза) и означает «осыпать розами». В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик и любовью между нею и богом Ваагн. Даря розы и разливая розовую воду, Астхик сеяла любовь по всей армянской стране, а бог Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь. Об этом свидетельствует и другое сказание. Однажды Астхик, услышав о том, что ее возлюбленный ранен, так спешила его увидеть, что пустилась в путь босиком. По дороге, не замечая ничего вокруг, она изранила ноги о кусты роз, и цветы от ее крови стали красными. Вот так красная роза стала символом любви.
Праздник сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. В храме Астхик паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью ее выдавали замуж. Иная картина наблюдалась в горной местности, где климат сравнительно прохладный. Здесь главная роль отводилась жертвоприношению животных, дальнему паломничеству, веселью. Как и другие традиционные праздники, Вардавар также несет в себе смысл плодородия. Люди сдвухдневным припасом еды шли к святым источникам, вели ссобой украшенных для жертвоприношения животных, которых приносили в жертву, надеясь на милость богов.
По другому из вариантов, слово «вардавар» состоит из корней «вард (уард)» - «вода» и «вар» - «мыть, поливать», означает «опрыскивать водой», что и составляет смысл праздника. Согласно дошедшей до нас древней легенде, на свете жил богач, требовавший за пользование принадлежащей ему водой отдавать в рабство юных красавиц. Храбрый юноша Вардан победил злодея и освободил девушек. В этот день принято обливаться водой. Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, невзирая при этом ни на возраст, ни пол, ни на общественное положения. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой.
После принятия христианства сохранились многие обычаи празднования: украшаться розами, обливать друг друга водой, выпускать голубей и т.д. Но христианская церковь дала им другое толкование, связав с великим потопом, Ноевым голубем и другими эпизодами библейской истории. Впоследствии, в VI веке, при Католикосе Мовсесе II (574-604), поскольку в дни августа отмечалось Успение Богоматери, праздник нового Преображения был включен в пасхальный цикл и переместился на седьмое воскресенье после Пятидесятницы. Так этот праздник стал переходящим и дата его празднования падает на период от 28 июня до 1 августа.
Так же, как и много веков назад, Вардавар и сегодня отмечается с большим шумом и весельем, являясь единственным в своем роде праздником, который знаменует объединение всей семьи, всего рода, поскольку в этот день принято также навещать своих родителей и родственников.
Навасард
Отмечается 11 августа. Навасард - второй Новый год, который отмечался у древних армян. Название праздника происходит от иранских слов «нава» - новый и «сард» - год. По преданию, Айк Ахехнавор (Айк Лучник), вошедший в историю как Айк Наапет (патриарх-родоначальник армянского народа, основатель царской династии Айказуни), разбил в сражении войска ассирийского тирана Бэла и положил начало будущему армянскому государству. Это произошло 11 августа 2492 г. до н. э. (по традиционному армянскому летоисчислению). Этот день и стал началом нового года для армян.
Главные новогодние представления происходили на обоих берегах реки Аратзани, на склоне горы Нпат. На торжествах принимали участие царь и царица со своей свитой, полководцы вместе с армянским войском. Сюда приезжали со всех концов Армении. Смысл праздника был не только в веселье, но и в единении народа.
Празднества длились несколько дней. В один из этих дней люди пили сладкие напитки и легкие вина. В день Навасарда пьяных людей практически не было, так как древняя армянская поговорка гласит: «Боги больше всего плевела оставляют на поле пьяницы». На этих праздниках даже еда была умеренной.
Из-за разных климатических условий Армении в разных районах на праздничный стол подавались различные блюда. Однако в новогодний праздник все блюда имели что-то общее, что подчеркивало национальные особенности. В этих блюдах первое место занимала круглая пшеница, которая росла только в Армении. Наши предки на стол клали хлеб, испеченный из этой пшеницы, чтобы языческие боги армян сделали новый год плодородным. Наверное, одна из древних армянских поговорок - «В новогодний день нельзя брать в долг хлеб» - является результатом этих традиций. И поэтому всегда старались на новогодний стол положить хлеб, испеченный из пшеницы, выращенной своими руками.
Есть другая древняя поговорка: «Без вина придет Новый год, без нгатзахика - запоздает». В древности нгатзахик был самой известной приправой. Этот вызывающий аппетит цветок рос на склонах Масиса (Арарата). Его собирали и сушили армяне, живущие в районах Масйацотн и Тжакатк, а потом распространяли по всей Армении. И в каком бы районе ни жил армянин, на Новый Год он всегда имел нгатзахик. Эта традиция (применять в новогодних блюдах сушёный нгатзахик) была символом национального единения армян. Нгатзахик связывал всех армян с Масисом - сердцем родины.
Праздник отмечается и в наши дни, и проходит он в языческом храме Гарни.
Успение пресвятой Богородицы
В 2008 году праздник отмечается 28 августа. Успение Богородицы - один самых главных праздников Армянской церкви. Этот день, посвященный уходу из жизни Богородицы, отмечается начиная с V века.
После литургии в день
Успения Богородицы в армянских
церквях совершается обряд
По освященной традиции первый урожай всегда приносился в храм. Традиция имеет древние корни и является благодарностью Творцу за дарованные людям земные блага. Священнослужитель читает соответствующие фрагменты из Библии, троекратно благословляет виноградную лозу, после чего плоды раздаются прихожанам. В старину обряд совершался в прицерковном винограднике или в саду одного из служителей.
Праздник урожая
Во второе воскресенье октября в армянских селах празднуют день урожая. В 2007 году он отмечается 14 октября.
Накрываются столы, демонстрируя всё изобилие, которое может подарить земля: корзины с овощами и фруктами, всевозможные мясные и даже рыбные деликатесы, напитки, молоко и хлеб, сладости.
Всенародный праздник вина
Отмечается 7 ноября. «Изысканные армянские вина заключают в себе все то, что можно ощутить, но нельзя выразить словами...» - сказал Шарль Азнавур. А известный научный деятель, академик Александр Самвелян говорит, что вино - это бальзам, который не подлежит сравнению ни с одним из других алкогольных напитков. «Даже пить его следует с пониманием, вдыхая чудный аромат», - утверждает академик. «Отмечу, что во всем мире вино не относится к алкоголю, а является лишь продуктом, необходимым для здоровья организма. Ведь оно содержит все необходимые для регулирования дневного рациона вещества».
История свидетельствует, что с незапамятных времен армянское вино было известно во всем мире. Армянские сорта винограда имеют высокий процент сахара, следовательно, отличаются высоким содержанием спирта, что способствует получению более крепких и полудесертных вин. Эти вина не имеют своих аналогов. В мировую коллекцию входят легкие вина, мускаты, мадеры, портвейны и т.д. Издревле Армения славилась своими виноделами, оригинальные традиции которых сохранились и по сей день. Об этом можно узнать даже из трудов таких философов, как Геродот и Страбон. В 401-400 до н.э. годах, когда греческие войска во главе с Ксенофоном «прошлись» по стране Наири (одно из древнейших наименований Армении), в армянских домах они угощались вином и пивом, которое хранилось в глубоких землянках в специальных карасах. Археологи обнаружили в крепости Тейшебаини винное хранилище с 480 карасами, в которых содержалось около 37 тысяч декалитров вина. В летописях сохранились свидетельства о том, что в этом одном из древнейших в мире государств особое внимание уделялось развитию виноградарства и плодоводства. Часто в дошедших до нас исторических сведениях упоминается технология изготовления вина и пива.
Из-за того, что основная часть винограда идет на производство легендарного армянского коньяка, армянское вино только в небольших количествах поставляется за границу. Поэтому оно не так известно «неармянскому» потребителю.