Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:19, реферат
Восточные цивилизации всегда привлекали меня своей загадочностью и необычными традициями, поэтому я выбрала тему о двух самых выдающихся из них - Китае и Японии, надеясь улучшить свои знания о них и открыть для себя новые стороны каждой культуры. Также к мотивам выбора темы могу прибавить недавнюю выставку Экспо 2010 Шанхай Китай с удивительным павильоном Китая и историей которую он рассказывает.
Введение……………………………………………………………………3
1. История китайской цивилизации………………………………………3
2. Формирование ментальности людей китайской цивилизации..……..5
3. Даосизм…………………………………………………………………7
4. Специфика культуры цивилизации Китая…………………………….9
5. История японской цивилизации………………………………………10
6. Особенности Японской культуры…………………………………….13
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………….17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет
Кафедра
истории
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Реферат
ТРАДИЦИОННАЯ
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ЯПОНИИ
Студент гр. 2-А-3
Е.
С. Садовникова
Руководитель:
канд. ист. наук,
доцент
В. Ю. Жуков
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение……………………………………………………
1. История китайской цивилизации………………………………………3
2. Формирование ментальности людей китайской цивилизации..……..5
3.
Даосизм……………………………………………………………
4. Специфика культуры цивилизации Китая…………………………….9
5. История японской цивилизации………………………………………10
6. Особенности Японской культуры…………………………………….13
Заключение………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….17
Введение
Восточные
цивилизации всегда привлекали меня
своей загадочностью и
Также Китайская Народная Республика ближайший сосед России и в отличии от нее стремительно набирает обороты во всевозможных областях человеческой жизни.
Меня привлекает удивительная архитектурное наследие Китая и Японии, а также их новые постройки с их удивительной изящностью и некоторым минимализмом.
В
этом реферате я хочу рассмотреть
основные вехи традиционной культуры
Китая и Японии, не залезая слишком
глубоко, но и не оставаясь на поверхности.
1. История китайской цивилизации
С большим основанием, чем о какой-либо древней культуре, можно говорить о культурном единстве, своеобразии и замкнутости культуры, которая сформировалась в Древнем Китае и почти без изменений просуществовала вплоть до XVII в. н. э.1
Русское название Китай произошло от названия монгольского племени Киданей, завоевавших в Х – ХІ вв. север китайской империи и образовавших там свое государство. Сами же китайцы именуют себя ханьцами по имени династии, правившей с ІІІ в. до н.э. по ІІІ в. н.э. Именно тогда были заложены основы традиционной китайской государственности и культуры.
Что
же до названия страны, то с древних
времен она именовалась «Чжунго»,
что означало «Среднее царство». Китайская
цивилизация сложилась
Время Шан сегодня почитается в Китае как «Золотой век» древнего Китая. Древнекитайская цивилизация складывалась не в одном центре, одновременно с Шан относительно самостоятельно развивались, например, ранние государства неподалеку к западу, в Сычуани.2 Двумя другими были Ся, предшествовавшая Шан, и Чжоу, после Шан. Многие историки и археологи, считали, что история Китая начинается с Чжоу. По той причине, что отсутствовали памятники. Храмы и дворцы не сохранялись: каждая последующая династия разрушала здания предыдущей и выстраивала свои на их руинах. Огромное историческое наследие Китая, погребенное под землей, долгое время находилось под защитой грозного табу, связанного с почитанием предков, однако в 281 г. н.э. грабители проникли в гробницу царя, похороненного в ІІІ в. до н.э. и обнаружили коллекцию бамбуковых пластинок с надписями. Они использовали их в качестве факелов. Таким образом, драгоценные записи далекого прошлого мгновенно превратились в золу. Однако вскоре после этого были обнаружены другие пластинки, ставшие известными как «Бамбуковые анналы». Мир узнал хронологическую цепочку династии Шан.
Древние
верили, что духи царей выступают
посредниками межу обществом Шан
и верхним божеством Ди. Сила этих
духов зависела от жертвоприношений.
В эпоху Шан создавали
Искусство и ремесла династии Шан поучили свое дальнейшее развитие во времена Западной Чжоу. В земледелии был развит севооборот, было доведено до уровня искусство литейное дело.
Была
усовершенствована
На смену династии Чжоу пришла эпоха династии Цинь, ее сменила эпоха династии Хань.
Китай – классический образец цивилизации циклического типа: еще в древности было замечено, что в истории этой страны есть определенный ритм, действующий с четкостью маятникового механизма. Каждая новая династия начинала новый цикл, процветали ее дела, но спустя некоторое время в стране все сильнее проявлялись признаки упадка (разорялись крестьяне, провинции начинали борьбу за независимость, чиновники коррумпировались). Народное восстание венчало всеобщий развал.
Цикличность развития китайской цивилизации подтвердилась событиями ХХ в. «Великий кормчим Мао» и его политика привели Китай к полному упадку, однако эта великая цивилизация снова удивила мир своим размахом (к концу ХХ в.). Китайскую цивилизацию всегда со всех сторон окружали племенные образования, стоявшие на более низкой ступени. Волна за волной на Китай накатывались орды кочевников, захватывая его части или целиком, и уходили, как вода в песок.
В Китае всегда высоко ценились цивилизованность и культура, обозначавшая иероглифом «вэнь», в ней видели духовную благодать – «дэ», которая исходила от абсолютного «дао». Вэнь накладывалась на человека воспитанием, поэтому культура почиталась выше грубой силы, а гражданская служба была предпочтительнее военной.
Владыки поднебесной вели себя в общении с послами, как сюзерены с вассалами.
Они видели в европейцах только варваров:
1) Не знали иероглифов, с их точки зрения, оставались неграмотными;
2) Не знали Ритуала (китайских церемоний), а значит были «хуже последней крысы».
Все
европейцы «отмечали китайское
высокомерие».
2. Формирование ментальности людей китайской цивилизации
Главная мысль учения Конфуция – «место человека в мире природы». Уже древний человек видел, что он живет в меняющемся мире, что отражено в значительной «Книге Перемен». Перемены, представлялись движущимся кругом, изначальный момент движения истории мыслился «высокой древностью». Отсюда требование, как можно быстрее сохранять все, что осталось от седой страны. Кредо Конфуция «Передаю, но не творю».
Конфуцианство создало целую эру в жизни народов Востока, охватив почти 2,5 тысячи лет. Это учение адресовано человеку общественному. Человек рождается на свет, не понимая написанных норм поведения, но в людском бытии они необходимы. Для этого и служили установления – «ли» (Этикет, Ритуал, Обрядность, Церемонии). Только облекшись в новую плоть «ли», человек достоин звания человека. «Ли» сформировали китайский язык на основе стандартных оборотов вежливости. Мир форм спасал китайцев от хаоса, благодаря «ли» любой человек точно представлял, как должен поступать в каждом конкретном случае.
В Древнем Китае, ориентированном на прошлое, основой основ виделись предки: в Китае всегда дорожили «корнем» (ср. на Западе – ветвями (детьми)). Ценность ребенка состояло в его миссии продления рода.
Залогом вечности Поднебесной конфуцианство считало подчиненность низшего – высшему. Но главным в учении было не то, что лежало на поверхности, а глубинный смысл – учение о внутреннем самоусовершенствовании человека. «Не научившись управлять собой – не научишься управлять людьми».
Конфуций был далек от мысли, что нравственное совершенство достижимо за счет аскетического умерщвления страстей.
Самосовершенствование
человека выстраивается через
Жэнь – это человеческое начало, гуманизм, совесть, милосердие. Суть «жэнь» состоит в том, что человек должен быть человеком.
Оно включает в себя два принципа:
1)
Графически «жэнь» состоит из
двух законов, обозначающих
2)
Во-вторых, критерием правильно выбора
человека является «взаимность»
Цивилизованность состоит в том – утверждал Конфуций – что место страстей занимает продуманное слово, отсюда важное образование, воспитание – «вэнь».
Т.о., понятия «жэнь», «ли», «вэнь» - черты идеальной личности.
Понятие «благодарный муж» противоречиво: есть высшее сословие, где быть совершенным и благородным – это социальное предназначение. Но у Конфуция «совершенство человека переливается в совершенное общество».
Благодарный человек должен всегда следовать принципу человеколюбия всегда: во время еды, если в горе, и т.д. («жэнь»), должен ограничивать себя правилами, ритуалами, «ли», должен постоянно учиться, «вэнь».
Благодарными
не рождаются ими становятся. Благодарный
должен относится ко всем ровно, заимствовать
у людей лучшее. Есть только одно
средство воздействия на людей –
безупречность собственного поведения.
Противоположностью благородного –
«низкий» ему чужда идея «взаимности»,
он груб, своеволен с плохими манерами.
3. Даосизм
Даосизм зародился в Китае во II в. Танские императоры (VII в.) говорили о себе как о потомках Ли Эра (Лаоцзы) - основателя даосской философии. Именно в это время наступает «золотой век» в развитии даосских культов. 3
Мир духа и мир бесчисленных физических форм объединяет понятие Дао – Пути Вселенной.
Поток Дао охватывает весь мир, ощутить его трудно, для этого нужно отвлечься от мира форм и красок, приобщиться к Истине.
Сердце сродни Дао и через него проходит этот великий поток. Здесь настойчиво звучит идея единства человеческого микрокосмоса и гигантской Вселенной.
Интересна идея «не деяния» для цивилизации Китая. Отсутствие личной инициативы, невмешательство в развитие событий – норма. Желая добиться успеха, надо воздействовать на корни – а корни веще произрастают из Дао. Поэтому «можно познать Поднебесную, не выходя со двора».
Поскольку Дао есть истина, а вдохновение черпается только из него, то нельзя вдохновенно и талантливо писать неправду. Каждый должен приобщаться к Дао сам.
Буддийские и даосские общины в Древнем Китае обладали немалым материальным имуществом, в их распоряжении были земельные наделы и недвижимость, которые, будучи сданными в аренду, приносили доход. Помимо того эти общины получали дарения и пожертвования от многочисленных верующих, в том числе от императорского двора. Дарения от двора были выражением официального признания властями статуса этих общин. В эпоху Мин и Цин буддизм и даосизм продолжали свое существование, но их общей тенденцией был постепенныи упадок.4
Информация о работе Традиционная культура Древнего Китая и Японии