Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:16, доклад
В своих философских трудах Ибн Сина разработал так называемую теорию двух истин, В психологии эта теория помогала вывести предмет ее изучения из общего предмета богословия. В теории двух истин доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины - вера и знание. Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Соответственно складывалось два учения о душе - религиозно-философское и естественно-научное.
у Ибн Сины зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.
1.известный ученый того времени Ибн
аль-Хайсам (965-1039) сделал ряд важных
открытий в области психофизиологии восприятия.
Его естественно-научный подход к органам
восприятия (прежде всего к зрительной
системе) определялся первой в истории
психологической мысли попыткой трактовать
их функции, исходя из законов оптики.
Важно было то, что эти законы доступны
опыту и математическому анализу. За основу
зрительного восприятия Ибн аль-Хайсам
принял построение в глазу по законам
оптики образа внешнего объекта. Он доказывал,
что этот процесс определяется внешними,
физическими причинами, поскольку в дальнейшем
к прямым оптическим эффектам присоединяются,
хотя и бессознательно, дополнительные
психические акты, благодаря которым возникает
восприятие формы окружающих предметов,
их величины, объема и т.д.
Большое значение для психологии имели
и работы другого выдающегося арабского
мыслителя - Ибн Сины (латинизированное
имя - Авиценна, 980-1037), который был одним
из самых выдающихся врачей в истории
медицины.
В своих философских трудах Ибн Сина разработал
так называемую теорию двух истин, В психологии
эта теория помогала вывести предмет ее
изучения из общего предмета богословия.
В теории двух истин доказывалось, что
существуют две независимые, как параллельные
прямые, истины - вера и знание. Поэтому
истина знания, не входя в соприкосновение
и противоречие с религией, имеет право
на собственную область исследований
и на собственные методы изучения человека.
Соответственно складывалось два учения
о душе - религиозно-философское и естественно-научное.
у Ибн Сины зачатки экспериментальной
психофизиологии эмоциональных состояний.
Другой известный арабский мыслитель
- Ибн Рушд (латинизированное имя - Аверроэс,
1126-1198) Его основные труды представляли
собой оригинальный комментарий к сочинениям
Аристотеля.
Ибн Рушд доказывал, что, следуя Аристотелю,
необходимо изучать неразрывные связи
между функциями организма и теми ощущениями,
чувствами, мыслями, которые человек испытывает
в качестве процессов, присущих его душе.
Будучи врачом, Ибн Рушд тщательно изучал
устройство человеческого тела и его органов
чувств, показав зависимость восприятия
окружающего мира от свойств нервной системы.
Главный вывод Ибн Рушда заключался в
том, что вместе с распадом тела индивидуальная
душа человека тоже уничтожается. Вместе
с тем арабский мыслитель выдвинул необычное
представление о том, что универсальный
для всех людей разум сохраняется после
распада тела и это свидетельствует о
богоподобии человека.
2. Биография - ИБН СИНА (Авиценна) (980-1037)
Ибн Сина, Абу Али Хусейн
ибн Абдаллах (латинизированное имя
— Авиценна), арабский философ и врач,
знаменитый ученый-энциклопедист мусульманского
мира, последователь Аристотеля. Родился
около Бухары в селе Афтана в 980 г. Начав
с изучения богословия, он позднее познакомился
со светскими науками (математика, философия,
медицина) и к 20 годам стал крупным и известным
ученым.
После падения Сасанидов Авиценна до
конца жизни странствовал по дворам удельных
персидских князей, становясь их придворным
лекарем. Он был большим авторитетом для
своих коллег — европейских врачевателей.
Труд всей жизни Авиценны — медицинская
энциклопедия в 5 частях — «Канон медицины».
Книга приобрела мировую известность
и многократно переводилась на европейские
языки. «Канон врачебной науки», представляющий
собой обобщение взглядов и опыта греческих,
римских, индийских и среднеазиатских
врачей, переиздавался на латинском языке
около 30 раз и на протяжении многих веков
был обязательным врачебным руководством
в Европе и странах Востока.
Мусульманские богословы подчас обвиняли
Авиценну в ереси и атеизме. Его философские
и естественно-научные трактаты пользовались
большой популярностью на Востоке и на
Западе в течение ряда столетий. Сегодня
многие труды по философии и естествознанию
утрачены. Сохранились немногочисленные
стихи на арабском языке и на фарси. Основная
тема его поэтического творчества — вечность
материи, гимн просвещению и науке.
Авиценна оказал большое влияние на классическую
иранскую литературу, в меньшей мере —
на арабскую, узбекскую и, в некоторой
степени, на средневековую еврейскую литературы.
С его повестью «Живой, сын Бодрствующего»
некоторые исследователи связывают создание
«Божественной комедии» Данте. Умер в
1037 г.