Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:03, реферат
Изучение творчества М. Шабанова .
Отражение истории нашего народа на полотнах знаменитого художника.
Значение культурных ценностей в воспитании подрастающего поколения.
Вступление: актуальность данной темы на сегодняшний день. История темы. Экскурс в биографию
художника…………………………………………………………… стр.1
Главная часть: историческое прошлое Дагестана В творчестве народного художника России
Шабанова М.М:………………………………………………….... стр.4
а) Наша встреча с художником;
б) М.Шабанов один из авторов Герба Дагестана;
в) М.Шабанов - автор мемориального комплекса «День памяти» ;
г) Место и роль исторических картин в творчестве художника;
д) Исторические личности в работах художника;
Значение творчества Магомеда Шабанова в Дагестанской и Российской культуре.
Значение данной темы в исследовательской работе нашей школы ………………………………………………………………………...стр.9
Использованная литература
2Г Большое место в своем творчестве Шабанов Магомед выделяет исторической теме, роли народа в истории, в частности Дагестана. В мастерской перед историческими репродукциями у него выписан такой эпиграф:
«Эти слова Дугричилова очень созвучны с тем, что я говорю, соотношу, пишу, - сказал он. Когда я смотрю на свои картины, то думаю о своей жизни, судьбе, об обновленных судьбах народов нашей страны, о необходимости мира на планете. Здесь в картинах мои мысли, мои переживания, мои надежды!
Эти четыре исторические полотна я писал 10 лет. Это были годы поиска и пика творчества. Сейчас так работать трудно - годы уже не те» -
поделился с нами Магомед Магомедович.
Картины, о которых мы сейчас будем говорить, громоздкие во всех отношениях: в плане художественного богатства, формах работы, изображении исторических личностей, насыщенности, реальности изображений. Эти лица... насколько они близки каждому дагестанцу. Сакли
до боли родные каждому горцу. Горы, манящие своей высотой и гордостью ... Люди и горы!!! Мудрость, спокойствие на лицах, истинная дагестанская форма одежды, манера держаться. Без трепета в душе невозможно смотреть на эти картины.
С таким умилением автор рассказывал нам об этих полотнах, что мы слушали его, затаив дыхание.
«Не поддаются исчерпывающему анализу и безоговорочной интерпретации, а суть их не сводится к формальной сюжетной основе» - сказал о своих картинах М.Шабанов
«Умахан Аварский со своими сподвижниками» - картина завершена в 1995 году, 200x385 см. Холст, масло.
События происходят в 1785 году. При Умахане Аварском Аварское ханство было самым могущественным за всю свою историю, поэтому Шабанов М. обратился к этому периоду времени. Умахан Аварский известен далеко за пределами Аварского ханства как могущественный хан процветающего государства. Он прославился тем, что в период его ханства не было ни одной смертной казни, прославился как мудрый правитель, который придерживался справедливых решений по любому конфликтному вопросу. Его в свое время называли «Великим» - ему платили добровольно дань, многие грузинские, азербайджанские правители. чтобы не было разрушений, набегов.
Умахан Аварский изображен на фоне ханского дворца, который художник восстановил по летописям.
«Андалал 1741 год накануне битвы с Надир-шахом» - картина была завершена в 1999 году, 200x365 см. Холст, масло.
Это всеми известный период - Надир-шах прошелся по всему Дагестану со своим 100-тысячным отрядом - ордой. Огнем и мечом сметал все на своем пути, пока не дошел до нагорного Дагестана. Он ворвался в Казикумух, пленил Сурхай-хана. А накануне Сурхай-хан отправил своих сыновей Муртазали и Мухаммеда с 5-тысячной конницей в Андалальское общество. Андалальцами правил КIудаяв-Къади. Сыновья Сурхай-хана обратились к нему за подмогой - он отправил по всему Дагестану гонцов, чтобы собрали своих воинов к Андалальскому обществу, чтобы дать отпор Надир-шаху.
На картине - сбор отрядов со всего Дагестана и в центре Военный Совет - они определяют стратегию размещения войск. Здесь люди, чьи имена дошли и до нас, до нашего времени в песнях, исторических преданиях: это
Чупалав-Согратлинский - он в красном, Юудаяв-Къади, из Хунзаха род Даитилал. В' доспехах Муртазали-хан, сын Сурхай-хана. Каждый отряд со своими знаменами, со своими символами.
Решающий бой произошел под Согратлем. От 100-тысячного войска Надир-шаха осталось только 30. Были разбиты наголо объединенными силами дагестанцев. Это было первое большое объединение дагестанцев против завоевателя.
Сейчас картина украшает стену исторического комплекса «Ватан», построенного на месте разгрома Надир-шаха у села Согратль Гунибского района. Этот комплекс занял первое место в России по архитектурнохудожественным конструкциям. Картина перекликается с историей данного комплекса и вписалась по теме, дополняя сооружение своей живостью.
«Согратль 1877 год. Шейх Абдурахман-Хаджи провозглашает четвертым имамом Дагестана своего сына Мухаммеда-Хаджи» - картина была завершена в 2001 году, 200x365 см. Холст, масло.
Восстание горцев против существующего строя: против произвола царских чиновников, против голода, нищеты. Людям даже не в чем было выйти на улицу. Это был предел терпения горцев. Поэтому возникло это восстание. Было решено повсеместно объявить Газават. Для этого нужно было выбрать имама. Это было через 18 лет после пленения имама Шамиля. Шейх Абдурахман-Хаджи вышел к народу со своими сподвижниками, своими флагами. Он был против этого восстания, так как народных сил было мало. Было много гарнизонов русских солдат - армия, конница и к предостережениям шейха не прислушивались, так как люди были доведены до отчаяния. И тогда он решил быть с народом - отдать своего сына аманатом (в жертву). Имамом был назначен его сын Мухаммед-Хаджи. Он возглавил народное восстание. Длилось восстание 3-4 месяца, но было подавлено. Тысячи участников были арестованы, около 300 - расстреляны, тысячи - сосланы в Сибирь, а главарей впервые в Дагестане повесили - среди них был и сын шейха Абдурахмана-Хаджи. Согратль был сожжен дотла. Поэтому мудрый шейх предостерегал народ от восстания.
«Это очень трагические страницы нашего края. Я не мог не написать об этом в память о тех героических людях, которые отдали жизнь во имя лучшего будущего Дагестана», - говорил М. Шабанов. Картина находится в историко-краеведческом музее на площади.
«Миротворец Алигаджи Акушинский среди горцев» -
картина завершена в 2005 году. 200x365 см. Холст, масло.
Это очень смутное время гражданской войны в Дагестане, когда горцы плохо представляли Советскую власть, которую проповедовали большевики. С другой стороны отряды белогвардейцев, отряды Имама Гоцинского и Узун-Хаджи Салт1инского, отряды деникинцев, которые рвались в
Дагестан... В это время Алигаджи Акушинский взял на себя роль духовного лидера дагестанского народа. Основной его задачей было предотвращение межнациональной розни. Он вел огромную работу по примирению конфликтующих сторон, решал многие земельные вопросы, придерживаясь принципов справедливости и разумности, а также огромную миротворческую работу среди населения всего Дагестана. К нему приезжали за советом многие видные политические деятели: Тахо-Годи, Д. Коркмасов...
Простой народ видел в лице Акушинского человека святого, от которого исходит нур - божественный свет. Это лидер для горцев. На его лице отпечаток зрелости, ума, мудрости. Его с восторгом слушают от мала до велика. Люди разного положения, ранга, женщины и дети.
Сейчас картина находится в Музее Изобразительных Искусств.
2Д Магомед Шабанов известен не только как автор исторических картин, но и как портретист. Он автор портретов многих исторических личностей. Наиболее яркие портреты - это портрет «Абдурахмана Хаджи - аль Сугури» великого философа и учителя, портрет сына Абдурахмана Хаджи - аль Сугури «Четвертого имама Дагестана Мухаммеда-Хаджи». Эти лица особые, наполненные мудростью, здоровьем морально-духовным и физическим. Это учителя, сподвижники, лидеры народа.
3 Если бы художник видел мир как что-то холодное и пустое, ему было бы все равно, что в нем происходит - потеря, зверства, болезни. Пни наоборот - любовь, добро, прогресс.
Настоящий художник - это человек, глубоко размышляющий о мире, о родном крае, мал он или велик, переживающий за его судьбу, стремящийся, чтобы он расцвел, плодоносил и давал щедрый урожай, поставивший своей целью передать последующим поколениям традиции любви и добра во всем их совершенстве. Много ли таких художников? Все ли могут соответствовать своим высоким требованиям? Это могут самые яркие дарования своего времени.
Таким дарованием и видением обладает наш художник Шабанов Магомед Магомедович.
Работая над данной темой, наша группа загорелась любовью к живописи, мало того, дело не закончилось рассмотрением и любованием картинами, а более мы начали искать и читать материал об этих событиях. Посетили комплекс «Ватан», побывали на родине великих людей Гуниба, посетили Картинную галерею, Музей изобразительных искусств, Краеведческий музей, мемориальный комплекс «Дань памяти» в кутане Шангода-Шитл иб.
Мы получили возможность поблагодарить людей, которым обязаны этим материалом.
Перед завершением нашей исследовательской работы, мы заехали к
Шабановым, чтобы поздравить их с Новым годом. Радости нашей не было предела - нас ожидали две приятные новости: мы узнали, что М.Шабанов указом президента РФ удостоен звания «Народный художник РФ», за большие заслуги в области изобразительного искусства. Впервые в истории Дагестана как художник - живописец такой высокой почетной награды достиг только он. Также ему присуждена премия фонда Гаджи Махачева с вручением золотой медали за картину «Умахан Аварский со своими сподвижниками» и за выдающийся вклад в дело изучения, восстановления и сохранения истории и культуры народов Северного Кавказа.
Завершая работу, просмотрев еще раз весь добытый нами исторический материал о героическом прошлом наших предков, о талантливых, беспокойных, честных людях нашего времени вспомнились слова Р.Гамзатова из книги «Мой Дагестан», будто бы «за Дагестаном наблюдают три мудрых старца. Они прожили многие века, все видели и все знают.
Один из них, вникая в древнюю историю, оглядывая старинные кладбища, задумываясь о летящих по небу птицах, говорит:
«Были люди в Дагестане...»
Второй, глядя на сегодняшний мир, показывая на зажженные в Дагестане огни, называя имена отважных, честных говорит (нам кажется, что именно о таких как Магомед Шабанов):
«Есть люди в Дагестане...»
Третий старец, мысленно обозревая грядущее, оценивая тот фундамент, который уже заложили для будущего сегодня, глядя на нас, потомков тех героических предков, говорит:
«Будут люди в Дагестане!».
Использованная литература: