Трактат «Ли цзи» о воспитании детей и нормах поведения взрослых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:29, реферат

Описание работы

Культура любого народа своеобразна и неповторима. Специфика каждой во многом определяется системой господствующих в ней форм поведения. Нормы и предписания включаются в систему поведения человека, как выражение чего-то должного, необходимого к совершению. Они формируют в обществе жесткую систему правил, которым обязан следовать человек. Хорошим называют всякого, кто легко и охотно делает то, что считается нравственным, дурным – кто восстает против обычая. Любой этнос имеет в своем распоряжении набор ритуальных правил. Любое культурное сообщество стремится к упорядочению норм, моделей поведения.

Файлы: 1 файл

Копия Реферат по курсу Общество и воспитание. Бахова О. ФФК. гр. 2.2.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Факультет философии и культурологии

 

 

 

 

 

 

 

Реферат   на тему:

 

Трактат «Ли цзи» о воспитании детей и нормах поведения взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

Проверила:

 

 

г. Ростов-на-Дону

 

2011 г.

 

 

 

Культура любого народа своеобразна и неповторима. Специфика  каждой во многом определяется системой господствующих в ней форм поведения. Нормы и предписания включаются в систему поведения человека, как выражение чего-то должного, необходимого к совершению. Они формируют в обществе жесткую систему правил, которым обязан следовать человек. Хорошим называют всякого, кто легко и охотно делает то, что считается нравственным, дурным – кто восстает против обычая.

Любой этнос имеет  в своем распоряжении набор ритуальных правил. Любое культурное сообщество стремится к упорядочению норм, моделей  поведения. Их усвоение, которое достигается  посредством воспитания, - обязательное условие для вхождения каждого отдельного индивида в культурное пространство. Только с их помощью может быть достигнут социальный порядок.

 

Китай - одна из древнейших цивилизаций мира - обладает богатыми традициями в области накопления ритуальных правил. Еще в древности  были составлены и подробно прокомментированы тексты ритуальных уложений. Регламентированными были все сферы жизни: отношение к старшим и младшим, отношения в семье, прием гостей, визит к правителю, похороны, свадьба, рождение ребенка, общение с учителем, отношения между мужем и женой и т.д.

Трактат «Ли цзи» («Записи  о ритуале») входит в число основополагающих памятников конфуцианского идеологического учения. Текст трактата составлялся в основном в IV - I вв. до н.э.. Его можно назвать «энциклопедией жизни» для китайского общества, которое  в культурных и идеологических вопросах до сих пор во многом опирается на традиционные ценности. 

В центре внимания трактата находится ли. Сформулированное в «Ли цзи» учение о ли образовало фундамент конфуцианских и вообще традиционных для Китая представлений о культуре. Категория ли, войдя в один ряд с такими основополагающими и философскими понятиями, как «гуманность», «справедливость», «разумность», «благонадежность», стала выражать идею социального, этического, религиозного и общекультурного норматива.

Понятие ли появилось  в китайской культуре еще в  глубокой древности. История донесла до нас разговор Конфуция с его сыном о Правилах (Ли). Конфуций наставляет сына, который еще не изучил Правила, в таких словах: «Если ты не будешь учить Правила, у тебя не будет ничего, на чем утвердиться». Текст Ли цзи учили в школах как эталон правильного поведения.

Значение ли весьма объемно: сюда входят вежливость, постоянное стремление к внутреннему самоусовершенствованию, честность и искренность, человеколюбие и, прежде всего, любовь к родственникам и сородичам, сяо — сыновняя почтительность к родителям и предкам, уважение к старшим и подчинение им.  

Китайцы, в отличие  от многих других народов, вели отчет  возраста человека с момента зачатия, и каждый Новый год добавлял еще один год жизни, то есть взросление не отделялось от циклов природы. Ребенок до трех лет не считался личностью, так как личность для китайца — это воплощение общественной значимости человека, и в случае смерти трехлетнему ребенку не устраивали похорон. Взросление человека автоматически повышало его общественный статус, чем во многом объясняется особое отношение к старшим. Обладающий ли человек должен был всячески стараться помочь старшему, ухаживать за ним.

В трактате «Ли цзи», наравне с отношениями между любыми двумя людьми, один из которых старше, а другой — младше, выделяется поведение сына по отношению к своим родителям. Забота о родителях — главное в жизни любого человека, «зимой родителей следует обогреть, а летом — освежить прохладой; вечером — устроить постель, а утром — справиться о здоровье», заботиться о них нужно так, как когда-то они заботились о своих детях. Уважающему родителей сыну не следует спорить «с равными родителям по возрасту», то есть необходимо вести себя по правилам со всеми старшими.

Важнейшее свойство почтительного  сына — его скромность. По-видимому, своим поведением сын стремиться показать хорошее воспитание, которое  дали ему родители. Сын обязан заботиться о чести семьи, не позорить своих родителей, поэтому и его поведение вне дома контролируется правилами. Должен правильно выбирать места, которые посещает: «Там, где бывает, должны царить общепринятые нормы».

Одно из самых тяжелых переживаний  в жизни — болезнь родителей  сопровождается правилами поведения, основанными на полной отрешенности от собственного благосостояния, телесных удовольствий, внешнего вида, от всего, что  привычно, и, без сомнения, на полном контроле над своими эмоциями и словами. Как только родители выздоравливают — сын возвращается к своему обычному образу жизни.

Почти с младенческого возраста мальчика следовало приучать к правилам, но не создавать ему иллюзий, а открывать ему всю правду жизни, объясняя, как следует вести себя в разных ситуациях. Нужно заметить, что все правила относятся только к детям мужского пола, для девочек же все было совершенно по-иному, это обусловлено особым положением женщины в китайской семье и обществе. Для мальчика уже существует ритуал поведения, но зачастую он все-таки связан с поддержанием здоровья или просто хорошего самочувствия ребенка, но и немаловажно воспитание внимательности.

Концепция «сыновьей почтительности и любви к старшим» не была придумана Конфуцием, он взял те нормы поведения, которые еще сохранились в  некоторых больших семьях, обобщил и распространил на все общество. Без сомнения, если этому принципу Конфуций уделял такое значение, то очень важно было для него претворить его в жизнь.  Конфуций стремился к тому, чтобы людьми управляли живые люди, но не сухой закон. Правила должны были восприниматься осознанно.

 

В Китае государство традиционно  уделяет особое внимание функционированию и укреплению института семьи, рассматривая его как основу стабильности и  процветания. В философском наследии Конфуция семья и государство  выступают как основные и взаимосвязанные опоры общества. Мощь государства и его стабильность напрямую зависят от того, что происходит внутри каждой семьи, которая тоже является маленьким государством. Все государство, в свою очередь, уподобляется одной большой семье. Регулирование структуры семейной организации, внутрисемейных отношений на всем протяжении существования государства в Китае является важным фактором выживания и развития китайской цивилизации.

Социальные нормы поведения  ли были признаны обществом, они выросли  из повседневной социальной практики. В силу этого признания ли были зафиксированы письменно, а впоследствии систематизированы в книгах, ставших каноническими. Одной из них является Ли цзи.


Информация о работе Трактат «Ли цзи» о воспитании детей и нормах поведения взрослых