Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 20:00, реферат
Описание работы
Цель: изучение тропов и фигур речи и примеры использования их в судебной практике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Подобрать литературу по теме; 2. Изучить тропы и примеры с их применением; 3. Изучить фигуры речи, их классификацию и примеры с их применением; 4. Рассмотреть примеры использования тропов и фигур речи в судебной практике.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………….3 1. Тропы и фигуры речи…………………………………….………….5 1.1 Тропы………………………………………………………..…5 1.2 Фигуры речи……………………………………………….…..8 2 . Использование тропов и фигур в судебной практике…………… 15 2.1 Использование тропов………………………………..……16 2.2 Использование фигур речи………………………..……….20 Заключение…………………………………..……………..………….27 Список литературы……………………………………………………28
2 . Использование тропов и фигур
в судебной практике…………… 15
2.1 Использование тропов………………………………..……16
2.2 Использование фигур речи………………………..……….20
Заключение…………………………………..……………..………….27
Список литературы……………………………………………………28
Введение
Грамотная речь - один из главных
элементов в межличностных отношениях.
С ее помощью можно привлечь интерес слушателей,
поддержать внимание к предмету разговора,
оказать воздействие как на разум, так
и на чувства, воображение слушателей.
Грамотная речь не только красивая на
слух, но и легкая для понимания.
Из истории ораторского искусства
известно, что выдающиеся мастера слова
всех времен, крупные общественные и политические
деятели, известные ученые, лекторы, всегда
уделяли большое внимание образности
своих выступлений, умело использовали
выразительные средства языка в своих
речах. Известно, что реализацию убеждающей
функции делает необходимым использование
речевых средств воздействия, формирующих
экспрессию, которая придает не только
эмоциональность, но и стройность, логичность
аргументации, точность словоупотреблению,
ясность выражению мыслей.
Экспрессия создается контактоустанавливающими
,например, сменой тона, замедлением и
убыстрением темпа речи, интонационным
выделением отдельных слов, паузами, логическими
ударениями, усилением звучания согласных,
а также изобразительно-выразительными
языковыми средствами.
Тропы и фигуры речи позволяют
употреблять слова и словосочетания не
в прямом, а в переносном смысле, использовать,
такие обороты речи, которые не вносят
никой дополнительной информации в предложение,
но изменяют его эмоциональную окраску.
Они служат для усиления изобразительности
и выразительности речи, передачи оценочного
и эмоционально-экспрессивного значений,
создания образности.
Судебная речь по форме и по
стилю - это ораторская речь. Она отличается
риторической направленностью, призвана
оказывать целенаправленное воздействие
на суд, убеждать судей, присяжных и присутствующих
в зале суда граждан в истинности мнения
выступающего. Выяснить, доказать, убедить
- три взаимосвязанные цели судебной речи.
А для их достижения речь оратора должна
быть пронизана не только четкими юридическими
клише, но и эмоциональными средствами
выражения.
Ниже рассмотрим основные тропы
и фигуры речи, а также приведем несколько
примеров с их использованием в судебной
практике.
Цель: изучение тропов и фигур речи
и примеры использования их в судебной
практике.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать литературу по теме;
2. Изучить тропы и примеры с
их применением;
3. Изучить фигуры речи, их классификацию
и примеры с их применением;
4. Рассмотреть примеры использования
тропов и фигур речи в судебной практике.
1. Тропы и фигуры речи
1.1 Тропы
Троп - стилистический прием, заключающийся
в употреблении слова (словосочетания,
предложения) не в прямом, а в переносном
значении, т.е. в использовании слов (словосочетаний,
предложений), называющих один объект
(предмет, явление, свойство), для обозначения
другого объекта, связанного с первым
тем или иным смысловым отношением.
Количество тропов существенно
колеблется в зависимости от их критериев,
по которым они выделяются. У Квинтилиана
их семь: метафора, метонимия, синекдоха,
ирония, эмфаза, гипербола, перифраза.
У М.В. Ломоносова - одиннадцать: добавлены
катахреза, металепсис, аллегория и антономазия.
А.А. Потебня выделяет лишь три основных
тропа: метафору, метонимию, синекдоху.
Для Р. Якобсона же существуют всего два
базовых тропа: метафора и метонимия.
Троп служит для усиления изобразительности
и выразительности речи, передачи оценочного
и эмоционально-экспрессивного значений,
создания образности. Поэтому они используются,
прежде всего, в художественной речи и
публицистике, гораздо реже присутствуют
в официально-деловой и научно-технических
текстах. Разговорная речь, в силу своей
повышенной экспрессивности, часто насыщена
самыми различными тропами.
Рассмотрим несколько тропов
и приведем примеры с их использованием.
[2]
Сравнение - образное словесное выражение,
в котором изображаемое явление уподобляется
другому по какому-либо общему для них
признаку, при этом в объекте сравнения
выявляются новые, неординарные свойства.
Пример: Был голос как крик ястребиный,
Но странно на чей-то похожий.
(А.Ахматова)
Метонимия - это троп, который переносит
наименование предмета или класса предметов
на другой класс или на отдельный предмет,
ассоциируемый с данным по смежности,
сопредельности, а также вовлечённости
в одну ситуацию на основании временных,
пространственных характеристик или причинных
связей.
Метафора - семантическое преобразование,
при котором образ, сформированный относительно
одного класса объектов, прилагается к
другому классу или конкретному представителю
класса
Пример: Месяц рогом облако бодает,
В голубой купается пыли. (С.Есенин)
Выделяют:
Генитивная метафора - сравниваемый объект стоит
в родительном падеже, а объект сравнения
в именительном.
Пример: Помедлим у реки, полощущей
Цветные бусы фонарей (М.Цветаева)
Синекдоха - разновидность метонимии -
представляет часть предмета или явления
как целое или целое как его часть; обычно
целое и часть оказываются смежными.
Пример: «У него рука в министерстве»
- о человеке, который помогает решать
какие-либо вопросы в министерстве.
Ирония - иносказание, в котором языковые
выражения приобретают смысл, обратный
буквально выраженному или отрицающий
его. Ирония обычно содержит в себе отрицание
и осмеяние под маской одобрения и согласия
за счет того, что явлению приписываются
свойства, которых заведомо у него не может
быть.
Пример: Отколе, умная, бредёшь ты голова?
- в басни Крылова реплика, обращённая
к ослу.
Олицетворение - семантическое преобразование,
состоящее в присвоении признака одушевлённости
объектом неживого мира.
Эпитет - это слово или выражение, которое
благодаря своей структуре и особой функции
в тексте приобретает новое семантическое
значение, выделяя в объекте изображения
индивидуальные, неповторимые признаки
и тем самым заставляя его оценивать с
необычной точки зрения.
По структуре
эпитеты бывают:
Простые - состоящие из одного прилагательного,
образующего парное сочетание А+N, где
А-прилагательное, а N-существительное.
Пример: голубая глубина
Слитные - когда
эпитеты - прилагательные образованы из
двух-трёх корней.
Пример: Рассказ убедительно-лживый.
(А.Н. Толстой), Девичий-свой-львиный покажи
захват!.. (М.Цветаева)
Составные - из
двух или нескольких определений при одном
определяемом.
Пример: Желтый ветер манчжурский
(И. Бродский)
Сложные - передающие
слитный групповой смысл.
Пример: В блюдечках-очках спасательных
кругов (В. Маяковский)
Гипербола - семантическое преобразование,
в котором признаковое значение языкового
выражения преувеличено до неправдоподобия.
Пример: Страшные ласки твои (А. Блок)
Литота - 1. Прием, основанный на отрицании.
В широком смысле литота определяется
как отрицание противоположного «отрицание
обратного свойства»[1]
Пример: Он глуп - Он не блещет умом.
2. Троп, обратный гиперболе,
т.е. приём семантического преобразования,
посредством которого малому присваиваются
признаки безмерно и неправдоподобно
малого.
Пример: Кто заблудился в двух шагах
от дома,
Где снег по пояс и всему конец?
(А. Ахматова)
Перифраза (парафраза) - оборот, состоящий
в замене названия предмета или явления
описанием его существенных признаков
или указанием на его характерные черты.
Пример: «Наша голубая планета» - «Земля»;
«Прощай, свободная стихия»
- вместо «море» (А. Пушкин)
Парадокс - неожиданный, резко расходящийся
с логикой предшествующего текста или
с привычным мнением.
Пример: Лучшее правительство то, которое
меньше всего правит. (Джефферсон)
Символ - многозначный предметный образ,
объединяющий разные планы изображаемого.
Пример: «Обрыв» - название романа,
символизирующее понятие душевной драмы.
Аллегория (иносказание) недомолвка - выражение
отвлечённого понятия (идеи) в конкретном
художественном образе.
Пример: Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время
Везёт, не слезет с облучка.
(«Телега жизни» А.С. Пушкин)[3]
1.2 Фигуры речи
Фигуры речи - термин риторики и стилистики,
обозначающий обороты речи, которые не
вносят никакой дополнительной информации
в предложение, но изменяют его эмоциональную
окраску. Фигуры речи служат для передачи
настроения или усиления эффекта от фразы.
Существуют два основных типа
фигур речи: фигуры выделения и фигуры диалогизма.
Различие их состоит в следующем: фигуры
диалогизма являются имитацией диалогических
отношений в монологической речи, а при
помощи фигур выделения можно сопоставить
или подчеркнуть те или иные стороны мысли.
Фигуры
выделения:
Фигуры выделения могут строиться
путем добавления, значимого пропуска,
полного или частичного повтора, видоизменения,
перестановки или распределения слов,
словосочетаний или частей конструкции.
1. Фигуры добавления и
повтора
Отображают сложную систему
соотношения эмоционального и рационального
начала в восприятии объектов в действительности.
Анадиплосис - «удвоение» - слова или группы
слов на стыке колонов или стихотворных
строк. С помощью этой фигуры речи возникает
особая связь между соседними строками,
фиксирующая внимание на предмете или
объекте, за счёт чего возникает эффект
«укрупнения» общей картины изображаемого.
Пример: Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка.
(М. Лермонтов)
Палилогия (эпаналепсис) - простое последовательное
воспроизведение слова (словосочетания),
которое может прерываться другим словом
(или группой слов).
Пример: О тебе, о тебе, о тебе
Я тоскую, моё ликование… (С.
Городецкий)
Градация - выстраивание однородных членов
предложения по принципу усиления (восходящая
градация) или ослабления (нисходящая
градация) признака, действия и т.п. Благодаря
градации достигается эффект нарастания
значимости описываемых явлений.
Пример: Не жалею, не зову, не плачу.
(С. Есенин)
Анафора - повторение слова или группы
слов в начале смежных фраз или стихов.
Пример: И от каждой-то горной улицы,
И от каждой-то пары глаз… (И.
Северянин)
Эпифора - повторение слова или группы
слов в конце смежных фраз или стихов.
Пример: А жизни суть,
Она проста:
Её уста…
Его уста… (В. Федоров)
Симплока - сочетание анафоры и эпифоры,
заключающееся в повторе начального и
конечного слова или сочетания слов в
смежных колонах или стихах. Характерна
для фольклорных текстов, в литературных
встречается крайне редко.
Пример: Во поле березонька стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Три последние фигуры - анафора,
эпифора, симплока - создают эффект особой
спаянности текста, концентрируют внимание
читателя на описываемом предмете, явлении
или действии.
Полиптотон (букв. Многопадежие) - повторение
слова в разных падежах, при котором наблюдается
несовпадение референтов. Иногда этим
термином обозначают любые фигуры, заключающиеся
в повторении любого имени в разных падежах.
Служит для смещения внимания читателя
с одного объекта на другой.
Пример: Но человека человек послал
к анчару властным взглядом (А. Пушкин).
Парегменон - сочетание однокоренных или
этимологически родственных слов.
Пример: Суд судить; шутки шутить;
Золотом режет и яркой каймою
каймит их. (К. Случевский)
Полисиндетон - многосоюзие - заключается
в повторении одних и тех же союзов. Обычно
используется для подчеркивания единства
и функциональной связанности перечисляемых
элементов.
Пример: И время не вернуть и не забыть
и долготу длиною беспристрастно не
вымерить и горечь не избыть…(В.
Строчков)
Синатройсм - перечень предметов, объединение
которых на основе общности семантики
невозможно. Фиксируемая данной фигурой
свобода ассоциативных связей может свидетельствовать
как об эмоциональной разбалансированности
лирического героя, так и об оригинальности
его обобщающего взгляда на явления действительности.
Пример: Делись со мной огнём и кровью,
мечтой, и горем, и трудом…(С. Городецкий)
2. Фигуры созвучия
Парномазия - игра близкими по звуковому
облику словами, в ходе которой возникают
ассоциативные смысловые связи.
Пример: Мы только одиноки одинаково,
И это всё, что связывает нас
(М. Щербаков).
Антанакласа - повторение одного и того же
слова в изменённом значении, требующее
усиленного внимания собеседника.
Пример: Бьют баклуши. Бьют кого-то.
Нас пока ещё не бьют. Бьют в
господские ворота,
Только им не отопрут (Т. Кибиров).
Аллитерация - нанизывание согласных, служащих
для имитации соответствующих звуков.
Пример: Каблук подбит подковкой звонкой
(М. Щербаков).