Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 21:34, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – выяснить, какой вклад Андрей Рублёв внёс в развитие русской иконописи. Его значение для русской истории.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Обобщить полученные сведения в контрольной работе.
3. Сделать выводы.
Введение……………………………………………………………….
1. Биографические сведения………………………………………..
2. Творчество Андрея Рублёва
2.1. Образы и стиль Андрея Рублёва……………………………..
2.2. Памятники его творчества……………………………………
2.3. Андрей Рублёв – создатель иконостаса………………………
2.4. Проблемы атрибуции…………………………………………..
Заключение………………………………………………….
Список литературы………………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Биографические сведения………………………………………..
2. Творчество Андрея Рублёва
2.1. Образы и стиль Андрея Рублёва……………………………..
2.2. Памятники его творчества……………………………………
2.3. Андрей
Рублёв – создатель иконостаса…
2.4. Проблемы атрибуции…………………………………………..
Заключение………………………………………………….
Список литературы………………………………………………….
Введение.
В конце 14 - начале 15 века древнерусская живопись, как иконопись, так и стенопись, переживала свой расцвет. В последней четверти 14 века, когда объединённая Русь дала решительный отпор Золотой Орде на Куликовом поле, духовная жизнь получила новый мощный импульс. Некоторые исследователи даже склонны идентифицировать этот период с эпохой Проторенессанса в Италии. Действительно, новые черты в иконописи созвучны тому, что делал Джотто при росписи капеллы в Падуе: прежде всего пространственное решение фона и пристальный интерес художника к личности.
Всё, что было сделано западным
искусством, может иметь неоспоримые
достоинства во всех других
отношениях, кроме религиозного. «Наша
иконопись, в своём многовековом
коснении, всеми своими недостатками
искупила себе чистоту
Имя Андрея Рублёва обросло легендами, а в 20 веке – научными гипотезами. Реальные представления о его искусстве появляются после реставрационной расчистки его иконы «Троица» в 1904 г., но в полной мере начиная с 1918 г., когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина.
Цель данной контрольной работы – выяснить, какой вклад Андрей Рублёв внёс в развитие русской иконописи. Его значение для русской истории.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Обобщить полученные сведения в контрольной работе.
3. Сделать выводы.
1.Биографические сведения.
Первое упоминание о нём в 1405 году: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублёв назван «чернецом», то есть монахом, и числится последним в перечне имён, то есть был младшим.
По позднему источнику –
«Сказанию о святых
Предполагают, что здесь он
был пострижен в монахи ( по
другой гипотезе – в
В 1420-х годах по свидетельству
« Жития Сергия Радонежского»
(редакция Епифания Премудрого
и Пахомия Серба) и «Жития Никона»
- источников 1430-50-х годов – оба
мастера расписывают церковь
святой Троицы в Троицком
2. Творчество Андрея Рублёва.
2.1. Образы и стиль Андрея Рублёва.
Андрей Рублёв воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по произведениям созданным Феофаном Греком в его московский период (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе). Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублёва является живопись московской школы 14 века, с её проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 – нач.13 вв.
Образы Андрея Рублёва в
целом адекватны образам
Почти все персонажи погружены
в состояние безмолвного
(апостолы Пётр и Павел в «Шествии праведных в Рай», там же).
Классическое чувство
Истоки присущей Андрею
Рублёву созерцательной
2.2. Памятники творчества Андрея Рублёва.
В основе творчества Андрея Рублёва лежит иная, нежели у Феофана, философская концепция. Она лишена мрачной безысходности и трагизма. Она строится на добре и красоте, гармонии духовного и материального начал. В христианском учении Рублев, в отличие от Феофана, видел не идею беспощадного наказания грешного человека, а идею любви, всепрощения, милосердия.
«Спас» (икона, Москва, ГТГ):
Его Спас - не грозный вседержитель и беспощадный судья, а сострадающий, любящий и всепрощающий Бог. Он справедлив и благожелателен, он один может примирить противоположность духа и плоти, небесного и земного. Взгляд его не устрашает, как взгляд феофановского Пантократора, а утешает. Такого Христа византийское искусство не знало. Звенигородский Спас – это идеал Богочеловека, о котором страстно мечтал весь христианский мир, но воплотить которого в искусстве удалось только русскому художнику Андрею Рублёву. Соединение двух миров – духовного и материального – в творчестве Феофана доведено до трагедии, а у Андрея Рублёва это единство мудрости, добра и красоты.
«Троица» (икона):
Несомненно, вершиной творчества Андрея Рублёва является «Троица». Он написал ее в память Сергия Радонежского для церкви, посвященной, как и весь монастырь, Троице. Рублев использовал хотя и достаточно древний, но редкий в его время вариант изображения: в нем нет Авраама и Сары и бытовых подробностей их гостеприимства. Остаются лишь три ангела за трапезой – сама Троица. В иконе нет ни движения, ни действия, особая тишина ощущается в ней.
Изображая Троицу как нераздельное триединое божество, Андрей Рублёв избрал очертания круга, символизирующего вечность. За левым ангелом изображен дом как символ «Божественного домостроительства», так называли в старину устроение вселенной. За средним – встает дерево как напоминание о деревянном кресте, на котором был распят Иисус. За правым – виднеется гора, знак возвышенного. Особая, таинственная природа ангелов гениально передана Рублевым, создавшим необыкновенно нежные и вместе с тем величавые образы. Душевное согласие, чувство любви передается с помощью плавных линейных ритмов, которые подчёрктваются изысканной цветовой гаммой. Красочная палитра Рублева является необычайно яркой: багрянец, чистая ляпис-лазурь, золото, нежная зелень – краски сияющего летнего дня, на который приходится праздник Троицы, в них голубизна неба, зелень травы, золото солнца.
Икона была высоко оценена уже современниками художника, вызвала множество повторений, и на ее основе сложился канон, ставший основным в древнерусском искусстве при изображении Троицы.
Фрески Успенского собора во Владимире:
Он писал их вместе с
Даниилом Черным. Основная часть
сохранившихся фресок с
2.3. Андрей Рублёв – создатель иконостаса.
Иконостас – чрезвычайно важная деталь внутреннего убранства храма. В Византии, где церковное зодчество было исключительно каменным, а традиция монументальной живописи никогда не пресекалась, проблема высокого иконостаса никогда не возникала. На Руси, где зодчество было в основном деревянным, а каменные храмы 14 века подолгу стояли без росписи, ограничений к увеличению иконостасов вширь и в высоту не существовало, поскольку они закрывали собой только голые стены.
Андрей Рублев и Феофан
Грек увеличили размеры и
Но формирование иконостаса
началось лишь с
Через несколько лет, работая
с Даниилом Черным над
Эти три иконных ряда, слитые
воедино, и составили иконостас.
Именно такие ряды стали