Творчество Дионисия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:25, доклад

Описание работы

Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях собора Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца.

Файлы: 1 файл

Дионисий.docx

— 17.05 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Доклад на тему:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творчество Дионисия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2013

 

ТВОРЧЕСТВО ДИОНИСИЯ

Ок. 1440 – 1502г.г.

Исключительная судьба, талант и высокие покровители - великий  князь и высшие духовные особы - обеспечили самые благоприятные условия  для творчества мастера.

 

Первый из серьезных заказов  Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях собора Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца.

 

В 1481 г. Дионисий получил  новый почетный заказ: вместе с тремя  другими мастерами он должен был  выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля.

 

С тех пор он заслужил репутацию "мастера преизящного" и олицетворял московскую школу  иконописи. Любимец Ивана III и известного гонителя еретиков Иосифа Волоцкого, по заказу которого он написал более 80 икон, Дионисий был носителем официальной великокняжеской традиции в искусстве. Композиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы. Однако в них не следовало искать ни страстности Феофана Грека, ни глубины образов Андрея Рублева. Яркая праздничность и парадность его произведении, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета. В 1482 г. Дионисий написал для Вознесенского монастыря Московского Кремля икону "Богоматерь Одигитрия". Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие ангелы создали общий величественный строй образа.

 

Много работ выполнил Дионисий для Иосифо-Волоколамского и Павло-Обнорского монастырей. В частности, для последнего он написал "Распятие", которое помещалось в иконостасе собора. Центр иконной доски, подчеркивая ее вертикаль, занимало изображение креста, на котором распят Спаситель. Поникшая голова, словно венчик увядшего цветка, раскинутые, как стебли, руки и пластично изогнутое тело создают торжественно-печальное настроение. Безмолвно застывшие фигуры предстоящих - Марии, Иоанна и пришедших с ними женщин и воина - составляют симметрично расположенные по сторонам креста скорбные группы. Им вторят фигуры ангелов в верхнем регистре и помещенные еще выше, над перекладиной креста, изображения Солнца и Луны, символизирующие космическое значение события. Ангелы, следящие за бегом небесных светил, уводят их с небосклона.

 

Наиболее значительной работой  Дионисия стали монументальные росписи - фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями. Небольшой по размерам храм Рождества Богородицы расписан сценами из земной жизни Девы Марии.

 

Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и  Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Кремле. Митрополиты  представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур  и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в соборе друг против друга и потому композиционно  перекликались), фигура митрополита  Петра лишь слегка сдвинута влево, а  митрополита Алексия - вправо. Величественная осанка, красочные одежды, с преобладающим белым цветом, усиливают торжественность и монументальность образов.

 

Работая над большими заказами с сыновьями и подмастерьями, иконописец со временем создал круг своих  учеников и последователей. И хотя никому из них не удалось достичь  той красоты и выразительности  образов, которая свойственна произведениям  мастера, все же работы "круга", или "школы", Дионисия отличаются высокими художественными достоинствами. К числу их относятся и произведения сына знаменитого иконописца, Феодосия, выполнившего в 1508 г. росписи стен Благовещенского  собора Московского Кремля.


Информация о работе Творчество Дионисия