Творчество Феофана Грека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 08:18, реферат

Описание работы

Византийское искусство XIV в., так называемый палеологовский Ренессанс рассматривают как эпоху величайшего расцвета. Палеологовская живопись представляет единый по своей основе стиль. Наблюдается тенденция к изживанию монументальности в живописи. Вытесняющие мозаику фрески покрывают отныне все стены и своды храмов. В иконе, фреске и миниатюре все пронизывает движение: одеяния развиваются, усиливается жестикуляция фигур. Фигуры уменьшаются в размере, черты лица мельчают, выражение приобретает менее строгий характер. Меняется также и колорит. Он становиться мягче, нежнее, деликатнее. Излюбленные краски — голубовато-синее и зеленовато-желтое.

Файлы: 1 файл

ТВОРЧЕСТВО ФЕОФАНА ГРЕКА.doc

— 43.50 Кб (Скачать файл)

ТВОРЧЕСТВО ФЕОФАНА ГРЕКА.

1. Имя Феофана  грека в истории византийского  искусства.

 

 Византийское  искусство XIV в., так называемый  палеологовский Ренессанс рассматривают  как эпоху величайшего расцвета. Палеологовская живопись представляет  единый по своей основе стиль. Наблюдается тенденция к изживанию монументальности в живописи. Вытесняющие мозаику фрески покрывают отныне все стены и своды храмов. В иконе, фреске и миниатюре все пронизывает движение: одеяния развиваются, усиливается жестикуляция фигур. Фигуры уменьшаются в размере, черты лица мельчают, выражение приобретает менее строгий характер. Меняется также и колорит. Он становиться мягче, нежнее, деликатнее. Излюбленные краски — голубовато-синее и зеленовато-желтое. Таким образом, утверждается более свободный, живописный стиль. Но неверно рассматривать этот стиль как реалистический. По-прежнему сохраняется тенденция фиксированной иконографии. По-прежнему фигуры лишены тяжести и объема. По-прежнему отсутствует интерьер, который заключал бы фигуры в естественную для человека среду.

 

В XIV в. все  чаще появляются имена отдельных  художников. В Охриде и Призрене работает Михаил Астрапа, в Старо-Нагорично  — Евтихий, в Веррии — “лучший  живописец Фессалии” Георгий  Каллиергис, в Дечанах — Сергий, на Крите — Иоанн Пагомен, в Убиси — Дамиан, в Раванице — Константин, в Цаленджихе — Мануил Евгеник, в церкви св. Андрея на берегу Трески — митрополит Иоанн, в Руденице — Федор, в Новгороде и Москве — Феофан Грек.5

 

Несмотря  на появление подписей и на упоминание отдельных мастеров в источниках, творчество продолжает носить безличный характер. Оно остается скованным традицией и церковным авторитетом. Как и раньше, доминирует принцип коллективной работы (иконописные мастерские и артели). В XIV в. в византийской живописи лишь одна художественная индивидуальность выступает с полной ясностью: это знаменитый Феофан Грек — один из крупнейших византийских мастеров Палеологовской эпохи.

 

2.Феофан Грек в русском  искусстве.

 

Русское искусство  второй половины 13–15 веков восприняло и развило дальше художественную культуру Древней Руси. Продолжает свои традиции владимиро-суздальская живопись. Своя живописная школа складывается в Твери. Высокого развития достигла в это время новгородская живопись, опиравшаяся на прочные местные традиции использовавшая достижения византийского искусства. В живописи Новгорода сложился новый стиль. В новгородских фресках этого времени на смену тяжеловатым, приземистым фигурам пришли узкие, вытянутые изображения людей, многослойные композиции, живопись стала более миниатюрной, изящной, обогатилась цветовая гамма.

 

Замечательным художником конца XIV века был знаменитый Феофан Грек, приехавший на Русь из Константинополя. Принеся лучшие традиции византийского  искусства, Феофан Грек органически  соединил их с русским искусством, став крупнейшим мастером русской живописи и внеся большой вклад в ее идейно-художественное развитие. Феофан работал в Новгороде и Москве. Живопись Феофана отличается свободой композиционного построения, художественной выразительностью, острыми индивидуальными характеристиками изображаемых персонажей. Проникнутая глубоким философским размышлением, живопись Феофана Грека— одно из самых ярких проявлений того экспрессивно-эмоционального стиля в русском искусстве конца XIV века, который сказался и в литературных произведениях. Феофан воплощал в своих фресковых росписях высокую одухотворенность человека, в силу внутреннего эмоциональности, страстную волю к возвышенному и прекрасному духовному состоянию человека. Духовная возвышенность и эмоциональность мыслилась Феофаном, как и другими художниками того времени, естественно, в религиозных образах, но эти образы были неизмеримо выше, чище, благороднее и окружавшей художника феодального общества, и самой церкви, чью низменность и стяжательство обличали в то же время новгородские стригольники. Энергичная манера письма Феофана, великолепное мастерство колорита придают изумительную силу выразительности фигурам его фресок. Есть вместе с тем в них что-то суровое, даже грозное.

 

В русском периоде творчества Феофана Грека можно выделить два этапа: новгородский и московский. Сначала рассмотрим новгородский период. По заказу знатного боярина и уличан Ильиной улицы Феофан расписал в 1378 г. церковь Спаса Преображения, одну из самых стройных и самых гармоничных по своим пропорциям среди новопостроенных тогда в Новгороде. Если византийские художники обычно изображали святых успокоившимися, принявшими все догматы церкви, не испытывающими никаких терзаний и сомнений, откуда проистекала их душевная уравновешенность, то совсем по-иному трактует своих святых Феофан. В них все бурлит и клокочет. Они непрестанно борются с охватывающими их страстями. И эта борьба дается им дорогой ценой. Познав соблазны мира, они уже утратили наивную веру, для них обретение этой веры есть дело тяжких нравственных усилий. Им надо всходить на высокие столпы, чтобы удалиться от злого мира и приблизиться к небу, чтобы подавить свою плоть и греховные помыслы. Отсюда их страстность, их полный драматизма пафос. Слишком гордые, чтобы поведать о своей внутренней жизни другим, они замкнулись в броню созерцательности.

 

Все фрески церкви Спаса Преображения написаны необычайно легко и уверенно. Жидкие краски нанесены тонким слоем, мазок отличается поразительной свободой и непринужденностью. Колорит скупой, сдержанный. Доминирующий тон красновато-коричневый. Перед ним отступают на второй план зеленовато-желтые, бледно- фиолетовые, желто-коричневые, серовато-розовые, серовато-зеленые и белые тона. Некоторые из фигур целиком выполнены в одном красно-коричневом тоне, данном в различных градациях. Поверх этого основного красочного слоя широкими мазками наложены белые и голубоватые блики и черные и серые движки. Именно они и составляют главный нерв мастерства Феофана. Подобно привидениям вырисовываются на серебристо-лиловом фоне изображенные им фронтальные фигуры святых, не имеющие ни реального объема, ни реальной тяжести. Главный акцент поставлен на лицах, которые с предельной силой выражают созерцательный дух восточного христианства.

 

Московский период Феофана Грека  представлен иконами деисусного чина, входящего в состав иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле. Этот деисусный чин выполнен тремя мастерами. Одному принадлежат фигуры Христа. Богоматери и Предтечи, апостола Павла, архангела Гавриила, Василия Великого Иоанна Златоуста, другому— архангел Михаил и апостол Петр, третьему— мученики Георгий и Дмитрий. Согласно летописному свидетельству, Благовещенский собор был расписан в 1405 году Феофаном Греком, старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым. Тогда же, вероятно, возник и деисусный чин. Идя навстречу русским запросам, Феофан заложил основы для высокого иконостаса. Он первым заменил привычные для византийцев полуфигурные чины полнофигурными. Высота написанных им икон превышает два метра, что создавало совсем новый художественный эффект. Высокие, мощные фигуры четко выделяются темными силуэтами на золотом фоне, вертикальные и горизонтальные членения даются в тонко продуманных ритмических сочетаниях, линии предельно лаконичны, колорит доведен до максимальной степени обобщения. Все одиннадцать фигур деисусного чина образуют неразрывную по своей цельности композицию, обладающую четко выраженной центральной осью и рассчитанную на то, чтобы зритель мог охватить ее единым взглядом. Так рождается та “построенность” иконостасной композиции, которая явилась новым словом в истории средневековой живописи.

 

Написанные Феофаном иконы Благовещенского  собора очень близки по своему духу к фрескам церкви Спаса Преображения. Они дышат суровым пафосом  отречения от мира, их густой драматический  колорит лишен жизнерадостности. В своем деисусе Феофан подчеркивает не столько момент всепрощения, сколько мольбу святых за грешный человеческий род. Христос трактуется как страшный судия мира, а не как добрый Спас, готовый помочь ближнему. Именно здесь проявляется коренное отличие Феофана Грека от Андрея Рублева, который, как правило, всегда оттенял в Христе человеческое начало. У Феофана же весь замысел деисусного чина определяется драматической коллизией между суровым Христом, не склонным никого прощать, и молящими его о прощении святыми. Все это бесконечно далеко от русского истолкования Деисуса, в котором обычно присутствует оттенок особой мягкости.

 

Роспись церкви Спаса Преображения и деисусный чин Благовещенского  собора— единственные из сохранившихся  до нас бесспорных произведений Феофана. Ряд русских исследователей приписывают Феофану еще фрески церкви Федора Стратилата и Волотовской церкви в Новгороде и несколько икон. По мнению других, Феофан создал на Руси большую школу, из которой и вышли все вышеупомянутые памятники.

 

Заключение.

 

Почему Феофан Грек покинул Византию? Что он нашел на Руси? На Руси для него открылось широчайшее поле деятельности, которое он уже не мог обрести в быстро нищавшей Византии. И есть основания полагать, что Феофан эмигрировал из Константинополя не случайно. Он бежал в Россию от надвигавшейся “академической” реакции, так как она шла вразрез с его индивидуальными вкусами и устремлениями. С другой стороны, смелое вхождение Феофана в новгородскую школу живописи явилось для нее живительной встряской. Вырываясь из византийского застоя, гений Феофана будил в русской живописи волю к раскрепощению, к свободному выявлению собственной динамичности, собственного темперамента. Аскетическая суровость его образов не могла привиться на русской почве, но их психологическая многогранность отвечала стремлению новгородских художников передать внутренний мир человека, а живописность Феофановских композиций открывала новые горизонты их вдохновенному мастерству.

 

Таким образом, переход Феофана Грека из Византии на Русь имеет глубокое символическое  значение. Это как бы эстафета искусства, передача светлого его факела из костенеющих старческих рук в руки молодые и крепкие.


Информация о работе Творчество Феофана Грека