Творчество Ф.Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:54, реферат

Описание работы

XX век стал временем новой постановки вопроса о месте человека в мире. В XXI веке продолжается формирование нового типа мышления, новой рациональности, гуманистической в своей основе. Гуманистическое мировоззрение вынуждено рассматривать теперь и перспективу возможной гибели человечества, и пути предотвращения этой катастрофы. Глубокие перемены последних десятилетий XX века вызвали потребность в новой оценке современной жизни и перспектив мирового сообщества.

Содержание работы

1. Введение.
1.1 Актуальность выбранной темы……………………………..……………3
1.2 Биография Ф.Ницше……………………………………………………....5
2. Основная часть
Творчество Ф.Ницше…………………………………………………......7
2.2 «Проблема Европейская»…………………………………………………9
3. Заключение…………………………………………………………………….11
4. Список литературы……………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Содержпние

 

1. Введение.

    1.1 Актуальность выбранной темы……………………………..……………3

    1.2 Биография Ф.Ницше……………………………………………………....5

2. Основная часть

    1. Творчество Ф.Ницше…………………………………………………......7

2.2 «Проблема Европейская»…………………………………………………9

3. Заключение…………………………………………………………………….11

4. Список литературы……………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

1.1 Актуальность выбранной темы

 

XX век стал временем  новой постановки вопроса о месте человека в мире. В XXI веке продолжается формирование нового типа мышления, новой рациональности, гуманистической в своей основе. Гуманистическое мировоззрение вынуждено рассматривать теперь и перспективу возможной гибели человечества, и пути предотвращения этой катастрофы. Глубокие перемены последних десятилетий XX века вызвали потребность в новой оценке современной жизни и перспектив мирового сообщества.

Ещё в начале XX века Н.А. Бердяев говорил об утрате чувства  дисциплины. Сегодня ситуация вряд ли изменилась в лучшую сторону. Современноге общество не способствует развитию индивидуальности или личной ответственности. Человечество до сих пор не вышло из затяжного кризиса гуманизма, связанного с реалиями общественной практики, повлекшими умаление роли человека. Кризис гуманизма был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры. Тема осознания этого кризиса и соответствующей критики основных установок гуманистического сознания становится преобладающей на постклассическом этапе развития социально-философской мысли. Причиной тому стало сомнение в способности человека в условиях современного общества сохранить позицию свободного субъекта. 

В современной ситуации может оказаться полезным обращение  к социально-философским работам. Одной из подобных работ является учение о человеке Фридриха Ницше, продолжившее и развившее традиции европейского гуманизма и оказавшее огромное влияние на всю гуманистическую мысль XX века. Многоаспектность ницшеанского учения о человеке дает возможность найти в нем новую систему ценностных ориентиров. Исследование мировоззрения Ницше, развившегося как продолжение лучших традиций европейской философии, позволяет сформировать новый взгляд на социально-философские проблемы эволюции человека и общества в XXI веке. Анализ специфики ницшеанского взгляда на гуманизм представляет интерес как для понимания сущности явления, которое принято обозначать как кризис гуманизма, так и для современной социальной философии.

В какой-то мере изучение трудов Ницше затрудняется сложностью изложения его идей, внешней бессистемной концепцией, негативным тоном отдельных высказываний и особым языком Ницше, — иногда скорее поэтическим, чем академическим. Часть наследия философа вышла в свет после его смерти. Издатели подвергли уникальные тексты бесконечным фальсификациям в духе своей идеологии. Знаменитые фальшивки, сформировали стереотип непризнания философа академической наукой до сенсационного раскрытия этого «грандиозного подлога» дармштадтским профессором Карлом Шлехтой в 1959 году.

В настоящее время  на Западе учение Ницше уже не вызывает реакций шока и отторжения и с 50-х годов XX века является объектом постоянно растущего интереса. Согласно статистике, Ницше на сегодняшний день — самый издаваемый после Канта мыслитель на Западе.

Неким поворотным пунктом  в восприятии ницшеанского наследия на Западе можно считать 50 - 70 годы, во многом это связано с именами М. Хайдеггера, К. Ясперса, А. Камю и Ж. Делёза, которые сделали акцент на необходимости осмысления вклада Ницше именно в философскую науку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Биография Ф.Ницше

 

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844г. в бедной деревушке  Рёккен, расположенной на границе  Пруссии и Саксонии. Его отец, Карл Людвиг Ницше, был выходцем из духовной семьи. И дед, и прадед Ф.Ницше  преподавали богословие, мать его  была внучкою и дочерью пасторов. Будущий страстный ниспровергатель христианства своим появлением на свет обязан проповедникам и хранителям основ ненавистной ему религии.

Когда Фридриху было 4 года, умер его отец, последний год жизни  которого был омрачнён безумием. Раняя встреча со смертью внесла трагический мотив в детские переживания Ницше, образ умершего отца не оставлял его.

В конце января 1850г. мальчику приснился кошмарный сон о  том, как раскрывается могила и из неё выходит закутанный в саван  отец. Покойник проходит через всю церковь, где когда-то читал проповеди, и вскоре возвращается с ребёнком на руках. Могила опять разверзается, и отец исчезает в ней вместе с малышом. Вскоре после этого сна заболевает и скоропостижно умирает младший брат Фридриха – Иосиф. Его хоронят в могиле отца. Сон сбывается. Небытие оказывается одной из самых глубоких и страшных бездн, открывшихся душевному взору ребёнка. Вся дальнейшая жизнь философа протекает как бы на краю, на последнем рубеже этого провала. Долгие годы мучительно страдающий от приступов неизлечимой болезни, Ницше фактически каждый день балансирует на грани жизни и смерти, разума и безумия, света и тьмы (он постепенно теряет зрение). Трагический эпизод детства бросает роковую тень на жизнь и судьбу мыслителя, и все последующие годы Ницше проходят под знаком скрытой, беспощадной борьбы живой души с мертвящим холодом накрывшей её тени смерти.

После смерти отца мать Ницше  с детьми переезжает в Наумбург, где Фридрих получает первое образование. С 14 до 20 лет он учился в Пфортской школе. Здесь Ницше проходит курс обучения богословию, еврейскому, греческому и латинскому языкам. По окончанию школы он поступает в Боннский университет, где год занимается на теологическом факультете. Затем продолжает учёбуна философском факультете в Лейпцигском университете. С 1883 по 1888г. возвращается в Наумбург, затем переезжает в Лейпциг. В начале января 1889г. Ницше настигает безумие, которого он всегда страшился, помня о трагической смерти отца. Последние 11 лет прожиты Ницше в состоянии помутнения рассудка. Именно в это время к нему приходит европейская слава. Но 25 августа 1900г. в Веймаре Фридрих Ницше умер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основная  часть

2.1 Творчество Ф.Ницше

Для творчества Ницше  характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира видел волю как движущую силу становления, как порыв, как "волю к власти", волю к расширению своего Я. Ницше переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества.

Основное внимание Ницше  было сосредоточено на проблемах  культуры, на вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия человека. Современная ему культура оценивалась им как "культура декаданса", когда, по Ницше, возрастание интеллекта ослабляет инстинкт человека, приглушая ощущение его слиянности с природой, умаляя смысл жизни как единственно абсолютной ценности. Над всем человечеством, утверждает Ницше, царит бессмыслица. Для культуры декаданса якобы характерна христианская мораль с ее культом утонченной духовности и милосердия, когда вместе с тем происходит явное умаление ценности земной жизни и усиливаются принципы сострадания. Рассматривая искусство, Ницше выделяет в нем два начала: дионисийское - стихийное, оргиастическое, экстатическое - и аполлоновское - просветленное, гармоническое, рефлексивное. Эти противоборствующие силы характеризуют само бытие, причем дионисийское, изначально-жизненное, лежит в основе бытия. Идеал культуры заключается в опосредовании и достижении равновесия этих полярных начал. Их смешение производит эстетическое состояние.

Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет ему amor fati - любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как "разлагающие цельность человеческой природы". Ницше, будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную концепцию абсолютного господства "высшей касты" - тех "немногих", которые "имеют право" воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством - серостью, которую не общество, а сама природа будто бы предназначила к тому, чтобы быть "общественной пользой".

Нельзя, впрочем, не отметить, что главная тенденция в воззрениях этого незаурядно одаренного мыслителя  и публициста состояла в совершенствовании культуры человека, в улучшении самого типа человеческой личности. А это, согласитесь, благородная цель. Совершенствование личности в ее положительном содержании всегда желательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 «Проблема Европейская»

Рассмотрев поближе творчество мыслителя, мы сможем теперь проанализировать взгляд философа на развитие Европы.

Ф.Ницше выступает  против культурного «отчуждения» народов Европы. Он считает, что все культурные достояния, творцы искусства, а также история всех европейских народов неразрывно связаны друг с другом. По мнению Ницше, такие великие люди как Наполеон, Гёте, Бетховен, Стендаль, Генрих Гейне, Шопенгауер «…родственны, кровно родственны друг другу на всех высотах и глубинах своих потребностей: это Европа, единая Европа, душа которой выражает в их многостороннем и бурном искусстве своё стремление в какую-то даль…». Мыслитель называет этих людей отважно-смелой, великолепно-мощной породой людей, которые впервые преподали своему веку (веку толпы) понятие «высший человек».

XVIII и XIX века прошли, по мнению Ницше, под знаком упадка духовной жизни Европпы и создали такую форму мышления, как ингилизм.Его сущность заключается в обесценивании высших идеалов, к чему всегда приводят безраздельное господство рационализма, морали стадного человека и стремления к социальному равенству.

В своих националистических взглядах Ницше проявляет излишнее восхищение Германией, а также выражает негативное отношение к евреям. «Чем обязана Европа евреям?»,- пишет он,- «Многим, хорошим и дурным, и прежде всего тем, что является вместе и очень хорошим, и очень дурным: грозностью и величием бесконечных требований, бесконечных наставлений…, - а следовательно, самого обманчивого в этих приманках жизни, отблеском которого горит нынче небо нашей европейской культуры, её вечернее небо, - и, может быть, угасает…».

Деградацию европейской  культуры философ видит также  в демократическом движении Европы. Этот процесс он называет «чудовищным, физиологическим процессом», так как приводит не к воспитанию в человеке воли и выносливости, а к слабости перед своими потребностями, К мнимой свободе, к подчинению людей «стадному» чувству.

Но он надеется, что  Европа пересмотрит свои ценности и  станет на путь развития, на путь где  господствовать должна сильная, правящая расса, основанная на глубокой дисциплине, в которой воля философов-властителей и художников-тирановбудет запечетлена на тысячи лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

Ф. Ницше – «Философ неприятных истин», как он однажды выразился о сеебе. Его умозаключения о смысле жизни, смерти, предназначении человека в этом мире, добре и зле во многом повлияли на исход некоторых исторических событий. Творчеству Ф. Ницше посвящены многочисленные статьи и монографии. Но невозможно исчерпать всё многообоазие проблем и идей, очерченных этим мыслителем.

Среди философов XXв. трудно отыскать такого, который обошёл бы вниманием и нашёл проблему деградации европейской цивилизации. Но Ф. Ницше является именно таковым. Он художественно обрисовал опошление и угасание творческого пафоса западноевропейской культуры. Хотелось бы напомнить, что Ф. Ницше принадлежал к той немногочисленной плеяде мыслителей, чья философия рождалась как героическое преодоление смерти и судьбы.

В дилемме мораль и  свобода Ницше выбрал свободу, предположив, что традиционная мораль цивилизации, предписывающая людям сострадание к больным и насчастным и запрещающая их притеснять, основана на несвободе. Ницше – за свободу от морали. Он против морали, прикрывающей духовную нищету и коллективизм. Он за свободную мораль индивида, физически и нравственно здорового, волевого устремлённого в будущее. Подобно Руссо, Ницше против цивилизации, за возврат к природе, но не против культуры, а во имя её спасения.

Что мы должны думать об учении Ницше? Насколько оно истино? Является ли оно в какой-то степени  полезным? Есть ли в нём что-нибудь объективное или это просто фантазия больного о власти?

Ясно, что Ницше не мог себе представить, чтобы человек  искренне чувствовал любовь ко всему  человечеству, потому что он сам испытывал ко всему ненависть и страх, которые был вынужден скрывать под маской надменного безразличия. Его «благородный» человек, которым был он сам в своих мечтах, полностью лишён сострадания, безжалостен, хитёр, зол, занят только лишь своей собственной властью.

Что касается меня, то мне  неприятен Ницше потому, что он возвысил тщеславие на уровне долга, потому что люди, которыми он больше всего восхищался – завоеватели, прославившиеся умением лишать жизни  людей.

В заключение хочется  сказать: произведения Ницше критикуют, а некоторые даже просто ругают, но очень многие ими зачитываются, его высоко ценят; приобщение к его творениям, несомненно, обогащает, утончает наш духовный мир.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Творчество Ф.Ницше