Творчество Исаака Левитана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 10:57, реферат

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим развитие русской культуры конца IX – начала XX века на примере творчества русского художника И. И. Левитана.
Перед собой я поставил несколько задач:
1. Ознакомиться с биографией Иссака Левитана;
2. Проследить историю полотен Левитана в астраханской галереи;
3. Рассмотреть современное собрание АГКГ;
4. Подробно рассмотреть художественные средства и историю картин «Цветущий луг» и «В парке».

Содержание работы

1 Введение 1
2 Основная часть 2
2.1 Биография Исаака Ильича Левитана 2
2.2 «Левитановские» полотна в собрании АГКГ имени П.М. Догадина 6
2.3 Анализ картин «Цветущий луг», «В парке» 11
3 Заключение 13
4 Литература и источники 15

Файлы: 1 файл

Реферат на МХК.docx

— 43.22 Кб (Скачать файл)

 

  1. Серый день. Этюд

Картон, масло. 11 x 20,5. Ж – 31

Приобретено в художественном магазине И. Дациаро в Москве в 1913 году.

Из собрания А. Левитана.

 

  1. Сумерки

Бумага, наклеенная на картон, масло. 12 x 22. Ж – 32

Приобретено в художественном магазине И. Дациаро в Москве в 1913 году.

Из собрания А. Левитана.

 

  1. Дорога в лесу. Этюд

Бумага, наклеенная на картон, масло. 32 x 27. Ж – 37

Слева внизу: Этюд моего брата И. Левитана. А. Левитанъ.

Справа внизу: Левитанъ

Приобретено у И. Крайтора в Москве в 1914 году.

 

  1. Водяные лилии. Этюд к картине «Лилии. Ненюфары». 1895

Холст, масло. 17 x 22. Ж – 38

Справа внизу: Этюд писан братом И. Левитаном. А. Левитанъ

Приобретено у И. Крайтора в Москве в 1916 году.

Из собрания А. Левитана.

 

  1. Ручеек с лилиями. Этюд

Холст, масло. 34 x 27. Ж – 34

Внизу: И.И. Левитанъ. Свидетельствую Константин Коровин 1912 г.

Приобретено у И. Крайтора в Москве в 1916 году.

Из собрания К. Коровина.

 

  1. К осени. Этюд

Холст, масло. 16,5 x 27. Ж – 35

Внизу: Этюд И.И. Левитана. Свидетельствую Константин Коровин.

Приобретено у И. Крайтора в Москве в 1916 году.

Из собрания К. Коровина.

 

  1. Закат. Этюд

Бумага, масло. 12 x 15. Ж – 36

Внизу: Этюд И.И. Левитана. Свидетельствую Коровинъ Конст.

Приобретено у И. Крайтора в Москве в 1916 году.

Из собрания К. Коровина.

 

  1. Лесок. Этюд

Холст, наклеенный на картон, масло. 19 x 30. Ж – 33

Слева внизу: И. Левитанъ

Приобретено у И. Крайтора в Москве в 1916 году.

Из собрания В. Воробьёва.

 

  1. В парке. 1880

Холст, масло. 44 x 62. Ж – 28

Слева внизу: Левитанъ 1880.

Приобретено у П. Саурова в Москве в 1917 году.

Из собрания И. Флор.

    1. Анализ картин «Цветущий луг», «В парке»

В конце моего реферата хотелось бы ещё раз рассказать об двух полотнах И.И. Левитана: первой («Цветущий луг») и самой любимой П.М. Догадиным («В парке») картинах.

 

 «Цветущий луг». Этюд (1890-е)

Этюд «Цветущий луг» наряду с картиной И.Л. Калмыкова (1866-1925) «Волга. Облака» и рисунком И.И. Шишкина (1832-1898) «Валаам» стали первыми работами, приобретенными Павлом Михайловичем Догадиным и положившими начало его собранию произведений русских художников. Эти первые приобретения были сделаны в 1912 году у Александра Григорьевича Голикова в его антикварном магазине «Венеция». В нижней части холста можно прочесть надпись: «Этюд моего покойного брата И.Левитана», сделанную старшим братом Исаака Ильича художником Авелем Левитаном.

К творчеству Левитана астраханский коллекционер П.М. Догадин относился с особым вниманием и любовью. Впоследствии он приобретет еще десять этюдов художника, и все они будут находиться уже в первой экспозиции галереи, открывшейся в 1918 году в доме Догадина по Набережной реки Кутум, № 39.

Небольшая работа, написанная маслом, передает не бескрайность лугового простора, а лишь «кусочек» его  жизни: среди глубокой зелени разнотравья  легкими и тонкими мазками  разбросаны незатейливые, некрупные, но такие светлые и сильные луговые  цветы… Этюд «Цветущий луг» наполнен лиризмом, таящимся за внешней простотой  изображаемого, глубочайшей любовью  к русской природе и каким-то удивительным трепетом бытия. «Глаз Левитана был настолько нежен, что малейшая фальшь или неточность в колорите были у него немыслимы. Эта высокая одаренность художника тончайшим «слухом живописи» позволяла ему в большей степени, чем его сверстникам, передавать тончайшие состояния природы. Даже самый простой мимолетный его этюд поражал всякого глубиной и точностью своих красок, неповторимым очарованием и настоящей одухотворенностью…» (Б.Иогансон).  

«В парке»   

Картину «В парке» И.И.Левитана Павел Михайлович Догадин считал одним из наиболее удачных своих  приобретений. Надо сказать, что она  стала и самым дорогим  его приобретением: в мае 1917 года он уплатил Павлу Петровичу Саурову шесть тысяч рублей. И это, безусловно, объясняется особой любовью коллекционера к творчеству Левитана – «мастера пейзажа настроения», как называли его современники. В Астраханской картинной галерее сохранились каталоги выставок и газетные заметки о творчестве художника, с особым трепетом собранные Догадиным. 

…Тихая заводь пруда проросла камышом и водяными лилиями, белые  чашечки которых словно светятся над тёмной гладью воды. Над прудом низко склонились берёзы. Умиротворенный заброшенный уголок, наполненный  грустью и мечтаниями,  сродни настроениям художника… На момент создания этой работы Исааку Левитану едва исполнилось двадцать лет, но его мастерство и талант уже были признаны самим Павлом Третьяковым.

В 1879 году П.М.Третьяков приобрёл полотно Левитана «Осенний день. Сокольники». В это время Левитан живёт  в Останкино в Московской области. Работая исключительно с натуры, он создаёт полные лиризма пейзажи, преисполненные грустью и одновременно любовью к родной природе. Год  спустя создана картина «В парке», находящаяся теперь в экспозиции Астраханской картинной галереи.

 

 

 

 

  1. Заключение

 

Левитан прожил всего сорок  лет. Он был порывисто-неуравновешенным человеком, легко ранимым, подверженным приступам тоски, доводившим его  до попыток самоубийства. Вместе с  тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью. Контрастность его душевных состояний сказывалась на выборе и трактовке состояний природы: он показывал русскую природу  в широком диапазоне, от сумрачного минора до ясной праздничности. Воля к радости вспыхнула у него особенно в последние годы, когда он был болен тяжело и неизлечимо. В дневнике Чехова есть лаконичная запись , помеченная декабрем 1896 года: “У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни”. В эти годы, нося на груди глину, Левитан написал самые мажорные свои вещи - “Март”, “Озеро в солнечный день”, “Золотую осень”. И уже в год смерти, совпавший с последним годом века, - “Летний вечер”. Небольшая по размеру и очень простая по мотиву (дорожка, околица и лес на горизонте), эта картина написана с замечательной живописной свободой, широкими мазками, построена на отношениях немногих тонов, холодных и теплых. Но, как всегда, технику у Левитана не замечаешь. Вы чувствуете себя мирным путником, идущим из тени навстречу закатному свету через позолоченные им ворота околицы. И действительно, кажется, что “там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного”. Чехов словно предугадал настроение прощальной картины Левитана.

В русской природе, которую  Левитан любил превыше всего, ему всегда хотелось излить свое внутреннее настроение и тревогу, раствориться в ее гармонии, найти “тихую обитель”. Название этой картины - своеобразная черта времени. Кажется, русское  искусство вновь проходило стадию тихого романтизма.

 

Художественное наследие Исаака Левитана огромно, живописные полотна, акварели, пастели, графика, иллюстрации. Характеризуя русских пейзажистов, Игорь Грабарь особо выделяет творчество Левитана: “Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Сероват”, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явйлся вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного “левитановским””

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Литература и источники

 

  1. Астраханская областная картинная галерея имени Б.М. Кустодиева. Альбом. Автор-составитель: И.В. Анохина. – Москва, Издательство «Советская Россия», 1990.
  2. Т.Я. Слободских. Коллекция Павла Догадина. Астрахань. ГП АО «Издательско-полиграфический комплекс “Волга”», 2007.
  3. Журнал «50 художников. Шедевры русской живописи». Выпуск № 14, 2010. Текст: Александр Панфилов. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини», Россия.
  4. http://ru.wikipedia.org
  5. http://isaak-levitan.ru
  6. http://www.bibliotekar.ru
  7. http://www.centre.smr.ru

 


Информация о работе Творчество Исаака Левитана