Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 10:57, реферат
В данной работе мы рассмотрим развитие русской культуры конца IX – начала XX века на примере творчества русского художника И. И. Левитана.
Перед собой я поставил несколько задач:
1. Ознакомиться с биографией Иссака Левитана;
2. Проследить историю полотен Левитана в астраханской галереи;
3. Рассмотреть современное собрание АГКГ;
4. Подробно рассмотреть художественные средства и историю картин «Цветущий луг» и «В парке».
1 Введение 1
2 Основная часть 2
2.1 Биография Исаака Ильича Левитана 2
2.2 «Левитановские» полотна в собрании АГКГ имени П.М. Догадина 6
2.3 Анализ картин «Цветущий луг», «В парке» 11
3 Заключение 13
4 Литература и источники 15
Картон, масло. 11 x 20,5. Ж – 31
Приобретено в художественном магазине И. Дациаро в Москве в 1913 году.
Из собрания А. Левитана.
Бумага, наклеенная на картон, масло. 12 x 22. Ж – 32
Приобретено в художественном магазине И. Дациаро в Москве в 1913 году.
Из собрания А. Левитана.
Бумага, наклеенная на картон, масло. 32 x 27. Ж – 37
Слева внизу: Этюд моего брата И. Левитана. А. Левитанъ.
Справа внизу: Левитанъ
Приобретено у И. Крайтора в Москве в 1914 году.
Холст, масло. 17 x 22. Ж – 38
Справа внизу: Этюд писан братом И. Левитаном. А. Левитанъ
Приобретено у И. Крайтора в Москве в 1916 году.
Из собрания А. Левитана.
Холст, масло. 34 x 27. Ж – 34
Внизу: И.И. Левитанъ. Свидетельствую Константин Коровин 1912 г.
Приобретено у И. Крайтора в Москве в 1916 году.
Из собрания К. Коровина.
Холст, масло. 16,5 x 27. Ж – 35
Внизу: Этюд И.И. Левитана. Свидетельствую Константин Коровин.
Приобретено у И. Крайтора в Москве в 1916 году.
Из собрания К. Коровина.
Бумага, масло. 12 x 15. Ж – 36
Внизу: Этюд И.И. Левитана. Свидетельствую Коровинъ Конст.
Приобретено у И. Крайтора в Москве в 1916 году.
Из собрания К. Коровина.
Холст, наклеенный на картон, масло. 19 x 30. Ж – 33
Слева внизу: И. Левитанъ
Приобретено у И. Крайтора в Москве в 1916 году.
Из собрания В. Воробьёва.
Холст, масло. 44 x 62. Ж – 28
Слева внизу: Левитанъ 1880.
Приобретено у П. Саурова в Москве в 1917 году.
Из собрания И. Флор.
В конце моего реферата хотелось бы ещё раз рассказать об двух полотнах И.И. Левитана: первой («Цветущий луг») и самой любимой П.М. Догадиным («В парке») картинах.
«Цветущий луг». Этюд (1890-е)
Этюд «Цветущий луг» наряду с картиной И.Л. Калмыкова (1866-1925) «Волга. Облака» и рисунком И.И. Шишкина (1832-1898) «Валаам» стали первыми работами, приобретенными Павлом Михайловичем Догадиным и положившими начало его собранию произведений русских художников. Эти первые приобретения были сделаны в 1912 году у Александра Григорьевича Голикова в его антикварном магазине «Венеция». В нижней части холста можно прочесть надпись: «Этюд моего покойного брата И.Левитана», сделанную старшим братом Исаака Ильича художником Авелем Левитаном.
К творчеству Левитана астраханский коллекционер П.М. Догадин относился с особым вниманием и любовью. Впоследствии он приобретет еще десять этюдов художника, и все они будут находиться уже в первой экспозиции галереи, открывшейся в 1918 году в доме Догадина по Набережной реки Кутум, № 39.
Небольшая работа, написанная
маслом, передает не бескрайность лугового
простора, а лишь «кусочек» его
жизни: среди глубокой зелени разнотравья
легкими и тонкими мазками
разбросаны незатейливые, некрупные, но
такие светлые и сильные
«В парке»
Картину «В парке» И.И.Левитана Павел Михайлович Догадин считал одним из наиболее удачных своих приобретений. Надо сказать, что она стала и самым дорогим его приобретением: в мае 1917 года он уплатил Павлу Петровичу Саурову шесть тысяч рублей. И это, безусловно, объясняется особой любовью коллекционера к творчеству Левитана – «мастера пейзажа настроения», как называли его современники. В Астраханской картинной галерее сохранились каталоги выставок и газетные заметки о творчестве художника, с особым трепетом собранные Догадиным.
…Тихая заводь пруда проросла камышом и водяными лилиями, белые чашечки которых словно светятся над тёмной гладью воды. Над прудом низко склонились берёзы. Умиротворенный заброшенный уголок, наполненный грустью и мечтаниями, сродни настроениям художника… На момент создания этой работы Исааку Левитану едва исполнилось двадцать лет, но его мастерство и талант уже были признаны самим Павлом Третьяковым.
В 1879 году П.М.Третьяков приобрёл
полотно Левитана «Осенний день. Сокольники».
В это время Левитан живёт
в Останкино в Московской области.
Работая исключительно с
Левитан прожил всего сорок лет. Он был порывисто-неуравновешенным человеком, легко ранимым, подверженным приступам тоски, доводившим его до попыток самоубийства. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью. Контрастность его душевных состояний сказывалась на выборе и трактовке состояний природы: он показывал русскую природу в широком диапазоне, от сумрачного минора до ясной праздничности. Воля к радости вспыхнула у него особенно в последние годы, когда он был болен тяжело и неизлечимо. В дневнике Чехова есть лаконичная запись , помеченная декабрем 1896 года: “У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни”. В эти годы, нося на груди глину, Левитан написал самые мажорные свои вещи - “Март”, “Озеро в солнечный день”, “Золотую осень”. И уже в год смерти, совпавший с последним годом века, - “Летний вечер”. Небольшая по размеру и очень простая по мотиву (дорожка, околица и лес на горизонте), эта картина написана с замечательной живописной свободой, широкими мазками, построена на отношениях немногих тонов, холодных и теплых. Но, как всегда, технику у Левитана не замечаешь. Вы чувствуете себя мирным путником, идущим из тени навстречу закатному свету через позолоченные им ворота околицы. И действительно, кажется, что “там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного”. Чехов словно предугадал настроение прощальной картины Левитана.
В русской природе, которую
Левитан любил превыше всего,
ему всегда хотелось излить свое внутреннее
настроение и тревогу, раствориться
в ее гармонии, найти “тихую обитель”.
Название этой картины - своеобразная
черта времени. Кажется, русское
искусство вновь проходило
Художественное наследие Исаака Левитана огромно, живописные полотна, акварели, пастели, графика, иллюстрации. Характеризуя русских пейзажистов, Игорь Грабарь особо выделяет творчество Левитана: “Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Сероват”, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явйлся вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного “левитановским””