Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:20, реферат
Он исполнял ведущие роли в балете Мазилье Сатанилла (музыка Н.Ребера и Ф.Бенуа), балетах Ж.Перро Эсмеральда (музыка Ц.Пуни), Фауст (музыка Пуни и Дж.Паниццы), Корсар (музыка А.Адана), а также в собственных постановках. Сочинив на рубеже 1850-х и 1860-х годов ряд одноактных спектаклей, в 1862 прославился постановкой Дочери Фараона (музыка Пуни), поразившей зрелищностью и танцевальным богатством. С этого момента и на протяжении последующих десятилетий был автором 56 оригинальных спектаклей и 17 новых редакций чужих балетов. Постепенно, от постановки к постановке складывались и утверждались каноны т. н. "большого балета", спектакля, где фабула излагалась в пантомимных сценах, а танец, в частности большие классические ансамбли, служил раскрытию внутренней темы.
Введение
1. Первые шаги в искусстве
2. Ведущий балетмейстер Маринки
3. Творческое содружество с Чайковским и Глазуновым
4. Бессмертное наследие Петипа
Заключение
Список использованной литературы
2. Ведущий балетмейстер Мариинки
Хотя Петипа начал ставить еще за границей (среди его ранних балетов "Кармен и ее тореадор", 1845), серьезной балетмейстерской деятельностью он занялся только в России. Он начал с переноса на петербургскую сцену "Пахиты" Э. М. Дельдевеза в постановке Ж. Мазилье, потом восстановил "Сатаниллу" Ж. Перро. И только в 1862 Петипа ставит свою первую многоактную балетную феерию в стиле эклектизма "Дочь фараона" на музыку Ц. Пуни, которая имела большой успех (в 2000 ее для Большого театра воссоздал французский балетмейстер П. Лакот (см. ЛАКОТ Пьер)). За ней последовали "Царь Кандавл" (1868), два варианта "Дон Кихота" (1869, Москва; 1871, Санкт-Петербург), "Камарго" (1872), "Наяда и рыбак" (1874) и др. Успешной была постановка балета "Дон-Кихот" (музыка Л. Минкуса), в которой Петипа взял за основу часть сюжета романа Сервантеса, относящуюся к свадьбе Басильо и Китри. Новым на балетной сцене было широкое использование испанских народных танцев — лишь партия Дульцинеи была строго выдержана в классическом духе. Петипа создал два варианта этого балета — в 1869 году он был поставлен на московской сцене, а в 1871 — на петербургской. В петербургской постановке классическому танцу была отведена уже значительно большая роль, комедийных сцен стало меньше, и весь балет принял более "блестящий" вид. Петербургская постановка сохранилась в репертуаре до начала ХХ века.
Первым шедевром Петипа стала "Баядерка" (1877) Л. Минкуса, особенно "акт теней", который до сих пор является образцом чистейшего академического классического балета, жемчужиной в его обширном репертуаре. Напряженное драматическое действие и яркий характер главной героини прекрасно сочетались с хореографическими разработками. "Баядерка" являла собой гармоничный синтез музыки, танца и драмы, что впоследствии было развито Петипа в его дальнейших постановках.
3. Творческое содружество с Чайковским и Глазуновым
Долгие годы сотрудничая со штатными балетными композиторами, только в 1890 Петипа впервые соприкоснулся с серьезной симфонической музыкой. По желанию директора императорских театров И. А. Всеволожского (по его сценарию и с его костюмами) Петипа поставил "Спящую красавицу" П. И. Чайковского (реконструкция этой редакции осуществлена в 1999 С. Г. Вихаревым в петербургском Мариинском театре). Лучшей своей работой Петипа считал балет "Спящая красавица", в котором в наибольшей степени сумел воплотить стремление к симфонизму в балете. И сама структура балета строилась по симфоническому принципу четкой организованности всех частей и соответствия их друг другу, взаимодействия и взаимопроникновения. Содружество с Чайковским во многом помогло этому. Сам композитор утверждал: "Ведь балет та же симфония". А сказочный сюжет давал балетмейстеру возможность поставить на сцене широкое, феерически красивое действие, волшебное и торжественное одновременно.
Уже после смерти композитора вместе с балетмейстером Л. И. Ивановым Петипа создал канонический вариант "Лебединого озера" (1895), который впоследствии стал символом русского балета. В возрасте 80 лет он поставил свой последний шедевр — "Раймонду" А. К. Глазунова действие которого разворачивается в рыцарские времена в его родном Провансе. Творчество позднего Петипа, большой стиль "императорского балета" с восторгом воспринял его последователь — крупнейший классик 20 века Дж. Баланчин.
4. Бессмертное наследие Петипа
В 1903 во время репетиции балета Петипа "Волшебное зеркало", словно дурное предзнаменование, треснуло огромное зеркало. В том же году Петипа в возрасте 85 лет был уволен из Мариинского театра.
Петипа не только выдающийся хореограф (он сочинил свыше 50 балетов), создавший золотой фонд классического наследия, который до сих пор составляет основу репертуара крупнейших балетных трупп мира. Он также вдохнул новую жизнь в балеты своих предшественников, сохранив их для потомков: постановки Ф. Тальони, Ж. Перро, Ж. Мазилье, А. Сен-Леона. Среди них: "Тщетная предосторожность", "Жизель", "Эсмеральда", "Корсар", "Коппелия" и др.
Несмотря на то, что последние годы его работы были омрачены закулисными интригами, Мариус Петипа сохранил горячую любовь в русскому балету и к России. Его мемуары заканчиваются словами: "Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни... Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем".
Благодаря Петипа русский балет к началу 20 в. был лучшим в мире, а Мариинский театр до сих пор называют "домом Петипа", хотя его балеты и сейчас идут в Париже, Лондоне, Токио, Нью-Йорке. Они записаны на видеокассетах в исполнении лучших балерин и танцовщиков мира.
Россия осталась благодарна великому мастеру. Правда, в период ниспровергания "устаревшего" балеты Мариуса Петипа подвергались множеству переделок, однако со временем новые талантливые балетмейстеры уже ставили своей задачей не переделки произведений Петипа, а их бережное, любовное восстановление в первозданном виде.
Мариус Петипа фактически закрепил и упорядочил своими работами основы классического балета, академического танца, которые до него существовали в разрозненном виде. Зрелищность и симфонизм балетов Мариуса Петипа на долгие десятилетия стали образцом для всех создателей балетных спектаклей. Балет перестал быть просто зрелищем — Петипа внес в свои спектакли драматическое, нравственное содержание. Имя Мариуса Петипа навсегда останется в истории мировой хореографии.
Мариус Петипа скончался 1 июля 1910 года.
Заключение
Балет - искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. В России балет появился лишь в XVII веке.
Балет - сложное искусство. Это совместное творчество композиторов, танцоров, декораторов, режиссеров, художников. Интерес к балетному искусству существовал в России всегда. И в настоящее время он не утихает. Даже наоборот, можно наблюдать возрастание интереса к искусству в целом, и к балетному в частности. Этим обуславливается актуальность данной темы. Изучение истории балета в России позволяет прикоснуться к именам великих деятелей искусства, проследить тенденции развития балета в России. А изучение репертуара балетных театров на протяжении всего периода существования балета дает возможность понять настояния общества в те периоды, их интересы и устремления.
Перечень балетов, поставленных Мариусом Петипа на русской сцене, очень велик — их более семидесяти, а оригинальных постановок — сорок шесть, не считая танцев для опер и дивертисментов. Среди них такие балетные спектакли, ставшие образцами классической хореографии, как "Пахита", "Дон-Кихот", "Коппелия", "Тщетная предосторожность", "Эсмеральда", "Спящая красавица", "Сильфида", "Золушка", "Щелкунчик", "Лебединое озеро", "Конек-Горбунок", "Волшебное зеркало" и множество других. Конечно, с течением времени балет развивался, изменялся хореографический рисунок, возникали новые постановки классических балетов, однако бесспорно, что балеты в постановке Мариуса Петипа стали целой эпохой на балетной сцене. Основные принципы — грация и красота — всегда останутся в классическом балете неизменными.
Список использованной литературы
1. Бахрушин, Ю.А. История русского балета/Ю.А.Бахрушин. – М.,1977
2. Блок, Л.Д. Классический
танец: история и
3. Васильева-Рождественская,
М.В. Историко-бытовой танец/М.
4. Ерёмина, М.Ю. Роман с танцем/ М.Ю.Ерёмина. – СПб., 1998
5.Красовская, В.М. Западно-европейский балетный театр. В 4-х тт./В.М.Красовская. – Л., 1979-1983