Творчество Рембранта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 12:03, доклад

Описание работы

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669) знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще. Демократическое и истинно гуманное, проникнутое горячей верой в торжество справедливых жизненных начал, оно воплотило в себе самые передовые и жизнеутверждающие идеи своего времени. Художник поднял изобразительное искусство на новую ступень, обогатив его небывалой жизненностью и психологической глубиной.

Файлы: 1 файл

Творчество Рембрандтаэээээээээээ.docx

— 20.59 Кб (Скачать файл)

ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФІЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРИ

Кафедра информатики и биомеханики

 

 

 

 

 

Доклад

по дисциплине: Культурология

на тему: Творчество Рембранта

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студент группы 39

Баденчук Галина

 

 

 

 

Харьков

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669) знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще. Демократическое и истинно гуманное, проникнутое горячей верой в торжество справедливых жизненных начал, оно воплотило в себе самые передовые и жизнеутверждающие идеи своего времени. Художник поднял изобразительное искусство на новую ступень, обогатив его небывалой жизненностью и психологической глубиной. Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль играли тонко разработанные приемы светотени и насыщенный, эмоционально напряженный колорит. Духовная жизнь человека стала отныне доступной изображению средствами реалистического искусства.

Рембрандт выступил новатором во многих жанрах. Как портретист, он явился создателем своеобразного жанра портрета-биографии, где долгая жизнь человека и его  внутренний мир раскрывались во всей своей сложности и противоречивости. Как исторический живописец, он претворил  далекие античные и библейские легенды  в согретый высоким гуманизмом рассказ  о реальных земных человеческих чувствах и отношениях. 
Середина 1630-х годов — время наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщенному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, противоречивым соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и жестокости.

В барочный период написано «Снятие  с креста» (1634). Картина иллюстрирует евангельскую легенду о том, как  Иосиф Аримафейский, Никодим и

Другие ученики и близкие  Христа, получив разрешение Пилата, сняли ночью тело Христа, завернули  его в богатую плащаницу и  похоронили. [pic]Легенда рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной правдой. Трагическая смерть учителя и сына повергла участников события в глубокое горе. Художник вглядывается в лица, стараясь проникнуть в души людей, прочесть реакцию каждого на происходящее. Взволнованно передает он обморок Марии, матери

Христа, плач и стенания женщин, страдание  и скорбь мужчин, испуг и любопытство  подростков.

 В этом произведении Рембрандт  отталкивался от известной картины  Рубенса того же названия, используя  отдельные композиционные мотивы  великого фламандца и стремясь  превзойти его в выражении  душевных движений героев.

 Другим важным достижением  этой картины, наряду с индивидуализацией  чувств действующих лиц, явилось  использование света для достижения  цельности многофигурной композиции. Три главных момента легенды — снятие с креста, обморок Марии и расстилание плащаницы — освещены тремя различными источниками света, интенсивность которых убывает сообразно с уменьшением значения сцены. [pic] Начало нового периода в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына, и созданием картины «Ночной дозор»— большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера.

 Семейная трагедия и завершение  ответственного заказа поставили  Рембрандта перед сложными проблемами  личной и творческой жизни.  Художник выходит из этого  кризиса возмужавшим и умудренным. Его искусство становится серьезнее,  собраннее и глубже, а главное,  в нем все явственней проступает  интерес к внутренней жизни  человека, к тому, что творится  в его душе.

 В тесной связи с эволюцией  творчества Рембрандта в 1640-е  годы следует рассматривать и  одно из главнейших произведений  художника — «Даная», хотя  на картине стоит дата 1636. На  создание образа Данаи, легендарной  греческой царевны, заточенной  своим отцом, чтобы избежать  предсказанной ему гибели от руки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь — Саския. Но через десять лет, как показали новейшие исследования, художник, неудовлетворенный первоначальным решением, существенно перерабатывает образ главной героини. Моделью для окончательного варианта картины послужила ему, по-видимому,Гертье Диркс, молодая вдова, поселившаяся в доме Рембрандта после смерти Саскии сначала как нянька годовалого Титуса, а затем и на правах полной хозяйки. Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи- служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Почти все остальные детали картины остались такими, какими были написаны в 1636 году, характерным для предшествующего периода аккуратным, рисующим мазком. Значительным изменениям подвергся и колорит картины. В первоначальном варианте господствовали холодные тона, типичные для середины 1630-х годов.

 Заменив золотой дождь первого  варианта золотым светом, как  бы предвещающим появление влюбленного  бога, Рембрандт выполняет теперь  центральную часть картины в  теплом тоне с золотистой охрой  и красной киноварью в качестве  доминант.

 Во втором варианте, то есть  в 1646—1647 годах, Даная получила  и углубленную психологическую  характеристику, благодаря которой  раскрылся сокровенный внутренний  мир женщины, вся сложная и  противоречивая гамма ее чувств  и переживаний. «Даная», таким  образом,—наглядный конкретный пример становления знаменитого рембрандтовского психологизма.

Творчество Рембрандта 1650-х годов  отмечено прежде всего достижениями в области портрета. Внешне портреты этого периода отличаются, как правило, большим размером, монументальными формами. спокойными позами. Модели обычно сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и повернувшись прямо к зрителю. Светом выделены лицо и кисти рук. Это всегда пожилые, умудренные долгим жизненным опытом люди — старики и старухи с печатью невеселых дум па лицах и нелегкого труда на руках. Подобные модели давали художнику блестящие возможности показать не только внешние приметы преклонного возраста, но и духовный облик человека. В собрании Эрмитажа эти работы хорошо представлены незаказными портретами:

 «Старик в красном», «Портрет  старушки» и «Портрет старика  еврея».

 Мы не знаем имени человека, послужившего моделью для портрета  «Старик в красном». Рембрандт  писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле  с подлокотниками, в глубокой  задумчивости склонившим голову  на правую руку; эрмитажный вариант  трактует ту же тему— человек наедине со своими думами. На этот раз художник применяет строго симметричную композицию, изображая неподвижно сидящего старика в фас. Но тем заметнее движение мысли, едва уловимая смена выражения лица: оно кажется то суровым, то более мягким, то усталым, то вдруг озаренным приливом внутренней силы и энергии. То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно. Художник достигает этого прежде всего благодаря блестящему мастерству светотени, которая в зависимости от ее силы и контрастности вносит в изображение элегическую расслабленность или драматическое напряжение. Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст. Изрытое морщинами лицо старика и узловатые натруженные руки обретают художественную, выразительность благодаря вязкому месиву красок, в котором переплетающиеся жирные мазки передают структуру формы, а тонкие лессировки придают ей движение и жизнь. Безымянный старик в красном с подчеркнутым достоинством, силой духа и благородством стал выражением новой этической позиции художника, открывшего, что ценность личности не зависит от официального положения человека в обществе.

К середине 1660-х годов Рембрандт  завершает свое самое проникновенное произведение — «Возвращение блудного сына». Его можно рассматривать  как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Именно здесь  идея всепрощающей любви к человеку, к униженным и страждущим — идея, которой

Рембрандт служил всю свою жизнь,—  находит наивысшее, совершеннейшее воплощение. И именно в этом произведении мы встречаемся со всем богатством и разнообразием живописных и  технических приемов, которые выработал  художник за долгие десятилетия творчества.

Оборванный, обессиленный и больной, промотавший свое состояние и  покинутый друзьями, появляется сын  на пороге отчего дома и здесь, в объятиях отца, находит прощение и утешение. Безмерная светлая радость этих двоих — старика, потерявшего всякие надежды на встречу с сыном, и сына, охваченного стыдом и раскаянием, прячущего лицо на груди отца,— составляет главное эмоциональное содержание произведения. Молча, потрясенные, застыли невольные свидетели этой сцены.

 Художник предельно ограничивает  себя в цвете. В картине доминируют  золотисто-охристые, киноварпо-красные и черно-коричневые тона при бесконечном богатстве тончайших переходов внутри этой скупой гаммы. В нанесении красок на холст участвуют и кисть, и шпатель, и черенок кисти; но и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына). Благодаря разнообразию приемов достигается повышенная вибрация красочной поверхности — краски то горят, то сверкают, то глухо тлеют, то как бы светятся изнутри, и ни одна деталь, ни один, даже самый незначительный, уголок холста не оставляет зрителя безучастным.

Только умудренный огромным жизненным  опытом человек и великий, проделавший  большой путь художник мог создать  это гениальное и простое произведение.

В «Возвращении блудного сына» ничего не происходит и ничего не произносится — все было сказано, передумано, выстрадано и перечувствовано давным-давно, в годы долгого ожидания, но есть радость встречи, тихой и светлой...

 «Возвращение блудного сына»  было последним большим произведением  мастера. В1669 году Рембрандт умер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

1. Ю. Кузнецов. «Голландская живопись XVII – XVIII веков в Эрмитаже».

Издательство «Искусство», Ленинградское  отделение,1988г

2. «Эрмитаж. Планы выставок» составитель  Ю.Шапиро. Лениздат, 1977г.

3. «Энциклопедический словарь юного  художника» составители Н. Платонова  и

В. Синюков, Изд-во «Педагогика», Москва, 1983г.


Информация о работе Творчество Рембранта