Творчество Сандро Ботичелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:13, доклад

Описание работы

Алессандро ди Мариано Филипепи, известный как Сандро Боттичелли, родился во Флоренции в 1445 году. Его отец, Мариано Филипепи, был кожевником. Свое прозвище «Боттичелли» («бочоночек») будущий художник, видимо, «унаследовал» от одного из своих старших братьев, Джованни, который, желая помочь отцу, много занимался с маленьким Сандро. Первое упоминание о Боттичелли появляется в налоговой записи его отца, сделанной в 1458 году, где он упоминает о том, «что его младший сын учится читать и что он болезненный мальчик». Примерно в это же время Боттичелли начал работать подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио.

Файлы: 1 файл

Доклад по культурологии.docx

— 408.21 Кб (Скачать файл)

Поскольку картина по программе  Venus - Humanitas обернулась «Весной», Боттичелли возвращается к ней и создает «Рождение Венеры» (1484-1486). И сразу становится ясно, что «Весна» - романтическая картина еще задолго до романтиков и по теме, и по поэтике. «Рождение Венеры» - это ренессансная классика и по теме, и по поэтике, хотя в последней сохраняются элементы романтической эстетики. Сандро и не думает о разработке перспективы, небо и море лишь обозначены, все у него неожиданно. Слева над морем две сплетенные фигуры, мужская и женская, Эол и Борей, ветры несут, очевидно, раковину, на которой спокойно стоит богиня, слегка прикрываясь руками, как всякая обнаженная женщина, на которую смотрят, поза живой натуры, в глазах отрешенность и грусть.

 

Справа обозначен темный берег с условными стволами деревьев и листьями, откуда женская фигура в современном художнику платье спешит накинуть на Венеру покрывало.

Картина насквозь символична. Перед нами древняя прародительница  всего живого предстает обнаженной современной женщиной, отрешенно  грустной, вместе с тем в ней  проступает, говорят, и христианская идея рождения души из воды во время  крещения. Телесная и духовная красота  сливаются до полной неразличимости, светясь как естественность и чистота обнаженного тела прекрасной молодой женщины.

Вечная красота и грусть, что у художника превращается в тоску по идеалу или по утраченному.

В это время, в зените своей  славы, Боттичелли, «как человек полный неожиданностей», по словам Джорджо  Вазари, увлекается проповедями Савонаролы и иллюстрацией «Божественной комедии» Данте. Он обратился, а после гибели Савонаролы, когда многие во Флоренции, включая Марсилио Фичино, опомнились, Сандро вовсе забрасывает кисть и всецело отдается комментированию «Божественной комедии» рисунками. Эта работа была бы самоценна, как и живопись Боттичелли, если бы он в ней, как прежде, находил достоинство художника, а не повод для раскаянья и самоуничижения раба божьего, что повело и к тому, что он умер в нищете, по свидетельству Вазари. Моральная рефлексия, в которой он искал спасения, лишь погубила его гений, столь лучезарный, интимно понятный и близкий всем, кто соприкасается с его шедеврами «Весна» и «Рождение Венеры» через страны и столетия.

Что касается других картин - «Величание мадонны» (1483-1485), «Мадонна с гранатом» (1487), «Рождество» (1501-1505), - они интересны и знаменательны, но не они составляют славу Сандро Боттичелли.

 

 

 

Рождение Венеры Сандро Боттичелли


(ок. 1484)

172,5 х 278,5 см 
Уффици, Флоренция

Прекрасная богиня Венера появляется из морской раковины как  идеал неземной красоты. Богиню, гонимую  к обетованному берегу дыханием гениев воздуха, встречает Ора (олицетворяющая Весну), чтобы укрыть ее покровом, расшитым прекрасным цветочным узором. Эта работа была по-настоящему новаторской. Впервые на холсте зритель увидел мифологические фигуры изображенными в натуральную величину. Полотно демонстрирует знакомство Боттичелли с философией неоплатонизма, рассматривавшей античную мифологию как предтечу христианских идей. Картина, написанная темперой по холсту, предназначалась для украшения загородной виллы Медичи и представляет собой непревзойденный образец утонченной, поэтической живописи.

 

 

 

 

 

 

 

Мистическое Рождество  Сандро Боттичелли


(1501)

108,5 х 75 см 
Национальная галерея, Лондон

Странная картина Боттичелли описывает рождение Христа как самое  главное событие в истории  человечества. Ангелы несут оливковые  ветви, празднуя избавление человека от первородного греха. Воссоединение  с Небом символизируют обнимающиеся фигуры людей и ангелов на переднем плане. На картине присутствует собственноручная надпись Боттичелли на греческом  языке: «Я, Сандро, написал эту картину в конце 1500 года, в тяжелое для Италии время, спустя половину срока, предсказанного в 11-й главе Откровения святого Иоанна, во второй чаше гнева из Апокалипсиса, когда сатане была дана власть над Землей на три с половиной года. По прошествии этого срока он будет скован и повержен». «Чашей гнева Господня» в Италии часто называли или вторжение французов, или походы Чеза-ре Борджиа. Впрочем, обращение художника к Апокалипсису могло быть связано с тем воздействием, что оказали на него проповеди Савонаролы. 
 
Свитки, которые несут ангелы, покрыты письменами. Они провозглашают «Мир на Земле и во человецех благоволение» и «Слава в Вышних Богу». 
 
Фигуры ангелов на крыше хлева могут быть соотнесены с Верой, Надеждой и Любовью. 
 
На переднем плане изображены три убегающих в панике беса. Их фигуры символизируют окончание царства сатаны на Земле. 
 
Вымпелы и золотые короны, возможно, отражают впечатления полученные Боттичелли от процессий времен Савонаролы.

 

Пьета Сандро Боттичелли


(ок. 1495) 
107 x 71 см 
Музей Полъди-Пеццоли, Милан

Эта полная внутреннего напряжения и трагизма картина предназначалась, вероятно, для церкви Санта-Мария  Маджоре. Если это так, то ее необычный (вытянутый по вертикали) формат не должен вызывать вопросов. Насыщенная композиция и ритмичный поток жестов делают эту работу одной из самых нежных и глубоких в творчестве Боттичелли. Действие происходит у входа в гробницу, однако картина изобилует деталями, символизирующими распятие. Очертания креста проявляются благодаря напряженным линиям - горизонтальной, по которой расположены головы и руки трех женщин, стоящих в центре картины, и вертикальной, обозначенной руками святого Иоанна и Богоматери. Все это вызывает ассоциации с широко известным сюжетом снятия с креста - художники, обращавшиеся к нему, изображали тело Христа под таким же легким, как здесь, наклоном. Это впечатление еще больше усиливается появлением символов Страстей Господних (в верхней части картины). 
 
Эти руки образуют горизонтальную линию, перекликаясь с руками, поддерживающими голову и ноги Христа. 
 
Иосиф Аримафейский держит в руках символы Страстей Господних — терновый венец и гвозди. 
 
Руки Богоматери и святого Иоанна образуют вертикальную линию, напоминающую столб креста.

 

Клевета Сандро Боттичелли


(ок. 1494-95)

62 х 91 см 
Галерея Уффици, Флоренция

Как утверждает Джордже Вазари, Боттичелли написал эту картину для своего друга, Антонио Сенъи. Ее сюжет он позаимствовал у греческого художника Апеллеса, жившего в W веке до нашей эры. История оригинала такова - живописец-соперник обвинил Апеллеса в предательстве, совершенном по отношению к его покровителю, египетскому царю Птоломею IV Филопатору. Противостоять клевете Апеллес решил художественными средствами, написав картину «Клевета». Самара-бота Апеллеса не сохранилась, но было хорошо известно ее подробное описание у Лукиана (тс. 120 - ок. 190).

 

Весна Сандро Боттичелли


(ок. 1477-78) 
203 х 314 см 
Галерея Уффици, Флоренция

Эта знаменитая картина написана Боттичелли по заказу Лоренцо ди Пъерфранческо де Медичи, сделанному, вероятнее всего, вскоре после того, как Медичи приобрел виллу Кастелло. Точный смысл картины до сих пор остается предметом споров, хотя ее персонажи идентифицируются без особого труда. Справа Зефир (бог западного ветра) ловит нимфу Хлорис и превращает ее во Флору, богиню цветов и вестницу весны. Слева танцуют три Грации;



Информация о работе Творчество Сандро Ботичелли