Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:13, реферат
Трубадуры, их жизнь и творчество с самого начала привлекали к себе внимание эрудитов. Первые жизнеописания, иначе говоря, коротенькие "биографические очерки", предшествующие "публикации" (рукописной, разумеется...) стихов, и комментарии к этим стихам, появились уже в середине XIII в.; авторами их были в основном итальянские книжники, а также сами трубадуры.
Введение………………………………………………...…………………………2
1.Творчество трубадуров……………………………………………………….3-5
2. Жизнеописание трубадуров…………………………….............................5-7
3. Куртуазность………………………………………………………………….7-9
4.Жанры поэзии……………………………………………………………….9-10
4.1 Кансона…………………………………………………………………..10-11
4.2 Сирвента………………………………………………………………….12-14
4.3 Альба……………………………………………………………………..14-15
4.4 Пастурель……………………………………………………………………15
4.5Диалогические жанры……………………………………………………15-16
5. Конец эпохи трубадуров………………………………………………..16-17
Заключение…………………………………………………………………..18-19
Список литературы……………………………………………………………20
5. Конец эпохи трубадуров
Поэзия трубадуров прошла все этапы развития от зарождения через расцвет к полному упадку за два столетия своего существования. Традиционно «последним трубадуром» считается Гираут Рикьер, работавший при кастильском королевском дворе в конце XIII века. Кризис провансальской лирики был усугублен и внешними причинами: альбигойские войны (1209—1229) разорили Прованс. В XIV и XV веках начинается период упадка лирической поэзии трубадуров. «Прежде всего причина этого упадка заключается в том, что лирическая поэзия французского юга пережила все стадии своего развития в кругу, начертанном ею для своей деятельности. Ни у одного из исследователей мы не нашли указания на это обстоятельство, а, между тем, его важность очевидна сама собою… Лирическая поэзия трубадуров свершила все, что могла свершить. Ее песни были спеты, ее свечи догорели, ее жар остыл, ее кумиры разбиты... Она не создала себе новых, она не раздвинула своего волшебного круга. Живые родники, которыми питалась она, эта прекрасная дочь роскошного юга, иссякли.
Ей суждено было умереть, как всему живому, естественной смертью, но нашли одновременно с севера и юга грозовые тучи, которые ускорили эту смерть. Цветущее состояние южной Франции было разрушено войнами, которые велись против нее крестоносцами севера по воле папы Иннокентия Ш. Его воля была исполнена в точности. Двадцать лет продолжались опустошительные войны, двадцать лет цветущие земли южной Франции подвергались разорению. Умирающая поэзия юга стала в это время выразительницей злобного и мстительного чувства побежденных…» (К.А. Иванов)
Показательно и изменение отношения церкви к поэзии трубадуров: если Монах Монтаудонский в своё время получил разрешение от настоятеля заниматься искусством, с условием того, что всё его вознаграждение будет передаваться обители, то через полтора десятилетия, в начале XIII века, канонику и поэту Ги д’Юсселю папа запретил сочинять и исполнять песни. Последней попыткой возрождения куртуазной поэзии на Юге считается учреждение несколькими горожанами Тулузы в 1323 году «Консистории «Весёлой науки» (en)» (окс. la gaya scienza) — так трубадуры называли своё искусство. Тулузская школа последователей трубадуров культивировала мистическое направление в поэзии. Целью Консистории было поощрение к творческой деятельности, для этого ежегодно проводились состязания между поэтами, авторы лучших произведений получали награду.
Заключение
Влияние творчества трубадуров на европейскую поэзию огромно. Именно трубадуры, начавшие писать свои произведения не на латинском языке, которым пользовались ученые и клирики, а на понятном их аудитории народном языке, положили начало новой лирике.
Особенно сильное влияние оказали трубадуры на формирование поэзии северофранцузских труверов. Влияние трубадуров ощущается в ранней английской поэзии, но больше – в поэзии немецких миннезингеров, с которыми они встречались при дворах Сицилии, Италии и Богемии. Всемирное влияние поэзии трубадуров осуществлялось, однако, прежде всего через её прямую наследницу – поэзию итальянского Возрождения. Знатоком и поклонником трубадуров был Данте, их высоко ценил Петрарка. Через лирику трубадуров была восприняла французской поэзией.
Трубадуры вдохновляли Гейне, Уланда, Эзру Паунда, Пушкина и романтиков, и символистов... Но и сами трубадуры были очень разными, даже по происхождению. Среди них и герцог Гильем Аквитанский, и принц, а позже король Ричард, и плебей Маркабрю, и сын повара, крупнейший поэт этого течения Бернарт де Вентадорн, и крестьянский сын Гираут де Бернейль, и некий монах из Монтаудона, и чаще всего - рыцари среднего достатка или обедневшие дворяне. Многие - воины, участники крестовых походов, как Вакейрас или Бертран де Борн, и... даже те самые прекрасные дамы, как, например, графиня де Диа, Мария де Вентадорн и другие.
Для суждения об условиях жизни и поэтической работы трубадуров одним из самых ранних источников служат их биографии, составленные в XIII в. в духе кратких средневековых хроник. Однако сведения, сообщаемые биографами трубадуров, не раз заставляют усомниться в своей достоверности: в этих биографиях немало легендарного вымысла, многие факты явно сочинены, в виде наивной попытки истолковать ту или иную поэтическую тему, встречающуюся в песнях данного трубадура.; использованы здесь и так называемые «сюжеты бродячие» повествовательной литературы. Все же биографии трубадуров, даже если рассматривать их как вымышленные новеллы, верно воспроизводят основные черты той исторической и бытовой обстановки, в которой развивалась деятельность трубадуров. Немаловажным источником в этом отношении могут послужить и сами произведения трубадуров, где авторы упоминают об исторических и бытовых фактах, связанных с особенностями и судьбою их творчества и творчества их собратьев по искусству.
Список литературы
1. Алисова Т., Плужникова К. //Старопровансальский язык и поэзия трубадуров: Учебное пособие. — М.: МАКС Пресс
2. Булучевский Ю., В.Фомин //Старинная музыка: словарь; Статья "Трубадур"// М., Музыка, 1996
3. Вострокнутова Ю. // Статья « Трубадуры»
4. Дробинский А. Провансальская литература // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. «Сов. Энцикл»
5. Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщины во Франции XII в. // Одиссей. Человек в истории. Личность и общество. — М., 1990.
6. Европейское средневековье. Лекции по истории зарубежной литературы» Год издания: 2004
7. Культурология. История мировой культуры. Учеб.пособие для вузов/Кнабе Г.С., Кондаков И.В.-М.:Акад.,2003
8. Морозова Е. //«О том, как жили, ели и одевались трубадуры»// «Новая Юность» №3 (48), 2001
9. Левяш И.Я. Культурология: Учебное пособие для вузов.-5 изд. М.,2004
10. Провансальская литература // Зарубежная литература средних веков / Сост. Б. И. Пуришева. — 2-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1974.