Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:29, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является анализ структуры и динамики безработицы в России в 2005-2010гг.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятия, виды, причины безработицы; показатели, характеризующие безработицу;
- провести анализ структуры и динамики безработицы в 2005-2010гг.;
- изучить сущность, принципы и виды политики занятости;
- ознакомиться с государственной службой занятости населения и ее функциями;
Введение............................................................................................................3
1. Теоретические основы изучения безработицы............................................5
1.1 Понятие, причины и виды возникновения безработицы..........................5
1.2 Показатели, характеризующие безработицу............................................7
1.2.1 Уровень безработицы.............................................................................7
1.2.2 Кривая Филлипса....................................................................................9
1.2.3 Средняя продолжительность безработицы...........................................11
1.2.4 Показатели структуры безработицы.....................................................11
2. Анализ структуры и динамики безработицы в РФ за период 2005-2010гг.12
3. Государственная политика занятости........................................................15
3.1 Сущность, принципы, виды политики занятости.....................................15
3.2 Программа содействия занятости населения..........................................18
3.3 Государственная служба занятости населения и ее функции....................19
Заключение.......................................................................................................23
Список используемой литературы.................................................................25
Продолжительность безработицы (продолжительность поиска работы) - промежуток времени, в течение которого лицо ищет работу, используя при этом любые способы.
Различают
продолжительность завершенной (законченной)
безработицы, которая учитывает
время с момента начала поиска
работы до момента трудоустройства,
и продолжительность
Средняя продолжительность безработицы (среднее время поиска работы) рассчитывается как средневзвешенная величина для рассматриваемого состава безработных.
К показателям структуры безработицы, то есть к качественным показателям безработицы относятся распределение структуры безработицы по полу (мужчины и женщины), распределение структуры безработицы по возрасту ( по всему трудоспособному возрасту), структура безработицы по образованию ( начиная с начального до высшего профессионального), структура безработицы по профессии, по состоянию безработных в браке и др. То есть все показатели, от которых в какой-либо степени зависит численность безработных.
2. Анализ структуры и динамики безработицы в 2005-2010гг
Динамика безработицы в России за период 2006-2010гг. (в процентах к предыдущему году)
Таблица 1
Годы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Численность безработных |
96% |
85% |
125% |
117% |
92% |
На протяжении
всего исследуемого периода наблюдаются
колебания в изменении
Половозрастная структура безработицы за период 2005-2010гг. (в процентах к итогу)
Таблица 2
2005г. |
2006 г. |
2007г |
2008г. |
2009г. |
2010г. | |||||||
Возраст безработных |
муж |
жен |
муж |
жен |
муж |
жен |
муж |
жен |
муж |
жен |
муж |
жен |
До 20 лет 20-24 года 25-29 лет 30-34 года 35-39 лет 40-44 лет 45-49 лет 50-54 года 55-59 лет 60-72 года |
10,3 19,5 12,7 11,5 9,0 11,8 10,9 8,1 4,1 2,1 |
10,8 16,0 13,4 11,1 10,1 10,4 12,5 10,0 3,0 2,8 |
8,8 21,9 14,4 9,1 10,7 9,3 12,5 7,9 4,1 1,4 |
10,4 21,3 13,3 9,6 9,2 10,7 11,9 9,0 3,6 1,1 |
9,4 21,1 11,7 12,2 9,6 11,3 11,1 8,3 3,8 1,5 |
8,6 20,0 11,8 12,5 8,3 11,6 12,4 10,0 3,2 1,8 |
9,1 20,6 12,5 12,8 9,3 8,2 9,6 9,4 5,3 2,5 |
8,4 19,8 11,9 10,5 10,6 10,3 11,5 9,9 4,8 2,3 |
5,2 22,3 14,3 10,8 9,4 9,2 11,4 8,0 7,1 2,2 |
4,5 21,2 13,5 11,4 10,6 9,0 12,1 10,5 5,5 1,5 |
6,3 21,6 14,9 11,6 9,5 8,3 10,4 9,3 6,2 1,9 |
6,1 20,8 15,0 11,3 9,2 9,1 11,4 10,6 4,3 2,1 |
Сначала проанализируем безработных мужчин. Начиная с 2006 года количество безработных мужчин в возрасте до 20 лет, от 40 до 44 лет и от 60 до 72 лет значительно уменьшилось к концу изучаемого периода. Количество безработных мужчин в возрасте от 20 до 39 лет, и от 44 до 59 лет за пять лет исследуемого периода значительно увеличилось, по сравнению с 2005 годом.
Затем проанализируем безработных женщин. Начиная с 2006 года количество безработных женщин в возрасте до 20 лет, и от 35 до 44 лет значительно уменьшилось к концу 2010 года. Количество безработных женщин в возрасте от 20 до 34 лет, и в возрасте от 45 и до 72 лет на протяжении всего исследуемого периода увеличивается по сравнению с началом изучаемого периода. Самое большое количество как безработных мужчин, так и безработных женщин находятся в возрасте от 20 до 24 лет, вероятнее всего это связано с тем, что примерно в этом возрасте большинство молодежи на протяжении 5 лет учатся в высших профессиональных учреждениях, тем самым автоматически являясь безработными.
Образовательная структура безработных за период 2005-2010гг. ( в процентах к итогу)
Таблица 3
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |||||||
муж |
жен |
муж |
жен |
муж |
жен |
муж |
жен |
муж |
жен |
муж |
жен | |
Безработные – всего В том числе имеют образование: Высшее профессионал. Неполное высшее профессиональное Среднее профессионал. Начальное профессионал. Среднее (полное) общее Основное общее |
100
8,8 3,0
13,5 20,9
33,1 19,5 1.2 |
100
11,5 2,9
25,0 15,2
31,5 12,8 1,0 |
100
8,7 1,9
13.0 20,0
39,8 14,8 1,9 |
100
13,0 2,3
22,1 14,9
33,8 12,1 1,8 |
100
9,3 1,5
15,7 21,8
35,3 14,7 1,6 |
100
14,1 3,6
22.4 15,0
34,3 10,1 0,5 |
100
9,5 3,0
15,6 23,9
33,5 13,0 1,6 |
100
15,7 3,8
23,7 16,6
30,6 8,5 1,1 |
100
13,0 3,3
18,3 23,6
31,5 12,9 0,7 |
100
17,3 3,2
27,9 16,5
30,0 7,9 0,5 |
100
12,7 3,5
17,3 23,9
33,2 11,6 1,3 |
100
17,3 3,1
24,7 17,1
31,8 8.2 0,8 |
Сначала рассмотрим образовательную структуру по мужскому полу. Начиная с 2006 года только количество мужчин, имеющих основное общее образование значительно уменьшилось к концу 2010 года. Количество остальных безработных мужчин, имеющих высшее профессиональное образование, неполное высшее профессиональное образование, среднее профессиональное образование, начальное профессиональное образование, среднее общее образование и не имеющие начальное образование на протяжении всего исследуемого периода имеет тенденцию к увеличению. Наибольшее количество безработных мужчин имеют среднее общее образование, и составляют примерно 1/3 от общего числа безработных мужчин. Теперь рассмотрим образовательную структуру по женскому полу. Количество безработных женщин, имеющих основное общее образование, и не имеющих начальное образование начиная с 2006 года значительно уменьшается к концу 2010 года. Остальные безработные женщины на протяжении всего исследуемого периода имеют незначительную тенденцию к повышению. Наибольшее количество безработных женщин, так же как и безработных мужчин имеют среднее полное образование, и так же составляют 1/3 от общего числа безработных женщин.
3. Государственная политика
Политика
занятости в широком смысле охватывает
систему социально-
В обеспечении полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи, заключается суть политики занятости. Достижение и поддержание такой занятости является целью политики занятости.
Занятые в
экономике создают продукты труда,
благодаря чему удовлетворяют потребности
членов общества и решаются экономические
и социальные задачи. Однако, экономические
законы, которые лежат в основе
функционирования рыночного хозяйства,
не обеспечивают необходимыми рабочими
местами всех желающих трудиться
и тем самым улучшить свое материальное
положение. В результате некоторые
оказываются без работы и заработка,
и это вызывает некоторую дестабилизацию
в обществе. Чтобы не допустить
этого государство и
Основные принципы занятости раскрывают характер занятости в тот или иной конкретный исторический период развития общества. В условиях трансформации российской экономики также возникла необходимость в выработке и учете таких принципов. Некоторые из них вытекают из основополагающих документов страны. Исходя из этого, можно выделить следующие принципы занятости:
1) развитие
трудовых ресурсов, повышение их
мобильности, защита
2) обеспечение
равных возможностей всем
3) поддержка
трудовой и
4) создание
условий, обеспечивающих
5) обеспечение
социальной защиты в области
занятости, проведение
6) сочетание
местных мер с
7) координация
мер по занятости с
8) поощрение
работодателей, сохраняющих
9) предупреждение
массовой и сокращение
10) координация
в этой области деятельности
государственных органов
11) обеспечение
занятости малочисленных
Указанные принципы государственной политики в области занятости отражают единство и дифференциацию трудового законодательства и многие основные принципы трудового права. На них ориентируются также при правотворчестве и право применении норм по обеспечению занятости.
Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная
политика занятости (активная политика
на рынке труда) — это: совокупность
правовых, организационных и
В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.
Пассивная политика
занятости (пассивная политика на рынке
труда) обеспечивает в основном сглаживание
негативных последствий безработицы:
выплату гарантированного государством
пособия по безработице, а по истечении
срока его выплаты —
Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.
Проведение
активной государственной политики
занятости населения
3.2 Программа содействия занятости населения
Государственная программа содействия занятости населения: 1) один из основных инструментов активной политики занятости населения и социальной политики в целом, важный элемент механизма государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда на основе программно-целевого подхода; 2) официальный документ, представляющий собой развернутый план деятельности государственной службы занятости определенного уровня на очередной календарный год.
Информация о работе Уровень безработицы по регионам РФ в 2010 году