Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:49, сочинение
Наверное каждый задавался вопросом: «В чём же состоит смысл жизни человека?». Ответить на него не так просто, ведь все люди разные и, возможно, у каждого будет своё мнение на этот счёт. Я же открывала труд В.Э. Франкла в надежде на то, что возможно он даст мне ответ на столь волнующий многих вопрос. Ведь именно Франкл отводил важнейшую роль в изучении смысла жизни субъекта, стремящемуся к поиску и реализации смысла своего существования. В этой книге он рассказывает о том, какой жизненный опыт привёл его к открытию логотерапии.
УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Эссе
На тему: В. Э. Франкл «Человек в поисках смысла»
Подготовила: студентка 411 группы ФК и СКД Шило Марина
Минск 2012
Наверное каждый задавался вопросом: «В чём же состоит смысл жизни человека?». Ответить на него не так просто, ведь все люди разные и, возможно, у каждого будет своё мнение на этот счёт. Я же открывала труд В.Э. Франкла в надежде на то, что возможно он даст мне ответ на столь волнующий многих вопрос. Ведь именно Франкл отводил важнейшую роль в изучении смысла жизни субъекта, стремящемуся к поиску и реализации смысла своего существования. В этой книге он рассказывает о том, какой жизненный опыт привёл его к открытию логотерапии.
Во время Второй мировой войны Франкл был узником нацистского концентрационного лагеря. Он потерял своих родных, которые погибли в бесчеловечных условиях. В ужасных условиях существовал и сам доктор Франкл. Стоит представить, как тяжело человеку находиться в ужасных обстоятельствах, у него отобрали всё дорогое, вокруг холод, голод, смерть, ужас, но при этом он не сдаётся и видит будущее для себя. Психиатр, который выстоял в этих немыслимых условиях - это психиатр, которого стоит выслушать.
От многих европейских экзистенциалистов Франкла отличает то, что он не пессимистичен и не антирелигиозен. Он смотрит с огромной надеждой на способность человека подняться над всеми проблемами и негативом и найти истину жизни. Автор хотел донести до читателя то, что у жизни есть смысл в любых условиях, даже в самых тяжёлых и горестных. И если он и люди вокруг него во время пребывания в концлагере находили этот смысл, то мы должны задуматься о том, почему многие не могут найти его в мирное время, имея кров над головой, еду, одежду, близких людей рядом.
Данная книга посвящена гибели многочисленных жертв. Человек, побывавший там пытается донести до нас все ужасы и страдания ни в чём ни повинных людей. Франкл рассказывает нам о борьбе за жизнь, за то, чтобы сохранить эту жизнь для семьи, для родных и близких людей. Именно желание вернуться домой, где всё будет хорошо, как и прежде, давало многим силы выживать, не смотря ни на что. Именно переживания людей были темой описания. Для тех, кто был в лагерях, это попытка объяснить им их чувства в свете науки сегодняшнего дня. А для тех, кто никогда не был в лагере, книга поможет узнать и лучше понять переживания той удручающе малой доли заключенных, которые выжили, но и на свободе жизнь их очень непроста. Эта книга не стремится быть отчетом о событиях и фактах, а лишь рассказать о личном опыте и переживаниях - каждодневном мучительном существовании миллионов заключенных. Это голос изнутри концлагеря, как определил ее один из выживших. Здесь не говорится о тех великих ужасах, которые уже достаточно хорошо описаны (хотя им не так уж часто верят), а скорее о множестве малых издевательств. Другими словами, книга пытается объяснить, какова была будничная жизнь концлагеря и как она отражалась в душе обычного заключенного.
Автор выделял три периода заключенного: период, сопровождающий прибытие в лагерь; период глубокого погружения в лагерную жизнь; и период, следующий за освобождением. Погружаясь во время чтения в описание устройства быта заключенных, ловишь себя на мысли, что не каждый сможет всё это вынести и выжить. Ведь полторы тысячи заключенных теснились в пространстве, рассчитанном самое большее на двести человек. Было холодно и голодно, и не было места не то что прилечь, но даже присесть на корточки. Один кусок хлеба весом в 150 г.был единственной едой за четыре дня. Одна интересная вещь, которую упоминает в своей работе Франкл – это то, как много может вынести человек. Люди привыкали к новым условиям и не обращали внимание на то, что в обычной жизни бы раздражало, мешало им. «Если бы теперь нас спросили, правдиво ли утверждение Достоевского, что человек - это существо, которое ко всему привыкает, мы бы ответили: "Да, человек может привыкнуть к чему угодно; но не спрашивайте как» - пишет Франкл. Также многие заключенные обращались к вере и если верили, то с огромной силой. В вере они находили утешение и надежду на то, что всё изменится, и они вернуться домой.
Согласно Франклу, не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. Конечно, для многих спасением и смыслом была любовь. Именно благодаря ей многие выживали, так как хотели вернуться к людям, которые дороги, которых любили. Заключенные вспоминали своих жен, детей. Приходило осознание того, что величайший из секретов, которыми могут поделиться поэзия, мысль и вера: спасение человека происходит через любовь и в любви. Возможно, в этом и есть смысл жизни. Причем, можно согласить с автором и в том моменте, что любовь гораздо шире физической личности. Рядом с нами этот человек или нет, жив ли он вообще – это в какой-то степени не важно. Мысли о любимых и подъем внутренней жизни давал заключенному убежище от пустоты, отчаяния и духовной бедности его существования, позволяя ему спасаться в прошлом. Также присутствовало и искусство, пусть и не в привычном виде, но всё же оно было. Таким образом, можно сделать вывод, что духовные ценности люди почитали даже в тяжелейших условиях. И во много именно благодаря им они оставались людьми.
В лагере старались внушить человеку душевное мужество, старались показать ему в будущем то, ради чего стоит стремиться выжить. Ему надо было напомнить, что жизнь еще ждет его, что какое-то человеческое существо дожидается его возвращения. И пусть его уже никто не ждал, но всё-таки им было важно верить в то, что их ждут и благодаря этому выживать. По мнению Франкла, поиск смысла жизни – это и есть основная мотивация. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум - явление широко распространенное в наши дни.
Вопрос о том, как человек находит свой смысл, является ключевым для практики логотерапии. Франкл не устает подчеркивать, что смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом; их нужно искать и находить. И даже находясь в безвыходной ситуации можно и нужно искать смысл. Смыслы не даны нам, мы не можем выбрать себе смысл, мы можем лишь выбрать призвание, в котором мы обретем смысл. Таким образом, нужно отметить, что человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным. Этот смысл уникален и специфичен, так как должен быть найден и осуществлен только самим человеком; только тогда он может удовлетворить его собственную волю (стремление) к смыслу. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки.
Многие, наверное, слышали фразу о том, что счастье подобно бабочке, и как только мы перестаём гоняться за ним, то оно прилетает и тихонечко садиться на плечо. «Счастье должно возникнуть само собой, как и успех; вы должны дать ему возникнуть, но не заботиться о нем. Я хочу, чтоб вы прислушивались к тому, что велит вам совесть, и выполнять ее советы, употребив на это лучшие силы и знания. Тогда вы доживете до того, чтоб увидеть, как через долгое время - долгое время успех придет, и именно потому, что вы забыли о нем думать!» - пишет в своей работе доктор Франкл.