2. Ведовские
процессы
Ведовских процессов
раннего средневековья известно
немного. В основном они касались представителей
феодальной элиты и протекали на фоне
борьбы за власть и богатство. К примеру,
король Франкского государства Людовик
Благочестивый (814—840 гг.) неожиданно увлёкся
некоей красавицей Юдифью и женился на
ней. Юдифь уговорила Людовика разделить
уже распределённые части империи в ущерб
его старшим сыновьям, родившимся от первого
брака. В дело вмешалось духовенство, заступившееся
за «пострадавших». Оно объяснило увлечение
Людовика колдовскими чарами Юдифи, которая
якобы устроила во дворце притон для ворожей
и ведьм. Людовику пришлось уступить.
XVI—XVII вв. — разгар охоты
на ведьм. Их судят светские, епископские
и инквизиционные суды. Обычно поводом
для подозрений была зависть соседей,
подданных или родственников. Зачастую
хватало одних только слухов; впрочем,
иногда в суды поступали и соответствующие
заявления (почти всегда анонимные). Достаточно
было голословного обвинения в ведовстве,
например жалобы соседей на вред, якобы
причинённый колдовскими приёмами некоего
лица. Болезнь или смерть ребёнка, пропажа
молока у коровы, неурожай, исчезновение
в хозяйстве какой-либо вещи, даже недобрый
взгляд из-за соседнего забора или красота
— всё это и многое другое могло вызвать
роковой навет. В обоих случаях судьи,
согласно действующим законам, были обязаны
проверить, достаточно ли этих подозрений
для предъявления обвинения. Оно могло
быть предъявлено на основании «Уголовно-судебного
уложения императора Карла V» (так называемый
Указ «Каролина»), вышедшего в 1532г. В нем
было четко описано, какие подозрения
являются достаточными для обвинения
в колдовстве или ведовстве. Впрочем, соответствующая
статья 44 была такой расплывчатой, что
для предвзятого судьи не было ничего
проще, чем, опираясь на самые вздорные
наветы, начать судебное разбирательство.3 Не могло помочь и то, что «Каролина»
призывала судей быть особенно осмотрительными.
Разве причиной доносов не могли стать
пустое тщеславие, личная неприязнь, зависть,
ревность или суеверие? У судей всегда
находились веские доводы по поводу любых
возникающих сомнений: ведь сделка с Дьяволом
суть «преступление исключительное»,
а в таких делах достаточно одних только
слухов. Судьи заранее располагали многочисленными
вопросами к «ведьме». Сбить с толку перепуганную
до смерти женщину, выудить у неё признание
в невероятных преступлениях большого
труда не составляло. Наиболее тяжким
преступлением было участие в шабаше —
ночном сборище нечистой силы, куда ведьмы
прилетали по воздуху, чтобы доложить
Сатане о своих зловредительствах.
Судьи не сомневались
в том, что «колдунья» летала на шабаш
с сообщницами и все они заключили договор
с Дьяволом. Признание в этом нужно было
вырвать у обвиняемой любыми способами.
Опираясь на слухи, многие фанатики привлекали
в качестве свидетелей обвинения даже
детей, преступников и душевнобольных.
Те же, кому посчастливилось избежать
доноса, тоже пребывали в страхе, ибо в
любую минуту могли быть обвинены по чьему-либо
свидетельству (некто мог припомнить своих
так называемых сообщников под пытками).
Ведь, по мнению охотников за ведьмами,
члены дьявольской секты регулярно встречались
друг с другом на игрищах или шабашах,
а потому должны были знать, кто еще из
живших неподалеку был с ними заодно. Эти
сведения выдавливались из них во время
допросов с пристрастием, то есть под пытками.
Так судебные протоколы быстро заполнялись
именами упомянутых безвинных людей, которым,
в свою очередь, приходилось выдавать
своих сообщников, и так далее. Противники
охоты на ведьм вновь и вновь выступали
с резкой критикой этих безумных деяний.
Но «благочестивые» охотники не позволяли
сбить себя с толку. Они были убеждены,
что Бог - и это было главным их оправданием
- не может допустить, чтобы «дьявольское
отродье» своей клеветой несло горе невинным
людям. |
В колдовстве обвиняли преимущественно
женщин. Ведь в христианском мире, где
главенствовали мужчины, женщины считались
существами низшими: слабыми, ветреными,
неверными, тщеславными, болтливыми и
падкими до любого соблазна, что
делало их законной добычей Дьявола.
«Нет чуда в том, - говорится в
«Молоте ведьм», - что еретичеством
ведовским паче осквернены жены, нежели
мужи». Таковы были убеждения охотников
за ведьмами, согласно которым они
и действовали. Впрочем, число мужчин,
обвиненных в распространении колдовства,
также постоянно росло. При этом
колдунов (друдов) чаще отыскивали в
городах, нежели в селах. В колдовстве
обвиняли даже детей: с конца XV в. непрерывно
росло число детей, которых бросали
в темницы как участников ведовской
секты, допрашивали, пытали, отправляли
на казнь. За этим крылось представление
о том, что родители-колдуны, отправляясь
на шабаш, берут с собой малолетних
детей, дабы препоручить их Дьяволу.
К тому же дети могли случайно проболтаться
о чем-нибудь.
Так, двенадцатилетний мальчик, арестованный
в 1665 г. в южнонемецком городке Ройтлинген,
постепенно «выдал» 170 членов дьявольской
секты.
Сначала ведовские процессы
проводила инквизиция. Таким образом,
первыми судьями были лица духовного
звания. Однако во второй половине XV в.
сопротивление инквизиции в Центральной
и Западной Европе стало усиливаться,
и в конце концов она была вынуждена
покинуть эти страны и перебраться
в Испанию и Италию. Однако на
этом охота на ведьм не кончилась,
вести ведовские процессы стали светские
суды. Государства, расположенные к северу
от Альп, активно способствовали этому,
внеся в свои уголовные законодательства
наказание за ведовство. Итак, в существовании
сделки с Дьяволом, шабашей и порчи никто
уже не сомневался. Передача подобных
дел из церковных судов в ведение светских
имела одно важное следствие, повлиявшее
на распространение одержимости ведовством:
отныне все зависело от отношения правителя
той или иной страны к демонологии и от
того, как он оценивал опасности, которые
могло навлечь на его страну «проклятое
ведьмино отродье».
Ведовские процессы основывались
на методах инквизиции. Таким образом,
судьи могли не дожидаться, пока
отыщутся свидетели обвинения, а, напротив,
зорко следить за происходящим вокруг
и незамедлительно действовать,
стоило им узнать о чем-нибудь подозрительном.
Соответствующие местные законы
определяли, на что следовало обращать
внимание.
С 1532 г. на территории Германии
действовали положения так называемой
«Каролины». В них определялось отношение
к возникшему подозрению, требования
к свидетелям, рекомендовалось не
забывать о добром имени обвиняемого,
определялось, сколько времени его
пытать и какие орудия должно при
этом использовать. Но на практике положения
эти не соблюдались по следующей
причине: сделка с Дьяволом, шабаш
и другие мерзкие преступления, творимые
ведьмами по наущению Дьявола, наносили
такое оскорбление Господу и
были так опасны для окружающих,
что здесь позволительно было
говорить о «преступлениях исключительных».
А «исключительные» преступления оправдывали
и любое исключение из правил. В
таких случаях следовало прежде
всего ужесточить пытки и применять
их до тех пор, пока обвиняемый не расскажет
всей правды.
В таком толковании закона
укреплял судей и «Молот ведьм»,
ибо авторы советовали обходить запрет
на повторное применение пыток, называя
его просто «продолжением». Судейская
предвзятость и использование подобных
методов не оставляли большинству обвиняемых
никаких шансов. Если же предполагаемую
ведьму все-таки оправдывали, то происходило
это лишь потому, что не все судьи были
ослеплены демономанией. Но даже оправдательный
приговор выносился не из-за того, что
была доказана невиновность обвиняемого,
а лишь за недостатком улик. Едва только
возникало подозрение или поступал донос,
соответствующее судебное ведомство начинало
предварительное дознание. Опрашивались
свидетели, тайно выведывались сведения
о репутации обвиняемого, его образе жизни.
Если судьи укреплялись в своих подозрениях,
следовал арест. Арест повергал любого
обвиняемого в настоящий ужас, ибо тюрьмы
в те времена были совершенно темными,
сырыми, холодными и полными нечистот.
Солома и лужи на полу кишели мышами, крысами
и насекомыми. Зачастую на все время следствия
узников заковывали в кандалы.
Особенно тяжело приходилось
арестованным женщинам. Судьям была незнакома
жалость к женщине, в которой церковь традиционно
видела «сосуд зла». Они были абсолютно
беспомощны перед домогательствами своих
надзирателей и нередко подвергались
насилию. Большинство судей сознательно
пользовались этим тюремным террором,
чтобы еще до начала процесса сломить
волю обвиняемых и лишить их сил.
Первые допросы проходили
по заданной схеме. Было принято начинать
допрос с церковного обряда. В это
время творилась молитва во спасение
души обвиняемой или ей на шею вешали
ладанку с реликвиями. Затем следовали
бесконечные настойчивые расспросы:
где, когда, как ей довелось сговориться
с Дьяволом? каким образом, как
часто она отдавалась ему? сколько
раз гостила на шабаше? что происходило
на шабаше и кого она там видела?
где и как вредила она своими
колдовскими чарами? и так далее...
Если «доброе дознание» результатов
не приносило, суд переходил к
следующему этапу - «устрашению словами».
Для этого обвиняемой показывали
орудия пыток и поясняли их назначение.
Не помогало и это - приступали к «устрашению
действием»: палач надевал на нее орудия
пыток, слегка завинчивая и затягивая
их, дабы она уяснила, что дело принимает
серьезный оборот. Если же и теперь она
продолжала упорствовать, ее подвергали
испытанию и допросу с пристрастием.
На многих ведовских процессах
одной из задач следствия был
поиск определенных примет, по которым
легко было распознать ведьм. Одним
из испытаний было «испытание водой»
(называемое также «купанием ведьм»).
Для этого палач крепко связывал
руки и ноги обнаженной женщины, обвязывал
ее тело веревкой и сталкивал в
воду. Если она всплывала на поверхность,
- а так происходило с большинством,
- то признавалась ведьмой, ибо вода,
стихия чистоты, не принимала ее.
Другим испытанием был
поиск «ведьминой отметины». Считалось,
что Дьявол метит своим знаком
всякую спутавшуюся с ним ведьму.
Этот-то знак и разыскивали судьи.
Чтобы не просмотреть его, обвиняемой
обривали голову и тело. Стоило только
отыскать какие-либо подозрительные участки
кожи, например пигментные пятна, как
палач прокалывал их иглой. Если подозреваемая
не чувствовала при этом боли или
у нее не выступала кровь, считалось
доказанным, что пятно это и
впрямь «ведьмина отметина».
Безошибочным способом распознать
ведьму считалось также «испытание
плачем». В «Молоте ведьм» это
испытание рекомендовалось судьям
как особо надежное. Считалось, что
ведьмы не могут проливать слезы,
«верный знак, предание о коем дошло
до нас от мужей, заслуживающих доверия».
Женщина, которая не плачет даже под
пытками, наверняка является ведьмой.
Однако если она заплакала, то никак
не может считаться невиновной, ибо
«пути Господни неисповедимы» и
к тому же плачет-то она под пытками.4
Упорство мужественной женщины
судьи объясняли безграничным могуществом
Дьявола. В обмен на признание обещали
прекращение терзаний и жизнь. Но такие
обещания выполнялись редко. Изобличённую
ведьму сжигали, но прежде у неё выпытывали
имена сообщниц, так что отсутствие работы
судьям и палачам не грозило. Число расправ
с ведьмами росло, как снежный ком, доносы
сыпались один за другим. По образному
выражению замечательного французского
историка Февра, из развеянного пепла
сожжённой колдуньи, как из семян, вырастали
десятки новых ведьм.
Сожжение ведьм было публичным
зрелищем, главной целью которого
было предостеречь и устрашить собравшихся
зрителей. Издалека стекался народ
к месту казни. Празднично одетые,
собирались представители местной
власти: епископ, каноники и священники,
бургомистр и члены ратуши, судьи
и судебные заседатели. Наконец в
сопровождении палача на тележках привозили
связанных ведьм и колдунов. Поездка
на казнь была тяжким испытанием, ведь
зеваки не упускали случая посмеяться
и поиздеваться над осужденными
ведьмами, совершавшими свой последний
путь. Когда же несчастные наконец
добирались до места казни, слуги
приковывали их цепями к столбам
и обкладывали сухим хворостом,
поленьями и соломой. После этого
начинался торжественный ритуал,
во время которого проповедник еще
раз предостерегал народ от коварства
дьявола и его приспешников. Затем
палач подносил к костру факел. После
того как официальные лица расходились
по домам, слуги продолжали поддерживать
огонь до тех пор, пока от "ведьминого
костра" не оставался один пепел. Палач
тщательно сгребал его, а затем рассеивал
под эшафотом или в каком-нибудь ином месте,
дабы впредь ничто больше не напоминало
о богохульных делах казненных пособников
дьявола.5
На протяжении двух столетий
костры горели не переставая. Едкий дым
от них стелился в Германии, Франции, Швейцарии,
Испании... В небольшом немецком городке
Оснабрюке за три месяца 1585 г. была сожжена
121 ведьма, в 20 деревнях в окрестностях
Трира с 1587 по 1593 г. сгорело 306 человек.
Вместе с переселенцами из Европы
ведовская истерия перекинулась
и в Новый Свет, где ведовство считалось
преступлением более тяжким, чем поджог
или убийство. Всемирную известность приобрёл
захолустный американский городок Сейлем,
расположенный на берегу Массачусетского
залива. С января по октябрь 1692 г. здесь
тянулся чудовищный процесс над ведьмами.
Главными вдохновительницами этого невероятного
действа стали две девочки: 9-летняя Бетти
Пэррис и 11-летняя Абигайл Уильямс. Сейлемский
пастор Сэмюель Пэррис воспитывал дочь
и племянницу очень строго. Лишь чтение
книг о ведовстве, которых было немало
в доме, вносило разнообразие в унылую
жизнь девочек. Болезнь, которую современная
медицина именуют «подростковой истерией»,
подкралась внезапно. Девочки стали биться
в судорогах, плача и смеясь. Врач помочь
не смог, и кто-то из окружающих вспомнил
о кознях нечистой силы. Жуткое предположение
взрослых Бетти и Абигайл встретили с
восторгом. Бурная фантазия питалась прочитанным
в демонических трактатах. Болезнь превращалась
в игру для девочек и трагедию для горожан.
Девочки заявили, что их мучает дьявол,
а во время своих припадков начали называть
и других его сообщников. Среди них замелькали
имена уважаемых и состоятельных жителей
Сейлема, чем-то несимпатичных «мученицам»
или не угодивших Пэррису. Изобличенных
таким образом ожидал суд.
За 10 месяцев этого безумия было
повешено 14 женщин и 5 мужчин, 4 женщины
умерли в тюрьме, и одна сошла с ума.
Когда сменившиеся власти, наконец, остановили
абсурдный процесс, в тюрьме небольшого
городка томились 150 «ведьм», а 200 ожидали
своей очереди6
Ведовские процессы вовсе не были
только делом рук властей. Судилища
часто устраивались после настойчивых
требований населения, жаждущего расправы
с колдуньями.
Борьба с ведьмами имела и материальную
сторону. Часть конфискованного имущества
ведьмы доставалась доносчику, хорошее
жалованье получали чиновники и палачи.
Охота на ведьм была весьма доходным занятием.
Волна гонений стала спадать
лишь в XVIII в., когда обезлюдели целые
местности. Как могло развиться это
«коллективное безумие»? Его нельзя объяснить
ни странными изысканиями теологов, ни
злым умыслом властей, ни невежеством
народа, взятыми по отдельности. Лишь анализ
всех обстоятельств эпохи помогает приблизиться
к разгадке. Частые эпидемии, длительные
войны, изнурительные голодные годы выматывали
людей, всё труднее было рассчитывать
на помощь соседей внутри деревенской
общины. Это порождало страхи, желание
найти виновника бедствий. И такой враг
всегда находился.
Заключение
В заключение хотелось бы сказать,
что преследование ведьм являлось
главным образом пережитком язычества,
которое прочно укоренилось в
сознании людей. С распространением
христианства колдуны и ведьмы приобрели
демонические черты, стали являть собой
воплощение нечистой силы. Страх перед
ней и неконтролируемая государством
деятельность католической церкви привели
к тому, что в этот период на территории
Европы запылали костры, на которых
было сожжено огромное множество
ни в чем не повинных людей. Ведовские
процессы были массовым убийством невинных
и стали одной из самых драматических
страниц человеческой истории.
Список
использованной литературы
1. Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная
история. – 4-е изд., испр. и перераб./гл.
ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 2000
2. http://vedovstvo.narod.ru/articles/vedmi.html (доступ 15.12.2011; 19.45)
3. http://smallbay.ru/magic4.html (доступ
15.12.2011; 20.00)
4.http://www.belmagi.ru/prawosl/vedma2.html (доступ
14.12.2011; 18.00) |