Ведьмы и ведовские процессы в Средневековье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:14, реферат

Описание работы

Средневековые ведовские процессы - процессы по делу о колдовстве - и сегодня продолжают смущать умы ученых и тех, кто интересуется историей. Сотни тысяч обвиненных в колдовстве или связи с дьяволом были тогда отправлены на костер. В чем причины столь безумной вспышки боязни нечистой силы, ведовства, охватившей Западную Европу. Наука практически всегда рассматривает средневековую охоту на ведьм как нечто вторичное, полностью зависящее от внешних обстоятельств - состояния общества, церкви. Для большинства историков охота на ведьм - явление пусть и ужасающее, но вполне отвечающее общему строю суеверного, темного Средневековья. Однако большинство ведьм сгорело на кострах инквизиции отнюдь не в начальный период Средних веков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Ведьмы и ведовство……………………………………………………….4
Ведовские процессы……………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………….17

Файлы: 1 файл

реферат про ведьм.docx

— 38.98 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уральская государственная  юридическая академия

Челябинский филиал

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Культурология»

 

 

 

Тема: «Ведьмы и ведовские процессы в Средневековье»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студент гр. 201 СО

Валитова Диана Маратовна

Проверила: кандидат философских наук

Прилукова Екатерина Григорьевна

 

 

 

г. Челябинск

                                                  2011 год

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Ведьмы и ведовство……………………………………………………….4

Ведовские процессы……………………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………..16

Список использованной литературы…………………………………….17

 

Введение

Средневековые ведовские процессы - процессы по делу о колдовстве - и сегодня продолжают смущать умы ученых и тех, кто интересуется историей. Сотни тысяч обвиненных в колдовстве или связи с дьяволом были тогда отправлены на костер. В чем причины столь безумной вспышки боязни нечистой силы, ведовства, охватившей Западную Европу. Наука практически всегда рассматривает средневековую охоту на ведьм как нечто вторичное, полностью зависящее от внешних обстоятельств - состояния общества, церкви. Для большинства историков охота на ведьм - явление пусть и ужасающее, но вполне отвечающее общему строю суеверного, темного Средневековья. Однако большинство ведьм сгорело на кострах инквизиции отнюдь не в начальный период Средних веков. Гонения на колдуний набирало силу в Европе параллельно с развитием гуманизма и научного мировоззрения, то есть в эпоху Возрождения. "Булла о ведовстве" и "Молот ведьм", появившиеся в конце XV в., положили начало триумфальному шествию демонологии на север. Грандиозная охота на ведьм постепенно охватила всю Европу, ее последствия отрицательно отразились на развитии Европы в целом. Поэтому данная тема актуальна и по сей день, и многие ученые занимаются изучением данной проблемы.

 

1. Ведьмы и ведовство

Ведьма, ведунья (от глагола "ведать",т.е. знать) - изначально женщина-жрица,"исконная носительница тайных знаний",имеющая определенную чудесную власть над разнообразными проявлениями бытия ,природы ,человека. Позднее же, во времена христианства, - демоническое вредоносное существо, имеющее непосредственное отношение к нечистой силе и применяющее свои способности во вред людям.1

Ведовство – магическое искусство и оккультное знание ведьм. В разных культурах в это слово вкладывается разный смысл. Этимологически английское слово «witch» («ведьма») происходит от староанглийского слова «wicce», которое в свою очередь образовалось от корня «wikk-», означавшего колдовство и магию. Многие исследователи считают также, что слово «witch» («ведьма») происходит от «wise» (мудрый) или «wisdom» (мудрость). Таким образом, ведьма - это мудрый человек, а колдовство - ремесло мудрых. Исследователи полагают, что слово «маг» имеет изначальное значение «достигший величия». По мнению других, слово «магия» происходит от персидского «magus» и греческого «magos» - мудрый. Стало быть, слово «маг» можно перевести как «мудрец». Но в русском языке есть свое слово сходного смысла – ведовство. От него же - и русское слово ведьма. 
         Ведовство — «знание», мнимая способность человека влиять сверхъестественными способами на окружающий мир: природные стихии, других людей, животных, неодушевлённые предметы.2 Оно старо как мир. По поверью, обладают магическим знанием особые люди, вступившие в союз с самим Дьяволом и получившие от него необычайное могущество. Молва, породнив ведьм с нечистой силой, наделила их умением проникать сквозь запертые двери и летать по воздуху, принося людям добро или зло. Ведьмами называли и женщин, знающих целебные свойства растений и лечащих больных травами.

На заре средневековья  церковные власти признавали существование колдовства и считали его опасным, дьявольским занятием. Но судить, причём светским судом, требовалось лишь колдунов, причинивших реальный вред людям, коль скоро это можно было доказать.

В раннее средневековье церковным  властям не было дела до сомнительных козней деревенских знахарок. Светская власть была к ним столь же равнодушна, ограничиваясь предупреждением: народные россказни о ведьмах - безумие. Так, в 643 году лангобардский король Ротари своим эдиктом (особо важным указом) прямо запретил христианам верить в то, что женщины могут быть вампирами и высасывать кровь живых людей. А король франков, будущий император Карл Великий, в 787 г. своим капитулярием (законом) установил смертную казнь в наказание тем, кто на основании подобной веры выискивает и убивает мнимых колдунов. Пока главной задачей правителей было распространение христианства, старые поверья предпочитали отбрасывать в сторону, чтобы отвадить людей от прежних богов. 
        Когда в XIII в. христианство прочно укоренилось, а старые боги и их служители превратились в приспешников Сатаны, богословы и схоласты дружно взялись за теоретическую разработку вопросов демонологии. В их трудах Дьявол по силе и могуществу «догоняет» Бога. Он вездесущ, бесконечно опасен, а воинство его несметно. Он подбивает человека на продажу души, закабаляет его, заставив подписать договор. Сатана сделался всесильным, и ничто не могло защитить от него, кроме веры и церкви. И если раньше церковь несла в себе прежде всего веру в Бога, то теперь она начала отбиваться от слуг Дьявола. Инквизиция, с успехом боровшаяся с еретиками, увидела новые жертвы. Оказывается, чудеса можно было творить не только именем Бога, но и именами старых богов — слуг Сатаны. Чудесами занимались ведьмы, значит, они и покушались на веру в Слово Божие и могущество святой церкви.

Ведьмы встали в один ряд  с еретиками. Костры, на которых сжигали  «мастериц порчи и сглаза», запылали то здесь, то там. 
Папа римский Иннокентий VIII разразился в 1484 г. специальной буллой (посланием) «С величайшим рвением». В ней первосвященник призвал искоренять ведовство и объявил неверие в дьявольскую вредность ведьм ересью. Папа также потребовал от властей Германии помощи рыскающим по этой стране в поисках ведьм инквизиторам — Генриху Инститорису и Якову Шпренгеру. Папское внимание воодушевило названных «ведьмоискателей». Через три года Инститорис и Шпренгер нанесли «служанкам Сатаны» решающий удар. Они опубликовали знаменитое сочинение «Молот против ведьм» («Молот ведьм»), которое стало «настольной книгой» для организаторов судебных процессов о ведовстве.

 
 

 

2. Ведовские процессы

 Ведовских процессов  раннего средневековья известно немного. В основном они касались представителей феодальной элиты и протекали на фоне борьбы за власть и богатство. К примеру, король Франкского государства Людовик Благочестивый (814—840 гг.) неожиданно увлёкся некоей красавицей Юдифью и женился на ней. Юдифь уговорила Людовика разделить уже распределённые части империи в ущерб его старшим сыновьям, родившимся от первого брака. В дело вмешалось духовенство, заступившееся за «пострадавших». Оно объяснило увлечение Людовика колдовскими чарами Юдифи, которая якобы устроила во дворце притон для ворожей и ведьм. Людовику пришлось уступить.

XVI—XVII вв. — разгар охоты  на ведьм. Их судят светские, епископские и инквизиционные суды. Обычно поводом для подозрений была зависть соседей, подданных или родственников. Зачастую хватало одних только слухов; впрочем, иногда в суды поступали и соответствующие заявления (почти всегда анонимные). Достаточно было голословного обвинения в ведовстве, например жалобы соседей на вред, якобы причинённый колдовскими приёмами некоего лица. Болезнь или смерть ребёнка, пропажа молока у коровы, неурожай, исчезновение в хозяйстве какой-либо вещи, даже недобрый взгляд из-за соседнего забора или красота — всё это и многое другое могло вызвать роковой навет. В обоих случаях судьи, согласно действующим законам, были обязаны проверить, достаточно ли этих подозрений для предъявления обвинения. Оно могло быть предъявлено на основании «Уголовно-судебного уложения императора Карла V» (так называемый Указ «Каролина»), вышедшего в 1532г. В нем было четко описано, какие подозрения являются достаточными для обвинения в колдовстве или ведовстве. Впрочем, соответствующая статья 44 была такой расплывчатой, что для предвзятого судьи не было ничего проще, чем, опираясь на самые вздорные наветы, начать судебное разбирательство.3 Не могло помочь и то, что «Каролина» призывала судей быть особенно осмотрительными. Разве причиной доносов не могли стать пустое тщеславие, личная неприязнь, зависть, ревность или суеверие? У судей всегда находились веские доводы по поводу любых возникающих сомнений: ведь сделка с Дьяволом суть «преступление исключительное», а в таких делах достаточно одних только слухов. Судьи заранее располагали многочисленными вопросами к «ведьме». Сбить с толку перепуганную до смерти женщину, выудить у неё признание в невероятных преступлениях большого труда не составляло. Наиболее тяжким преступлением было участие в шабаше — ночном сборище нечистой силы, куда ведьмы прилетали по воздуху, чтобы доложить Сатане о своих зловредительствах. 
        Судьи не сомневались в том, что «колдунья» летала на шабаш с сообщницами и все они заключили договор с Дьяволом. Признание в этом нужно было вырвать у обвиняемой любыми способами. Опираясь на слухи, многие фанатики привлекали в качестве свидетелей обвинения даже детей, преступников и душевнобольных. Те же, кому посчастливилось избежать доноса, тоже пребывали в страхе, ибо в любую минуту могли быть обвинены по чьему-либо свидетельству (некто мог припомнить своих так называемых сообщников под пытками). Ведь, по мнению охотников за ведьмами, члены дьявольской секты регулярно встречались друг с другом на игрищах или шабашах, а потому должны были знать, кто еще из живших неподалеку был с ними заодно. Эти сведения выдавливались из них во время допросов с пристрастием, то есть под пытками. Так судебные протоколы быстро заполнялись именами упомянутых безвинных людей, которым, в свою очередь, приходилось выдавать своих сообщников, и так далее. Противники охоты на ведьм вновь и вновь выступали с резкой критикой этих безумных деяний. Но «благочестивые» охотники не позволяли сбить себя с толку. Они были убеждены, что Бог - и это было главным их оправданием - не может допустить, чтобы «дьявольское отродье» своей клеветой несло горе невинным людям.


В колдовстве обвиняли преимущественно  женщин. Ведь в христианском мире, где  главенствовали мужчины, женщины считались  существами низшими: слабыми, ветреными, неверными, тщеславными, болтливыми и  падкими до любого соблазна, что  делало их законной добычей Дьявола. «Нет чуда в том, - говорится в  «Молоте ведьм», - что еретичеством ведовским паче осквернены жены, нежели мужи». Таковы были убеждения охотников  за ведьмами, согласно которым они  и действовали. Впрочем, число мужчин, обвиненных в распространении колдовства, также постоянно росло. При этом колдунов (друдов) чаще отыскивали в  городах, нежели в селах. В колдовстве обвиняли даже детей: с конца XV в. непрерывно росло число детей, которых бросали  в темницы как участников ведовской  секты, допрашивали, пытали, отправляли на казнь. За этим крылось представление  о том, что родители-колдуны, отправляясь  на шабаш, берут с собой малолетних детей, дабы препоручить их Дьяволу. К тому же дети могли случайно проболтаться о чем-нибудь. 
Так, двенадцатилетний мальчик, арестованный в 1665 г. в южнонемецком городке Ройтлинген, постепенно «выдал» 170 членов дьявольской секты.

Сначала ведовские процессы проводила инквизиция. Таким образом, первыми судьями были лица духовного  звания. Однако во второй половине XV в. сопротивление инквизиции в Центральной  и Западной Европе стало усиливаться, и в конце концов она была вынуждена  покинуть эти страны и перебраться  в Испанию и Италию. Однако на этом охота на ведьм не кончилась,  вести ведовские процессы стали светские суды. Государства, расположенные к северу от Альп, активно способствовали этому, внеся в свои уголовные законодательства наказание за ведовство. Итак, в существовании сделки с Дьяволом, шабашей и порчи никто уже не сомневался. Передача подобных дел из церковных судов в ведение светских имела одно важное следствие, повлиявшее на распространение одержимости ведовством: отныне все зависело от отношения правителя той или иной страны к демонологии и от того, как он оценивал опасности, которые могло навлечь на его страну «проклятое ведьмино отродье».

Ведовские процессы основывались на методах инквизиции. Таким образом, судьи могли не дожидаться, пока отыщутся свидетели обвинения, а, напротив, зорко следить за происходящим вокруг и незамедлительно действовать, стоило им узнать о чем-нибудь подозрительном. Соответствующие местные законы определяли, на что следовало обращать внимание.

С 1532 г. на территории Германии действовали положения так называемой «Каролины». В них определялось отношение  к возникшему подозрению, требования к свидетелям, рекомендовалось не забывать о добром имени обвиняемого, определялось, сколько времени его  пытать и какие орудия должно при  этом использовать. Но на практике положения  эти не соблюдались по следующей  причине: сделка с Дьяволом, шабаш  и другие мерзкие преступления, творимые ведьмами по наущению Дьявола, наносили такое оскорбление Господу и  были так опасны для окружающих, что здесь позволительно было говорить о «преступлениях исключительных». А «исключительные» преступления оправдывали  и любое исключение из правил. В  таких случаях следовало прежде всего ужесточить пытки и применять  их до тех пор, пока обвиняемый не расскажет  всей правды.

В таком толковании закона укреплял судей и «Молот ведьм», ибо авторы советовали обходить запрет на повторное применение пыток, называя  его просто «продолжением». Судейская  предвзятость и использование подобных методов не оставляли большинству обвиняемых никаких шансов. Если же предполагаемую ведьму все-таки оправдывали, то происходило это лишь потому, что не все судьи были ослеплены демономанией. Но даже оправдательный приговор выносился не из-за того, что была доказана невиновность обвиняемого, а лишь за недостатком улик. Едва только возникало подозрение или поступал донос, соответствующее судебное ведомство начинало предварительное дознание. Опрашивались свидетели, тайно выведывались сведения о репутации обвиняемого, его образе жизни. Если судьи укреплялись в своих подозрениях, следовал арест. Арест повергал любого обвиняемого в настоящий ужас, ибо тюрьмы в те времена были совершенно темными, сырыми, холодными и полными нечистот. Солома и лужи на полу кишели мышами, крысами и насекомыми. Зачастую на все время следствия узников заковывали в кандалы.

Особенно тяжело приходилось  арестованным женщинам. Судьям была незнакома жалость к женщине, в которой церковь традиционно видела «сосуд зла». Они были абсолютно беспомощны перед домогательствами своих надзирателей и нередко подвергались насилию. Большинство судей сознательно пользовались этим тюремным террором, чтобы еще до начала процесса сломить волю обвиняемых и лишить их сил.

Первые допросы проходили  по заданной схеме. Было принято начинать допрос с церковного обряда. В это  время творилась молитва во спасение души обвиняемой или ей на шею вешали ладанку с реликвиями. Затем следовали  бесконечные настойчивые расспросы: где, когда, как ей довелось сговориться  с Дьяволом? каким образом, как  часто она отдавалась ему? сколько  раз гостила на шабаше? что происходило  на шабаше и кого она там видела? где и как вредила она своими колдовскими чарами? и так далее... Если «доброе дознание» результатов  не приносило, суд переходил к  следующему этапу - «устрашению словами». Для этого обвиняемой показывали орудия пыток и поясняли их назначение. Не помогало и это - приступали к «устрашению действием»: палач надевал на нее орудия пыток, слегка завинчивая и затягивая их, дабы она уяснила, что дело принимает серьезный оборот. Если же и теперь она продолжала упорствовать, ее подвергали испытанию и допросу с пристрастием.

На многих ведовских процессах  одной из задач следствия был  поиск определенных примет, по которым  легко было распознать ведьм. Одним  из испытаний было «испытание водой» (называемое также «купанием ведьм»). Для этого палач крепко связывал руки и ноги обнаженной женщины, обвязывал  ее тело веревкой и сталкивал в  воду. Если она всплывала на поверхность, - а так происходило с большинством, - то признавалась ведьмой, ибо вода, стихия чистоты, не принимала ее.

Другим испытанием был  поиск «ведьминой отметины». Считалось, что Дьявол метит своим знаком всякую спутавшуюся с ним ведьму. Этот-то знак и разыскивали судьи. Чтобы не просмотреть его, обвиняемой обривали голову и тело. Стоило только отыскать какие-либо подозрительные участки  кожи, например пигментные пятна, как  палач прокалывал их иглой. Если подозреваемая  не чувствовала при этом боли или  у нее не выступала кровь, считалось  доказанным, что пятно это и  впрямь «ведьмина отметина».

Безошибочным способом распознать ведьму считалось также «испытание плачем». В «Молоте ведьм» это  испытание рекомендовалось судьям как особо надежное. Считалось, что  ведьмы не могут проливать слезы, «верный знак, предание о коем дошло  до нас от мужей, заслуживающих доверия». Женщина, которая не плачет даже под  пытками, наверняка является ведьмой. Однако если она заплакала, то никак  не может считаться невиновной, ибо  «пути Господни неисповедимы» и  к тому же плачет-то она под пытками.4

Упорство мужественной женщины  судьи объясняли безграничным могуществом Дьявола. В обмен на признание обещали прекращение терзаний и жизнь. Но такие обещания выполнялись редко. Изобличённую ведьму сжигали, но прежде у неё выпытывали имена сообщниц, так что отсутствие работы судьям и палачам не грозило. Число расправ с ведьмами росло, как снежный ком, доносы сыпались один за другим. По образному выражению замечательного французского историка Февра, из развеянного пепла сожжённой колдуньи, как из семян, вырастали десятки новых ведьм.

Сожжение ведьм было публичным  зрелищем, главной целью которого было предостеречь и устрашить собравшихся  зрителей. Издалека стекался народ  к месту казни. Празднично одетые, собирались представители местной  власти: епископ, каноники и священники, бургомистр и члены ратуши, судьи  и судебные заседатели. Наконец в  сопровождении палача на тележках привозили  связанных ведьм и колдунов. Поездка  на казнь была тяжким испытанием, ведь зеваки не упускали случая посмеяться и поиздеваться над осужденными  ведьмами, совершавшими свой последний  путь. Когда же несчастные наконец  добирались до места казни, слуги  приковывали их цепями к столбам  и обкладывали сухим хворостом, поленьями и соломой. После этого  начинался торжественный ритуал, во время которого проповедник еще  раз предостерегал народ от коварства  дьявола и его приспешников. Затем  палач подносил к костру факел. После того как официальные лица расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до тех пор, пока от "ведьминого костра" не оставался один пепел. Палач тщательно сгребал его, а затем рассеивал под эшафотом или в каком-нибудь ином месте, дабы впредь ничто больше не напоминало о богохульных делах казненных пособников дьявола.5

 На протяжении двух столетий костры горели не переставая. Едкий дым от них стелился в Германии, Франции, Швейцарии, Испании... В небольшом немецком городке Оснабрюке за три месяца 1585 г. была сожжена 121 ведьма, в 20 деревнях в окрестностях Трира с 1587 по 1593 г. сгорело 306 человек.

Вместе с переселенцами из Европы ведовская истерия перекинулась и в Новый Свет, где ведовство считалось преступлением более тяжким, чем поджог или убийство. Всемирную известность приобрёл захолустный американский городок Сейлем, расположенный на берегу Массачусетского залива. С января по октябрь 1692 г. здесь тянулся чудовищный процесс над ведьмами. Главными вдохновительницами этого невероятного действа стали две девочки: 9-летняя Бетти Пэррис и 11-летняя Абигайл Уильямс. Сейлемский пастор Сэмюель Пэррис воспитывал дочь и племянницу очень строго. Лишь чтение книг о ведовстве, которых было немало в доме, вносило разнообразие в унылую жизнь девочек. Болезнь, которую современная медицина именуют «подростковой истерией», подкралась внезапно. Девочки стали биться в судорогах, плача и смеясь. Врач помочь не смог, и кто-то из окружающих вспомнил о кознях нечистой силы. Жуткое предположение взрослых Бетти и Абигайл встретили с восторгом. Бурная фантазия питалась прочитанным в демонических трактатах. Болезнь превращалась в игру для девочек и трагедию для горожан. Девочки заявили, что их мучает дьявол, а во время своих припадков начали называть и других его сообщников. Среди них замелькали имена уважаемых и состоятельных жителей Сейлема, чем-то несимпатичных «мученицам» или не угодивших Пэррису. Изобличенных таким образом ожидал суд.

За 10 месяцев этого безумия было повешено 14 женщин и 5 мужчин, 4 женщины  умерли в тюрьме, и одна сошла с ума. Когда сменившиеся власти, наконец, остановили абсурдный процесс, в тюрьме небольшого городка томились 150 «ведьм», а 200 ожидали своей очереди6

Ведовские процессы вовсе не были только делом рук властей. Судилища часто устраивались после настойчивых  требований населения, жаждущего расправы с колдуньями. 
Борьба с ведьмами имела и материальную сторону. Часть конфискованного имущества ведьмы доставалась доносчику, хорошее жалованье получали чиновники и палачи. Охота на ведьм была весьма доходным занятием.

Волна гонений стала спадать  лишь в XVIII в., когда обезлюдели целые  местности. Как могло развиться это «коллективное безумие»? Его нельзя объяснить ни странными изысканиями теологов, ни злым умыслом властей, ни невежеством народа, взятыми по отдельности. Лишь анализ всех обстоятельств эпохи помогает приблизиться к разгадке. Частые эпидемии, длительные войны, изнурительные голодные годы выматывали людей, всё труднее было рассчитывать на помощь соседей внутри деревенской общины. Это порождало страхи, желание найти виновника бедствий. И такой враг всегда находился. 

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что преследование ведьм являлось главным образом пережитком язычества, которое прочно укоренилось в  сознании людей. С распространением христианства колдуны и ведьмы приобрели  демонические черты, стали являть собой  воплощение нечистой силы. Страх перед  ней и неконтролируемая государством деятельность католической церкви привели  к тому, что в этот период на территории Европы запылали костры, на которых  было сожжено огромное множество  ни в чем не повинных людей. Ведовские  процессы были массовым убийством невинных и стали одной из самых драматических  страниц человеческой истории.

Список  использованной литературы

1. Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история. – 4-е изд., испр. и перераб./гл. ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 2000

          2. http://vedovstvo.narod.ru/articles/vedmi.html (доступ 15.12.2011; 19.45)

3. http://smallbay.ru/magic4.html (доступ 15.12.2011; 20.00)

4.http://www.belmagi.ru/prawosl/vedma2.html (доступ 14.12.2011; 18.00)



1 Краткая энциклопедия славянской мифологии - http://vedovstvo.narod.ru/articles/vedmi.htm (доступ 15.12.2011; 19.45)

2 Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история под ред. М. Д. Аксенова, М.: Аванта+, 2000, с. 336

3 http://smallbay.ru/magic4.html

4 http://smallbay.ru/magic4.html

5 http://www.belmagi.ru/prawosl/vedma2.htm

6 Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история под ред. М. Д. Аксенова, М.: Аванта+, 2000, с. 338


Информация о работе Ведьмы и ведовские процессы в Средневековье