Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 17:19, доклад
О. Шпенглер (1880 - 1936) - немецкий философ и историк, один из основоположников современной философии культуры, публицист; первым на Западе выступил против классической историографии и линейной концепции истории.
Арнольд Джозеф Тойнби (1889 —1975) — британский историк, философ истории, культуролог и социолог, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории», один из разработчиков цивилизационной теории.
Кругликова Маргарита
Гр.11з21
Культурологическая концепция Освальда Шпенглера
О. Шпенглер (1880 - 1936) - немецкий философ и историк, один из основоположников современной философии культуры, публицист; первым на Западе выступил против классической историографии и линейной концепции истории.
Учился в гимназии Латина, делавшей упор на гуманитарную подготовку своих воспитанников, прежде всего на преподавание древних языков. Уже там проявляется редкое сочетание дарований Освальда: он обнаруживает прекрасные способности к истории, географии и вместе с тем к математике. Также Шпенглер мог читать по-английски, по-французски, по-итальянски и немного понимал русский язык.
Основные труды:
В 1911 он начинает работу над главным трудом своей жизни - "Закатом Европы". Работа над первым томом продолжалась около шести лет. В этом труде он полностью раскрывает содержание своей философской концепции, которая затем оказала влияние на многих философов, историков, культурологов, а так же поддерживалась многими его современниками (А.Д. Тойнби, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, X. Шельски, X. Ортега-и-Гассет и др.).
Для Шпенглера все культуры равноправны, каждая из них уникальна и представляет собой особый, «замкнутый», изолированный и индивидуально-неповторимый организм, т.е. ученый отрицал существование единой общечеловеческой культуры.
Шпенглер выделял в мировой истории восемь культур, достигших зрелости: это египетская, индийская, вавилонская, китайская, "магическая" (арабо-византийская), "аполлоновская" (греко-римская), "фаустовская" (западноевропейская) культуры и культура майя. Их существование в разные времена на самых отдаленных территориях планеты для Шпенглера — отнюдь не свидетельство единства мирового исторического процесса, а свидетельство единства проявлений жизни во Вселенной во всем ее многообразии. "Культура" для Шпенглера — это сложившаяся в веках историко-культурная целостность. В последующем за подобными историко-культурными единицами закрепляется название "цивилизация", как мы это видим, например, у А. Тойнби, который во многом следуя Шпенглеру, выделяет несколько десятков подобных комплексов. Так же отрицается преемственность культур, т.е. каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и черты каждой фазы тождественны во всех культурах.
Шпенглер считал, что каждая культура имеет не только своё искусство, но и своё собственное естествознание и даже свою уникальную природу, т.к. природа воспринимается человеком через культуру. Он полагал, что в основе каждой культуры лежит душа, а культура - это символическое тело, жизненное воплощение этой души. Но ведь всё живое когда-нибудь умирает. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небытие вместе со смертью.
Такова судьба всех культур. Шпенглер не объясняет истоки и причины рождения культур, зато выразительно нарисована их дальнейшая судьба. Время рождения каждой из культур — это эпоха великих свершений, эпоха «пробуждения» души культуры. Каждому культурному "организму" заранее отмерен определенный (1200-1500 лет) срок; затем она изживает себя, а ее душа умирает, оставляя лишь разнообразные памятники и следы.
Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия, радикальный революционизм, техницизм, урбанизация (ученый считал, что Европа уже вступила в стадию цивилизации. Эта стадия характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, огромным ростом городов и упадком в духовной культуре. В этот период, по мнению Шпенглера, народ теряет "душу культуры", происходит "омассовление" всех сфер жизнедеятельности, а значит и их омертвление). Шпенглер видел опасность, которую несёт с собой цивилизация. Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остаётся душевных сил. Так происходит вытеснение подлинной культуры цивилизацией.
Таким образом, в концепции Шпенглера:
Шпенглер не только изучал историю
культуры, но и ставил вопрос о будущем
европейской культуры. Его концепция
строится на сопоставлении и в
большей части
Теория локальных цивилизаций Тойнби
Арнольд Джозеф Тойнби (1889 —1975) — британский
историк, философ истории, культуролог
и социолог, автор двенадцатитомного
труда по сравнительной истории
цивилизаций «Постижение
Занимался преподавательской
Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация, по Тойнби — замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: 1) религия и форма её организации; 2) территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.
Тойнби выделяет 21 цивилизацию: египетская, андская, древнекитайская, минойская, шумерская, майянская, сирийская, индская, хеттская, эллинская, западная, дальневосточная (в Корее и Японии), православная христианская (основная) (в Византии и на Балканах), православная христианская, дальневосточная (основная), иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская, вавилонская. Также, кроме перечисленных, он выделяет неродившиеся цивилизации (дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская, неродившаяся сирийская «эпохи гиксосов» — середины II тысячелетия до н. э.), а также особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения (эскимосы, кочевники Великой степи, османы, спартанцы, полинезийцы).
Цивилизации, отмечает Тойнби, различаются
своими стилями. Эллинская цивилизация,
например, демонстрирует явную тенденцию
к оформлению эстетического стиля,
ее взгляд на жизнь во всей ее целостности
выражается в отчетливых эстетических
понятиях. Индская и родственная
ей индуистская цивилизации
Также учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях взаимодействия с другими народами. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы истории проходят сходные этапы развития. Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна.
Рождение цивилизации
Заслуга Тойнби состоит, прежде всего, в создании концепции развития цивилизаций, позволяющей не только подробно охарактеризовать различные культуры, но и дать прогноз дальнейшему развитию цивилизаций.
Информация о работе Великие культурологи: О. Шпенглер и Арнольд Джозеф Тойнби