Приложение 1
С ноября 1998 года в Великом Устюге успешно
реализуется проект «Великий Устюг-родина
Деда Мороза». За 11 лет проект приобрел общероссийские
черты, стал важным элементом духовно
- нравственного воспитания подрастающего
поколения, превратился в заметную составляющую
экономики, выступая важным фактором,
влияющим на рост занятости населения,
стимулирующим производство товаров и
услуг, развивающим инфраструктуру и коммуникации
в регионе.
Проект нашел поддержку более 50 регионов Российской
Федерации, а также одобрен Президентом
Российской Федерации Д.А. Медведевым
и Председателем Правительства Российской
Федерации В.В. Путиным.
Вместе с проектом развивается экономика
и социальная сфера Великоустюгского
муниципального района. Появились новые
рабочие места, развивается инфраструктура
города: обновляется исторический центр,
строятся дороги, гостиницы и предприятия
общественного питания, открываются новые
магазины, торгово - выставочные центры
и супермаркеты, появилась сотовая связь
и услуги такси.
Обслуживанием туристов
на родине Деда Мороза занимаются:
- 30 коллективных средств размещения,
номерной фонд составляет 2338 мест, средний
коэффициент загрузки 47%;
- 24 предприятия общественного питания,
посадочных мест - 1788;
- 11 туристских фирм;
- 9 специализированных магазинов, 10 отделов
в магазинах, более 10 нестационарных торговых
точек сувенирной продукции.
ФИНАНСИРОВАНИЕ
И РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОЕКТА
В целом за период 1998 – 2009 гг. в развитие
проекта «Великий Устюг –родина Деда
Мороза» вложено 1,7 млрд. рублей
из различных источников финансирования
(приложение 1).
Структура источников финансирования выглядит
следующим образом (рис.1):
12 июля 2006 года Законодательным Собранием
области принята областная целевая программа
«Великий Устюг – родина Деда Мороза на
2007-2010 гг.» с общим объемом финансирования 500 млн. рублей.
- В 2009 году из областного бюджета на развитие проекта выделено 29,2 млн. рублей, в том числе:
- 22,9 млн. рублей на проектирование и строительство объектов инфраструктуры (в вотчине Деда Мороза: строительство инженерной и транспортной инфраструктуры зоосада, каскада прудов на р. Сычуговке, племенной пасеки, проектно-изыскательские работы для строительства дворца Деда Мороза и ледового дворца в вотчине Деда Мороза), укрепление материальной базы Дома Деда Мороза и образовательных учреждений, обслуживающих туристов (Профучилище № 3, Профлицей № 44, Педколледж);
- 6,3 млн. рублей на мероприятия в области образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной и социальной политики, презентационную деятельность, подготовку кадров.
- За счет федеральных и областных средств проведена реконструкция водопроводных очистных сооружений в г. Великий Устюг.
- Существенную поддержку в развитии проекта оказывает Правительство Москвы:
- в 2009 году выделено 25,6 млн. руб. на завершение работ по строительству Зоосада в вотчине Деда Мороза;
- совместно издается полиграфическая продукция (книга «Летопись проекта «Великий Устюг - родина Деда Мороза» и другое);
- создана рабочая группа по реализации проекта развития аэропорта города Великий Устюг - увеличения габаритов взлетно-посадочной полосы;
- организовано два детских специализированных туристских поезда из Москвы в Великий Устюг (в июле и ноябре), а также в летний период совместно с ОАО «Дед Мороз» смена в детском оздоровительном лагере «Дружба» в вотчине Деда Мороза.
Стратегия развития проекта заключается в развитии
круглогодичного туристского потока и
создании современной туристской инфраструктуры,
в том числе посредством развития государственно-частного
партнерства.
- На средства частных инвесторов (по предварительным данным объем частных инвестиций в 2009 году составил 100 млн. руб.):
-
строятся новые гостиничные комплексы и кафе (в 2009 году: 2-ой корпус гостиницы «Великий Устюг», детское кафе ИП Кузнецова);
- открываются специализированные магазины, сувенирные лавки, торгово-выставочные центры, супермаркеты (в 2009 году ТВЦ «Флагман» и ТВЦ «Орбита», сувенирная лавка ЧП Следникова);
- появились оптовые продуктовые базы (Макси, Алком, Торговый дом «Тепличный», «Апельсин»);
- расширяется сфера услуг: такси, фото-, видео, экскурсионных, развлекательных, бытовых, медицинских и других сопутствующих туризму услуг.
Принят Генеральный план г. Великий
Устюг, в стадии принятия Схема территориального
планирования Великоустюгского района,
где определены свободные инвестиционные
площадки, в том числе и для размещения
туристских объектов (заречная часть города
и в районе д. Золотавцево Великоустюгского
района).
ТУРИСТСКИЙ
ПОТОК И ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА НА ЭКОНОМИКУ
РАЙОНА
- Приемом туристов в настоящее время в г. Великий Устюг занимается 11 туристских фирм (в 1998 г. - 1). В рамках проекта динамично развиваются различные направления туристской деятельности: экскурсионно-познавательный, событийный, лечебно-оздоровительный, деловой, спортивный, деревенский туризм.
-
Туристский поток в 2009 году составил 205 тыс. человек, увеличившись за счет прироста неорганизованных экскурсантов на 8,5 % по сравнению с прошлым годом за (рис. 2).
- Основной сегмент потребителей - это семьи, имеющие различные уровни доходов. Потенциальная туристская емкость составляет порядка 500 тыс. человек в год.
-
Динамика туристского потока на вотчину Деда Мороза имеет ярко выраженную сезонность, которая постепенно снижается (рис. 3). Если в 2002 году 70 процентов посещений приходилось на период декабрь - февраль и 30 процентов посещений на оставшийся период года, то в 2009 году распределение 63 процента к 37 процентам, наблюдается увеличение числа посетителей в летние и осенние месяцы.
Для снижения сезонности и повышения
туристской привлекательности родины
Деда Мороза выполняется комплекс мероприятий,
включающий внедрение новых всесезонных
туристских маршрутов с посещением
достопримечательностей Великоустюгского
района (туристские проекты "По следам
Прокопия Праведного", "Путешествие
на Русский Север", экологические маршруты:
урочище Опоки, мыс Бык, сплавы, лыжные
трассы, охота, рыбалка) и проекты в области культуры,
способствующие привлечению туристов в весенне-летний период
(событийные мероприятия: круглогодичный
цикл праздников на Вотчине Деда Мороза,
туристская программа "День влюбленных",
праздник Русского Лаптя, праздник Лошади,
Прокопьевская ярмарка, Никольская ярмарка,
День рождения Деда Мороза и др.).
- Значительно расширилась география приезжающих. Стабильный поток туристов наблюдается из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Вологды и Череповца. Пребывают туристские поезда из Казани, Ижевска, Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Челябинска и других городов. (рис. 4).
- Доля туристов составляет 25% от общего потока.
- Средний период пребывания путешественников на родине Деда Мороза - 2 дня.
Экономическая
составляющая проекта:
-
Прямой доход (прямой эффект) от туризма за 2009 год составил 500,0 млн. рублей, увеличившись на 8 % по сравнению с 2008 годом.
- Туризм стимулирует развитие таких отраслей экономики Великоустюгского района, как сфера услуг, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, строительство. Таким образом, в 2009 году получен совокупный доход (кумулятивный эффект с учетом мультипликатора) от туризма в размере 1 млрд. рублей.
- Социальная эффективность проекта проявляется в повышении занятости местного населения: по итогам 2009 года в туристской сфере занято 2400 человек или 7,4 % от общей численности занятых района.
- Обновляется социально-экономическая инфраструктура г. Великий Устюг, который поэтапно трансформируется в международный центр культурно-познавательного, событийного, социального и делового туризма.
- Бюджетная эффективность проекта: налоговые доходы от проекта составляют порядка 10 % собственных доходов бюджета Великоустюгского района.
МЕЖДУНАРОДНОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
- Проект носит общенациональные, общероссийские черты. Мероприятия с участием российского Деда Мороза из Великого Устюга проходят в крупнейших городах страны от Якутска до Калининграда, от Сочи и Краснодара до Мурманска и Ханты-Мансийска. Самые яркие и зрелищные мероприятия традиционно проходят в Санкт-Петербурге и Москве.
2009 год отмечен яркими событиями в жизни
российского Деда Мороза.
- 2 февраля 2009 в вотчине Деда Мороза прошло заседание участников Международного женского форума при первом заместителе Мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И. Швецовой. Присутствовали представители из США, Мексики, Испании, Италии, Аргентины, Иордании и России.
- 6-8 февраля 2009 года прошел традиционный благотворительный фестиваль "Рождественская мечта" для детей детских домов и школ-интернатов России и ряда зарубежных стран.
- 10-11 февраля 2009 года состоялся Официальный визит Российского Деда Мороза в Республику Кыргызстан на второй Международный Фестиваль зимних сказочных персонажей.
- 18 ноября 2009 года Российский Дед Мороз в очередной раз отпраздновал свой День Рождения, а с 19 ноября 2009 года отправился в Новогоднее путешествие с посещением городов России и зарубежных стран.
Всего во время Новогоднего Путешествия Российский
Дед Мороз:
- посетил 35 городов в России
и 5 зарубежных стран;
- провел 129 массовых и 64 социальных
мероприятия, в которых приняли
участие более 203 тысяч зрителей;
- пообщался с 516 представителями различных
СМИ;
- провел 4 пресс-конференции в Москве, 10 пресс-конференций в городах России.
- В текущем году планируется полет Деда Мороза на Северный полюс.
- Особые дружеские связи установились и с российской космической отраслью. Традиционная акция «Космическое послание Деда Мороза» не имеет аналогов в мире и подтверждает первенство России в космосе. Ежегодно в конце декабря в Центре управления полетами имени С.П. Королева при участии российского Деда Мороза проходят сеансы прямой связи с экипажами экспедиции международной космической станции "Мир".
Проведение международных и межрегиональных акций
наглядно демонстрируют консолидирующие возможности
Российского Деда Мороза по организации
единого праздничного действия, объединяющего
детей и взрослых в стремлении к добру,
справедливости и волшебству.
- Ежегодно проект "Великий Устюг – родина Деда Мороза" представляется на престижных туристских выставках:
- международных: "Intourmarket" (г. Москва),
"MITF" (г. Москва), "Отдых" (г. Москва),
"Inwetex" (г. Санкт-Петербург); с 2007 года:
"ITB Berlin" (Германия);
- межрегиональной: "Ворота Севера.
Туризм. Культура. Бизнес" (г. Вологда).
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ПРОДВИЖЕНИЕ
С каждым годом проект "Великий Устюг
- родина Деда Мороза" становится более
популярным, приобретая общемировую известность. Ежегодно выходит около 2,5 тысяч публикаций о мероприятиях
проекта в средствах массовой информации
и печатных изданиях регионального и федерального
уровней (журналы «Туристский Олимп»,
«Отдых в России», «Туризм: практика, проблемы,
перспективы», «Путешествие по свету»,
«Северо-Запад сегодня», фотоальбом-каталог
“Just Russia” и т.д.).
- Сам зимний волшебник претендует на право стать символом зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 году, ему
- На родине Деда Мороза в течение 2009 года неоднократно проводились теле- и видеосъемки ведущими компаниями: ОРТ, СТС. Планируется создание игрового художественного фильма по проекту.
- Создан и поддерживается сайт Дед Мороза,
- На дорогах областного и федерального значения с тематикой проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза» размещены придорожные знаки и рекламно-информационные плакаты (из них 40 плакатов в г. Вологда). Установлена объемная рекламная конструкция по проекту на автодороге Вологда – Архангельск в районе дер. Чекшино.
ТОВАРНЫЙ ЗНАК
-
Продолжается работа по продвижению товарного знака "Дед Мороз - Великий Устюг" (заявка № 99703379 от 16 марта 1999 года, срок действия 10 лет), заключены лицензионные договоры на использование торговой марки с предприятиями городов Великого Устюга, Вологды, Череповца, Москвы.
- С целью поддержания имиджа почтового проекта в 2009 году зарегистрирован товарный знак "Письмо от Деда Мороза из Великого Устюга".
КУЛЬТУРА, СОЦИАЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЕ И СПОРТ
- На базе проекта активно развиваются молодёжные инициативы. Стали традиционными социально-культурные программы (программа "Солнцеворот"), фестивали ("На полянах Деда Мороза", "Дед Мороз собирает друзей"), спортивные соревнования под эгидой Деда Мороза. Разработан Календарь Деда Мороза, включающий в себя организацию праздников и конкурсов, в ходе которых активно используются элементы интерактивности. Главной идеей всех творческих мероприятий проводимых в рамках проекта стал девиз, написанный на гербе Деда Мороза - "Твори Добро!". К участию в благотворительных акциях подключаются благотворительные фонды, общественные организации, промышленные группы, отдельные предприятия и частные лица.