Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:53, реферат
Обращение к наследию академика В.И. Вернадского многим, живущим в
биосфере – сфере жизни планеты Земля, поможет понять и оценить главное Чудо,
этот великий дар – Жизнь. Понять, как в этой, не пустынной Вселенной.
все мудро устроено: Она – Жизнь устремлена на все земное пространство и в
бесконечные времена.
Вернадский "Живое вещество и биосфера".Конспект.
Выполнил: Студент группы 05400 Бурцев В.
Обращение к наследию академика В.И. Вернадского многим, живущим в
биосфере – сфере жизни
этот великий дар – Жизнь. Понять, как в этой, не пустынной Вселенной.
все мудро устроено: Она – Жизнь устремлена на все земное пространство и в
бесконечные времена. Обращение помогает даже найти подсказку и в решении
своих профессиональных задач, которые, как каждому хочется думать, тоже нужны
людям. Так случилось при прочтении труда «Живое вещество и биосфера»
В.И. Вернадского культурологом. Слова
ученого о науке «Знание
в науке для получения силы, для овладения природой, для практических
приложений к жизни». применимы и к культурологии, ведь новая наука
тоже имеет прикладной характер. Предмет исследования культурологии – культура,
творение рук человеческих. Оно в сочетании с тем, что дала нам живая Природа –
«красоту, разнообразие форм и красок, движений и соотношений».,
созидает Лик Земли - «своеобразный, единственный в своем роде, отличный и
неповторяемый в других небесных телах. Но, к сожалению, как пишет
В.И. Вернадский, «Веками и поколениями, сложным долгим историческим путем
выработал в себе отчуждение от остальной живой природы культурный человек
<…> «Облик земной поверхности
сделался благодаря влиянию
неузнаваемым»., исчезать стали равновесия, в ней наблюдаемые,
гармония, в ней царящая . «Лик планеты стал новым и пришел в
состояние непрестанных потрясений» .
Может быть, пришло время становиться еще более внимательными к Лику
Земли, к пространству, в котором формируется человеческая культура?
Очень много ответов на важные для понимания пространства культуры (или
культуры пространства) вопросы содержится в трудах великого геохимика.
Известно, что любая культура по своему и всегда многообразно выражает свои
представления о происхождении Жизни, о материальном строении Космоса.
Григорьева Л.И.
«Вопрос этот постоянно
историю» . - пишет В.И. Вернадский. Говорит, что в историческом ходе
науки намечали две области, где происходило зарождение жизни: «глубины океана
и сгущения живого вещества тропической природы (первая лаборатория Природы).
Одно время, в 1860-1880 гг. думали, что подошли даже к открытию этого первого
вещества, из которого произошли и происходят живые организмы. Богатство моря
жизнью, следы водного происхождения у целого ряда наземных организмов
поддерживали древнее
уходит корнями в
рождающая утроба жизни. В Египте начало жизни искалось в продукте воды – в
нагретом иле Нила, в море» . Но в «первой лаборатории природы»
такого вещества не нашли. Не дали никаких указаний на начало процесса
зарождения жизни и палеонтолог
что не оставляют места для научной проверки две гипотезы возникновения жизни в
космические периоды истории Земли. Одна допускает, что жизнь создана актом
Творения, волевым проявлением Творца. Другая считает, что она появилась
вследствие единожды происшедшего случая, не повторяющегося и не
повторяемого. «Для нас гипотеза Случая является столь же стоящей в стороне от
области научных исканий, как и гипотеза специального божественного акта
творения» .
В.И. Вернадский пишет, что наука загадку о начале бытия не решает, хотя бы
потому, что начала этого не было. Наука лишь описывает существующие явления.
«Не считая логически обязательным допущение начала жизни и отражения в
геологических явлениях космических стадий планеты, автор выбрасывает их из
своего круга зрения». «Это область философской или религиозной мысли и ученые,
которые ее касаются, обычно выходят за пределы научной работы» .
Ученый оставляет эту сферу для осмысления философской или религиозной
мысли и культурологу все, излагаемые автором научные поиски и предположения,
помогают понять мифотворчество, богатый народный фольклор и в целом
отношение к миру в каждой конкретной культуре.
Очень важны для понимания культуры научные доказательства
В.И. Вернадского о том, что Природа – это единое целое, как Космос.
«Я рассматриваю геолого-химическую работу живого вещества в неразрывной
связи животного, растительного царств и культурного человечества как работу
единого целого. Отделение человека от других организмов есть новое явление
культуры, искусственно привнесенное в нашу жизнь и основанное на нашей
оторванности от природы» .
Представляется, что задачи культуры должны исходить из подобного
понимания всеединства и ответственности каждого за человечество в целом, ведь,
как не раз призывает понять ученый, «Все живые организмы тесно связаны между
собой в своем существовании и этим путем представляют единое целое в течение
всего геологического времени». В.И. Вернадский пишет, что всякий, кто
сталкивается с природой, стремясь проникнуть в ее проявления, переживал это
теснейшее чувство связи человека со всем живым. «Бесконечны оттенки и
проявления этого чувства, как бесконечны проявления жизни, и могущественно,
Значение труда «Живое вещество и биосфера» В.И. Вернадского...
хотя и не осознано их влияние, реально существующее, хотя и не высказываемое
публично во всем научном творчестве человека» .
Ученый говорит о научном творчестве, и культуролог не может забыть, как
широко поле творчества, рожденного от соприкосновения с природой. Как глубоко
проявление этого чувства в разных сферах культуры. Задача в том, чтобы искать это
проявление и находить.
В.И. Вернадский дарует культурологу знания, помогающие понять культуру, ее
структуру и организацию. «Монолит жизни в целом не есть простое собрание
отдельных неделимых, случайно собранных, но есть сложная организованность,
части которой имеют функции, взаимно дополняющие друг друга и содействующие
одна другой». Делают более понятной атмосферу культуры мысли ученого об
излучениях нематериальной среды. Ими, говорит ученый, охвачено все мыслимое
пространство. «Кругом нас, в нас самих, всюду и везде, без перерыва, вечно
сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины волны… они будут
проявляться как свет, теплота, электричество, будут различным образом менять
нашу планету и тела, ее составляющие. Лик Земли ими … в значительной степени
лепится. Он не есть только отражение нашей планеты, проявление ее вещества и ее
энергии – он одновременно является и созданием внешних сил Космоса» .
Культурологу важно, что эти слова относятся как к природе, к Космосу, так и к
человечеству. Культура, как и «монолит жизни», есть сложная организованность, и
ее части тоже имеют функции, взаимно дополняющие друг друга и содействующие
одна другой.
И хотя ученый не раз горюет о том, человечество сделало лик Планеты
неузнаваемым, все же говорит, что «Измененная культурой земная поверхность не
есть что-то чуждое природе и в ней наносное, но есть естественное и неизбежное
проявление жизни как
планета, которой подарена жизнь, не была задумана без человека.
«Мы сталкиваемся с новым фактором – человеческим сознанием». «Появление в
биосфере разума, сознания, направляющей воли – этих основных проявлений
человека – не может быть случайным», – пишет ученый. При
этом подчеркивает, что ответственность за планету может быть свойственна лишь
человеку, потому что, «Разум, его отличающий, придает живому веществу
удивительные черты, глубоко изменяет его действие на окружающую среду.
Одновременно ученый предупреждает, что деятельность человека с каждым веком
становится все более мощной и организованной и что это естественный процесс
того же порядка, как и все геологические явления. «Этот процесс неизменно
регулируется принципом
противной ему внешней силы, которая
его уничтожит или будет
потенциальном состоянии» .
В том, как ученый рассматривает взаимоотношения человека и природы для
культуролога есть подсказка: рассматривая культурные достижения, увидеть, не
стало ли в культуре «культом» то, что не созидает, а разрушает материю и дух? Не
встретит ли, в самом деле, «все более мощная и организованная» деятельность
человека «противной ему силы, которая его уничтожит»?
Григорьева Л.И.
В этом направлении интересен и такой ракурс исследований. В наброске речи
на первом заседании кружка по философии естествознания при Историко-
филологическом студенческом обществе в Московском университете 30 ноября
1902 г. В.И. Вернадский говорит, что уже в ХV веке была выставлена самыми
первыми натуралистами другая цель научного искания, помимо выяснения истины
– цель приобретения власти над Природой. «В основе ее лежит высокое
гуманитарное чувство, уважение к человеческой личности. Мы часто говорим о
значении успехов техники, об увеличении утилизации сил природы, об улучшении
жизни человечества, но мы, кажется мне, недостаточно сознаем, что в основе этих
успехов лежат идеалы и понимания тех лиц, работой мысли которых достигаются
эти результаты» .
Подсказка культурологу в том, что при изучении, например, культурного
ландшафта усадебного комплекса, необходимо понять не только внутренний мир
владельцев имений, но и личность мастеров: как мир этой личности выразился в
творении.
Говоря о взаимоотношениях человека и природы В.И. Вернадский отмечает,
что благодаря земледелию человек себя в своем питании освободил от стихийной
зависимости от природы, но, «Основываясь на этой великой победе, человек
уничтожил «девственную природу. Внес массу новых форм жизни – культурных
пород животных и растений» . Ученый говорит, что, с геохимической
точки зрения, важно лишь то, что культурные расы могут существовать в природе
только при участии человека, при применении им для этого энергии.
Предоставленные сами себе, они вымирают или вырождаются. При оставлении
заселенных мест или ослаблении в них культурной работы они вновь захватываются
«дикой природой». Облик страны меняется, она возвращается в прежнее,
естественное состояние. «Нарушенное человеческим гением равновесие
восстанавливается в прежнем виде, и относительно скоро не останется никакого или
почти никакого следа прежнего облика страны» .
Это тоже подсказка: при изучении культурного ландшафта культурологу надо
пытаться узнавать и «девственный» облик места, т.е. и «дикую природу», и новые
формы жизни, видеть роль и значение
человеческого труда в
культурного ландшафта.
Говоря о независимости
земледелию, В.И. Вернадский напоминает и о неразрывной связи человека с
жизнью всех живых существ через питание. Подчеркивает, что зависимость от
питания определяет все существование человека, весь его социальный уклад в
течение всего хода истории. «В конце концов - подсказывает культурологу ученый,
– именно это неукротимое стремление управляет миром человека, строит и его
историю, и его быт». «Человек, несомненно, проявляется в биосфере своим
питанием и своим размножением так же, как и все другие организмы.
Культурологу всегда приходится думать: каковы формы проявления этой
зависимости от питания? Каков мир забот, связанных с рождением? Как все это
выражается в материальной и духовной культуре, в ее формах, образах, обрядах?
Как в целом сказывается на формировании культурных ландшафтов?
Значение труда «Живое вещество и биосфера» В.И. Вернадского...
Как важны для культуролога конкретные знания о природе, о ее, например,
зеленом покрове, который не просто украшение? Оказывается, что большая часть
земной поверхности – источник поддержания жизни. Но В.И. Вернадский пишет:
«Очевидно, что жизнь не есть простое, исключительно земное явление, но должна
рассматриваться как космическое явление в истории нашей планеты» .
Ученый объясняет, что по отношению к жизни на Земле чрезвычайно любопытно
участие в ее создании космических лучеиспусканий – лучеиспусканий Солнца.
Зеленые растения образуют главную основу единого монолита жизни. Человечество
может существовать только в силу биохимической работы зеленых растений. Эта
работы возможна лишь благодаря врожденной способности этих организмов
превращать излученную Солнцем энергию в химическую: изготовление зеленого
вещества хлорофилла. В.И. Вернадский отмечает, что присутствие свободного
кислорода в атмосфере и в водах есть проявление хлорофилловой функции. Весь
свободный кислород земного шара есть продукт зеленых растений. Если бы зеленые
растения не существовали, через несколько лет на поверхности Земли не осталось