Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 06:07, контрольная работа
Описание работы
Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов)
Содержание работы
Введение……………………………………………………………..…………….3 Виды и типы культуры…………………………………………………….…4 Сущность исторической периодизации культуры……………………….…6 Словарь понятий и персоналий строения (морфология) культуры………………………………………………………………….…..9 Заключение……………………………………………………………..…….17 Список используемой литературы………………………………………….18
Сущность исторической периодизации
культуры……………………….…6
Словарь понятий и персоналий
строения (морфология) культуры………………………………………………………………….…..9
Заключение……………………………………………………………..…….17
Список используемой литературы………………………………………….18
Введение
Учение о внутренней структуре
культуры, ее организационно-функциональном
строении. Существует множество концепций,
делящих культуру по разным основаниям,
прежде всего на материальную и духовную
(традиция, идущая еще от археологов и
отчасти философов). С точки зрения собственно
культурологии, подобная дихотомия не
позволяет нам узнать что-либо новое о
культуре, а только убедиться в том, что
любое культурное явление, будучи опредмеченным,
является субстратно материальным (даже
музыка), но одновременно, даже самое утилитарное
из них (плотничий топор), является в известном
смысле духовным, несущим в своих формах
и чертах, смыслах и содержаниях определенную
символическую информацию.
Целью данной контрольной работы
является раскрытие строения (морфология)
культуры.
Задачами являются:
1. Виды и типы культуры.
2. Сущность исторической периодизации
культуры.
3. Словарь понятий и персоналий
строения (морфология) культуры.
1. Виды и типы культуры.
Морфология культуры — это учение о внутренней
структуре культуры, ее организационно-функциональном
строении. Существует множество концепций,
структурирующих культуры по разным основаниям.
Типами культуры следует именовать такие совокупности
норм, правил и моделей поведения людей,
которые составляют относительно замкнутые
области, но не являются частями одного
целого. По хозяйственному укладу выделяют
следующие главные типы культуры: культура
охотников и собирателей культура скотоводов
и земледельцев; промышленная (индустриальная)
культура; постиндустриальная культура;
информационная культура.
Формы культуры относятся к таким совокупностям
правил, норм и моделей поведения людей,
которые нельзя считать полностью автономными
образованиями; они не являются также
составными частями какого-то целого.
Видами культуры мы будем называть такие совокупности
правил, норм и моделей поведения, которые
являются разновидностями более общей
культуры. К основным видам культуры мы
будем относить:
а) доминирующую (общенациональную)
культуру, субкультуру и контркультуру;
б) сельскую и городскую культуры;
в) обыденную и специализированную
культуры.
Виды культуры
Доминирующая культура — совокупность
ценностей, верований, традиций и обычаев,
которыми руководствуется большинство
членов данного общества, называется господствующей,
или доминирующей, культурой. Доминирующая
культура может быть национальной или
этнической в зависимости от того, насколько
сложно организовано данное общество
и насколько многолюдной является данная
страна.
Этническая культура — совокупность
черт культуры, касающихся преимущественно
обыденной жизни, бытовой культуры. Она
имеет ядро и периферию. Этническая культура
включает орудия труда, нравы, обычаи,
нормы • обычного права, ценности, постройки,
одежду, пищу, средства передвижения, жилище,
знания, верования, виды народного искусства.
Этнос — социокультурная общность
людей. Нация обозначает территориальное,
экономическое и лингвистическое объединение
людей, имеющее социальную структуру и
политическую организацию. Национальная
культура включает наряду с традиционно-бытовой,
профессиональной и обыденной также специализированные
области культуры. А поскольку нация охватывает
общество, а общество имеет стратификацию
и социальную структуру, то понятие национальной
культуры охватывает субкультуры всех
больших групп. Этнические культуры входят
в состав национальной. Поскольку общество
распадается на множество групп — национальных,
демографических, социальных, профессиональных,
— постепенно у каждой из них формируется
собственная культура, т. е. система ценностей
и правил поведения. Малые культурные
миры называют субкультурам и.1
Субкультура — это часть общей
культуры нации, в отдельных аспектах
отмечающаяся или противостоящая целому,
но в главных чертах согласующаяся и продолжающая
культуру нации, которая получила название
доминирующей культуры. Различия могут
быть очень сильными, но субкультура не
противостоит доминирующей культуре.
Она включает ряд ценностей доминирующей
культуры и добавляет к ним новые ценности,
характерные только для нее.
Контркультура обозначает такую
субкультуру, которая не просто отличается
от доминирующей культуры, но противостоит,
находится в конфликте с господствующими
ценностями.
2. Сущность исторической
периодизации культуры.
Периодизация культурно-исторического
процесса – это способ его структурирования.
Только в зависимости от определения системообразующего
элемента культуры и можно объяснить “пульсацию”
культурно-исторического движения, выделить
и обосновать периоды истории культуры
определенной временной протяженности.
Поскольку на роль таковых системообразующих
элементов, критериев периодизации выдвинуто
к настоящему времени более чем достаточное
количество ориентиров, то и вариантов
периодизации как истории культуры в целом,
так и историй различных составляющих
исторического процесса также имеется
великое множество. Время человека, культуры,
исторического существования периодизируются
по-разному. Для каждого варианта периодизации,
также как и для типологии культуры, существенным
и определяющим является выбор основания,
которое находится, как правило, либо в
материальной, либо в духовной сфере, либо
примыкает к одной из них.
Смысл любой периодизации –
будь то глобальная периодизация исторического
процесса в целом, периодизация процесса
развития какой-либо локальной культуры
или даже вычленение этапов творческой
деятельности ученого, художника, этапов
развития научной теории или процессов
жанрообразования в искусстве и т.д. –
заключается в поиске необходимого подспорья
в упорядочении фактов, их осмыслении,
классификации. Периодизация – “это словно
нанесенный на кальку чертеж истории”.
Периодизация вводится с целью более глубокого
изучения динамики развития, устанавливает
вехи (срезы истории), формализует процесс,
сводит к схеме, отвлекаясь от конкретных
подробностей. Безусловна приблизительность
таких членений, так как процесс многосоставен
и его исторические ряды существуют во
взаимодействии.2 “Чертеж” условен, и его нельзя
превращать в незыблемую схему. Тем не
менее, временное расчленение истории
на наполненные содержательным смыслом
периоды, этапы, эпохи и т.п. способно внести
упорядоченность в непрерывность, бесконечность
процесса, где каждый отрезок времени
обусловлен предыдущим и предопределяет
последующий.
В научно обоснованной схеме
необходима отчетливо выраженная “функция
цели”, то есть характерная и для данного
периода, и для изучаемого процесса в целом.
То, что периодизация должна исходить
из объективно-закономерного движения,
не исключает допущения хронологической
приблизительности названий того или
иного периода (“культурное десятилетие”,
“четверть века”, “век” не всегда совпадают
с хронологическими, обозначения “двадцатые
годы”, “первая треть века” и т.п., таким
образом, условны). При этом существенные
процессы занимают огромный интервал
временных масштабов.
Все существующие схемы периодизации
как общего, так и частного порядка уязвимы
с тех или иных позиций, поскольку абсолютизируют
какой-либо один, либо несколько “источников
энергии”, “механизмов”, осуществляющих
движение.
В определенном смысле понимание
под культурой сферы человеческого бытия
в целом означает, что детерминация реальностью
культуры оказывается более значительной,
чем зависимость сознания и поведенческой
мотивации людей от существующих общественных
отношений и связанных с ними материальных
интересов.
Критерий периодизации, основанный
на сопряжении всех сфер социокультурной
деятельности человека (в первую очередь
духовно-религиозной, нравственной, научно-интеллектуальной,
художественной, и лишь потом экономической,
политической, технико-промышленной и
др.) в силу своего универсализма может
применяться к рассмотрению культурного
процесса во всей полноте, учитывая при
этом его многовариантный, разноликий,
неравномерный характер по отношению
к различным компонентам культуры, к различным
локальным культурам; позволит анализировать
историю культуры с собственно культурной
точки зрения, двигаться в направлении
поиска универсальной культуроведческой
методологии. Ряд сфер социокультурного
бытия человека выделены не случайно,
“под судьбой человека нельзя понимать
лишь судьбы социальности... немыслимо
представить себе это будущее без пристального
всматривания в судьбу человека как носителя
духа, т.е. личности”. Способный к рефлексии
человек принадлежит как миру природному,
так и сверхприродному. О последнем М.
Мамардашвили говорил как о “невидимой
тайной родине”, “...все мы – поскольку
мы существа сознательные – имеем вторую
родину, и как духовные существа, как люди
являемся именно ее гражданами”. Понимая
культуру как объективацию высших форм
сознания, мы подчеркиваем демиургическую
роль духа, интеллекта, трансцендентирования
в истории человечества.
Если представить культуру
в виде сложной системы, а именно такой
она является, то найдем исходные клеточки,
или первокирпичики.
Такие базисные единицы культуры
называются элементами, или чертами
культуры. Они образуют состав культуры
и делятся на материальные
и нематериальные.
Совокупность материальных
создает особую форму культуры — материальную культуру.
Она включает физические объекты, созданные
человеческими руками (их называют артефактами);
паровая машина, книга, храм, жилой дом
и др.
Артефакты — отличаются тем, что они созданы
человеком, несут на себе определенное
символическое значение, выполняют определенную
функцию и представляют известную ценность
для группы или общества.
Совокупность нематериальных
элементов образует нематериальную, или духовную культуру:
правила, образы, эталоны, модели и нормы
поведения, законы, ценности, ритуалы,
мифы, знания, идеи, традиции, язык и др.
Они — тоже результат деятельности
людей (и тоже артефакты), но сотворены
не руками, а разумом и чувствами. Их нельзя
трогать, слышать, видеть, они существуют
в нашем сознании и поддерживаются человеческим
общением.
Черты
одной культуры выражаются через черты
другой. Знания — через книги, обычай
приветствия — через рукопожатие или произнесение
слов.
Одни элементы культуры существуют
в одиночестве, другие организуют вокруг
себя совокупность новых элементов.
В данном случае говорят о культурном
комплексе.
Это совокупность культурных
черт, возникших на базе исходного элемента
и функционально с ним связанных. Например,
спортивная игра: с ней связана спортивная
одежда, болельщики, стадион и т.д.
Появление плуга произвело
подлинную революцию в земледелии, изменило
образ жизни и способ хозяйствования миллионов
людей.
Материальная культура
Материальная культура имеет
достаточно сложную структуру. Ее основой
является предметно-продуктивные элементы.
Последние, в свою очередь, включают культуру
производства, жизнеобеспечения и военного
производства.
Производственная
культура — это орудия труда, машины, технические
системы и транспортные средства.
Культуру
жизнеобеспечения составляют постройки, предметы
быта, одежда.
Вооружение
и военная техника — это особая область материальной
культуры.
Материальная культура — результат,
средство и условие деятельности людей.
Ее содержание не исчерпывается тем, что
она удовлетворяет материальные потребности
людей, оно многообразнее и многозначнее.
Она выступает средством передачи социального
опыта, поэтому содержит также национальное
начало, по которому можно установить
ее происхождение. Материальная культура
отражает процессы взаимовлияния народов,
их культур вплоть до вытеснения ее отдельных
элементов. Например, в России в 18-19 вв.
национальная одежда вытеснялась западноевропейской,
становясь постепенно общемировой.3