Виды культурно-досуговых мероприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:08, доклад

Описание работы

Досуговое мероприятие – организованная общественная форма досуга, имеющая целью удовлетворение ряда физиологических (потребности в отдыхе, движении, чистом воздухе), социальных (потребности в общении, причастности, сопереживании и др.) и культурных потребностей (в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.) индивида и содействующая его рекреации.
Под культурно-досуговым мероприятием понимается массовое мероприятие, направленное на удовлетворение духовных, эстетических, интеллектуальных и других потребностей населения в сфере культуры и досуга, способствующее приобщению граждан к культурным ценностям, проводимое в специально определенных для этого местах (в помещениях, на территориях, а также в зданиях, сооружениях, на прилегающих к ним территориях, предназначенных (в том числе временно) или подготовленных для проведения такого мероприятия).

Файлы: 1 файл

кдд виды кдм.docx

— 40.27 Кб (Скачать файл)

ВИДЫ  КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 

Стрельцов – Культурология Досуга

Жарков  – Технология культурно-досуговой  деятельности

Жарков, Чижиков – Культурно-досуговая  деятельность

Воловик – Педагогика досуга. 

Мероприятие – действие, направленное на осуществление чего-либо, для осуществления какой-либо цели.

Досуговое мероприятие – организованная общественная форма досуга, имеющая целью удовлетворение ряда физиологических (потребности в отдыхе, движении, чистом воздухе), социальных (потребности в общении, причастности, сопереживании и др.) и культурных потребностей (в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.) индивида и содействующая его рекреации.

Под культурно-досуговым  мероприятием понимается массовое мероприятие, направленное на удовлетворение духовных, эстетических, интеллектуальных и других потребностей населения в сфере культуры и досуга, способствующее приобщению граждан к культурным ценностям, проводимое в специально определенных для этого местах (в помещениях, на территориях, а также в зданиях, сооружениях, на прилегающих к ним территориях, предназначенных (в том числе временно) или подготовленных для проведения такого мероприятия).

Если произвести классификацию досуговой социокультурной  деятельности по предмету, на который она направлена, то следует выделить пять основных векторов ее развития:

  • человек – природа,
  • человек – техника,
  • человек – художественный образ,
  • человек – знаковая система,
  • человек – человек.

В последнем случае деятельность представляет ничто иное, как процесс направленного формирования личности и включает в себя распространение знаний, популяризацию определенных идей, организацию взрослых и молодежи на те или иные практические действия. В качестве конкретного объекта в данной ситуации может выступать отдельный человек или совокупность лиц, характеризующихся определенной общностью положения, т.е. объединенных по какому-то единому признаку. Следует особо отметить, что здесь довольно часто объектом становится и сам субъект деятельности. Это происходит, когда его активность направлена, прежде всего, на самосовершенствование – самообразование, самовоспитание, саморазвитие.

Встречающиеся в  специальной литературе классификации  форм весьма разнообразны. По признаку «направленность деятельности» формы делят на

  • информационные,
  • просветительные,
  • воспитательные,
  • рекреационно-развлекательные.

По признаку «вид деятельности» – на

  • аудиопрезентативные,
  • демонстрационные,
  • беседно-дискуссионные,
  • формы организации культурно-творческой деятельности,
  • формы отдыха и развлечения.

По признаку «стабильность  аудитории» – на

  • стабильные,
  • полустабильные,
  • нестабильные.

Наряду с этим существует и ряд других подходов к классификации форм. Встречается  их деление на формы 

  • культурного обслуживания
  • и культурной самодеятельности.

Классическая классификация  форм культурно-досуговой деятельности:

  1. Массовые
  2. Групповые
  3. Коллективные
  4. Индивидуальные.

Каждая форма культурно-досуговой  деятельности содержит в себе четыре основных компонента:

  1. содержание;
  2. композицию, или гармоничное расположение элементов содержания;
  3. масштабы и характер аудитории и ее расположение в пространстве;
  4. набор средств рационального и эмоционального воздействия.

В операционально-практическом плане вполне приемлемым является деление  форм на массовые, групповые, коллективные и индивидуальные. Совокупность массовых форм складывается при этом из таких форм, как

  • устно-презентивные (лекции, встречи, вечера вопросов и ответов);
  • художественно-публицистические (вечера, массовые представления);
  • художественно-зрелищные (концерты, спектакли, кинопоказы, видеодемонстрации, выставки, смотры, фестивали);
  • беседно-дискуссионные (обсуждения, диспуты, конференции);
  • обрядово-праздничные (обрядовые торжества, праздники, балы, карнавалы, массовые гуляния);
  • состязательно-игровые (массово-затейные программы, игровые конкурсы, турниры, олимпиады);
  • экскурсионно-туристические (экскурсии, походы, экспедиции и т.д.).

В состав базовых форм групповой  работы входят формы, наиболее часто  применяемые в салонах, гостиных, холлах, каминных, малых просмотровых залах, читальных залах, клубных кафе и т.д. К ним относятся беседы, телесмотрение, видеосмотрение, слушание музыки, встречи, обсуждения, игры, групповое любительское исполнительство.

К составу основных форм, применяемых в работе самодеятельных коллективов, можно отнести репетиции, заседания, тренировки, практикумы, консультации, экскурсии и др.

В группу базовых форм индивидуальной работы входят индивидуальные занятия  с педагогом, индивидуальные беседы и консультации, работа с книгой, слушание музыки, пользование компьютером и т.д.

Опыт показывает, что для  повышения эффективности культурно-просветительной  работы необходимо использовать не отдельные формы и даже не элементарные наборы форм, а научно обоснованную и логично выстроенную систему форм. Такая система позволяет лучше обеспечивать преемственность, последовательность, педагогическую эскалацию процесса культурного формирования личности. Важное значение в этом плане имеют оптимальные взаимосвязи между индивидуальной, групповой и массовой работой; между культурным обслуживанием и культурной самодеятельностью; между формами педагогической передачи культурной ценности и формами самостоятельного их освоения.

Массовые формы культурно-досуговой  деятельности—самые дорогостоящие: театрализованные праздники, зрелища, представления, обряды, торжественные реквиемы, праздники улиц, фестивали, конкурсы, слеты, дни традиций, недели памяти, слайд-спектакли, гала- концерты, занятия в народных университетах. Каждая из этих форм в отдельности, тем более цикл, способны нести огромный смысловой и эмоциональный заряд.

Массовые формы многофункциональны, носят комплексный характер с  точки зрения технологического процесса. Они могут видоизменяться, трансформироваться, обретать новое звучание, оттенки, определяемые происходящими переменами в общественной психологии, которая оказывает непосредственное влияние на их подготовку и проведение.

Массовые формы культурно-просветительной  работы, носящие активный преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосылка общественного творчества масс. Это позволяет на основе принципа социальной детерминации понять происходящие в сознании человека процессы. "В своем практическом выражении вопрос о детерминированности психологических явлений, — писал С.Л. Рубинштейн, — это вопрос об их управляемости, о возможности их направленного изменения в желательную для человека сторону. В этом основное значение, основной жизненный смысл вопроса о детерминации психологических явлений. Конкретно постичь детерминированность, закономерную обусловленность психических явлений — психической деятельности и психических свойств человека — это значит найти пути для их формирования, воспитания».

Прав А.В. Сасыхов, определивший признаки, которые характеризуют массовые формы:

  • содержание мероприятия, популярная или, напротив, "специальная" форма его раскрытия;
  • способ организации материала, жанр мероприятия; запланированный способ общения приглашенных, желаемая мера их активности;
  • организационно-материальные условия, имеющиеся помещения, аппаратура, численность и квалификация активистов и т:п.

Массовые формы  культурно-досуговой деятельности классифицируются по двум признакам: содержанию и драматургической организации материала.


К массовым формам культурно-досуговых мероприятий  относятся:

  • Праздники
  • Обряды
  • Фестивали
  • Конкурсы
  • Игровые программы
  • Дискотеки
  • Тематические вечера

и т.д.

ПРАЗДНИКИ. Праздники в жизни общества и личности всегда играли важную роль. Народу, в конце концов, праздники просто необходимы для демонстрации своего единства и сплоченности, ибо они наглядно и масштабно подтверждают, что у государства есть свои незыблемые ценности.

Технология  подготовки н проведения праздника  предусматривает прохождение трех этапов: создание предпраздничной ситуации в жизни социальной группы, коллектива, семьи н т.д., затем праздничной атмосферы (как результат деятельности в предпраздничный период) и, наконец, анализ, осмысление комплекса акций, действий, усилий в послепраздничный период. Но все трн этапа определяются единым "ядром" — событием, которое играет цементирующую роль. В этом же ключе выступал и Д.М. Генкин, считая, что "праздничная ситуация характеризуется, во-первых, причастностью к общему ощущению, к единой идее или цели; во-вторых, широким социальным общением, объединяющим людей, создающим огромные людские общности; в-третьих, возникающим в этих общностях коллективными эмоциями — своеобразным резонатором праздничного настроя"1. Многолетние наблюдения и практическая деятельность по подготовке и проведению праздников в учреждениях культуры позволяют сделать вывод о том, что успех в этом деле зависит от умения влиять на сознание и поведение аудитории на всей дистанции из трех этапов. Стремление добиться максимального смыслового и эмоционального воздействия может быть реализовано только тогда, когда специалисты в совершенстве овладеют психолого-педагогическим и организационно-методическим искусством создания условий стимулирования внутреннего настроя, готовности к совместным коллективным действиям активистов и участников в предпраздничный, праздничный н послепраздничный период. Арсенал разнообразных способов здесь чрезвычайно велик, но их использование эффективно только тогда, когда целеустремленно формируется широкий актив. В то же время нельзя недооценивать значение индивидуальных форм работы, у которых есть свои преимущества, и надо стремится к органическому сочетанию различных способов.

В целом, современные  праздники можно разделить на несколько категорий, таких как: народные, религиозные, светские, национальные, семейные, профессиональные и иные.

ОБРЯДЫ. Среди массовых форм культурно-досуговой деятельности наиболее ответственны по подготовке, сложны по своей структуре театрализованные праздники и обряды, поскольку участие в празднике или обряде может удовлетворить различные общественные, материальные и духовные потребности, побуждающие к деятельности. При этом специалистам необходимо знать историю возникновения и развития праздников, их специфические черты, присущие им в современном обществе. Поэтому прежде всего следует рассматривать праздник как массовое действие, организованное в ознаменование общественно- политического, трудового, семейного или личного события, отражающее настроение и отдельного человека, и широких масс и выражающееся как в символической и аллегорической формах, так и в праздничных шествиях, движении, народных гуляниях.

Информация о работе Виды культурно-досуговых мероприятий