Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:02, реферат
Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.
Введение………………………………. …………………………………………..3
Глава 1.Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв……………….4
Глава 2.Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв…………….10
Глава 3.Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв…………….13
Заключение…………………………………………………………….................18
Список использованной литературы…………………………………………...19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Альметьевский государственный нефтяной институт
Кафедра менеджмента
Контрольная работа
по курсу: «История мировой культуры»
на тему: «Византийская культура»
Альметьевск 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………. ……………………
Глава 1.Ранний этап в истории культуры
Византии IV - VII вв……………….4
Глава 2.Средний этап в истории культуры
Византии VII - IX вв…………….10
Глава 3.Поздний этап в истории культуры
Византии X - XV вв…………….13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.
Византийская империя возникла на рубеже двух эпох - крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке - в Византийской империи.
Культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.
В истории культуры Византии выделяют три этапа:
* ранний (IV - середина VII века);
* средний (VII - IX века);
* поздний (X - XV века).
В связи с общей тенденцией актуализации культурологической проблематики в современной науке, особый интерес представляет византийская культура. Понимание мировоззрения византийцев приобретает актуальность в процессе современного глобального осмысления мирового культурного наследия на рубеже XX - XXI веков.
Целью данной работы является анализ основных особенностей культуры Византии на различных этапах ее существования.
ГЛАВА 1. РАННИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ IV - VII вв.
Первые столетия существования
Византийского государства
Формирование неоплатонизма
совпадает с зарождением
Важнейшими темами богословских
дискуссий на раннем этапе развития
этой культуры были споры о природе
Христа и его месте в Троице,
о смысле человеческого существования,
месте человека во Вселенной и
о пределе его возможностей. В
этой связи можно выделить несколько
направлений богословской мысли
той эпохи:
* Арианство: Ариане считали, что Христос
- творение Бога-Отца, а потому он не единосущ
Богу-Отцу, не вечен и занимает подчиненное
место в структуре Троицы.
* Несторианство: Несториане полагали,
что божественное и человеческое начала
во Христе едины лишь относительно и никогда
не сливаются.
* Монофиситизм: Монофиситы выделяли прежде
всего божественную природу Христа и говорили
о Христе как богочеловеке.
* Халкедонитство: Халкедониты проповедовали
те идеи, которые впоследствии стали главенствующими:
единосущность Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность
и нераздельность божественного и человеческого
во Христе.
Основные христианские догматы, в частности Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).
Формирование христианства
как философско-религиозной
В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием. Каппа-Докийские мыслители Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин закладывают фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.
Расцвет византийского искусства раннего периода связан с укреплением могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это время воздвигаются великолепные дворцы и храмы.
Стиль византийской архитектуры
складывался постепенно, в нем
органично совмещались элементы
античного и восточного зодчества.
Главным архитектурным
Отныне здесь стали
проводить императорские
Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в Равенне - поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты.
Изображения на стенах главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории, земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора.
Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология мозаичного искусства известна еще с античности, но только в Византии стали впервые применять не естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так называемые смальты с тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко использовали золотой цвет. Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или сферической поверхности стен, а от этого только увеличивался золотой блеск неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее пространство, еще более сверкающему благодаря свету горящих в храме свечей. Мозаичисты Византии пользовались широким красочным спектром: от нежно-голубого, зеленого и ярко синего до бледно-лилового, розового и красного различных оттенков и степени интенсивности. Изображения на стенах главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории, земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора. Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале в городе Равенне (6 в.). На боковых нефах апсиды, по обеим сторонам от окон, расположены мозаики с изображением императорской четы - Юстиниана и его жены Феодоры со свитами.
Художник помещает персонажи
на нейтральном золотом фоне. Все
в этой сцене исполнено торжественного
величия. Обе мозаичные картины,
расположенные под фигурой
В живописи VI-VII вв. кристаллизуется
специфически византийский образ, очищенный
от инородных влияний. В основе его
лежит опыт мастеров Востока и
Запада, пришедших независимо друг
от друга к созданию нового искусства,
соответствующего спиритуалистическим
идеалам средневекового общества. В
этом искусстве появляются уже различные
направления и школы. Столичная
школа, например, отличалась великолепным
качеством исполнения, утонченным артистизмом,
живописностью и красочным
Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные колоннады, великолепную драгоценную утварь. Все это должно было, по замыслу церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и даровать ему отраду в повседневности реальной жизни.
В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре и живописи, определилась ведущая линия развития византийского искусства, отражающая становление средневекового миросозерцания. Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в формах художественного выражения. Вместе с тем и сюда проникали постепенно художественные традиции народов Востока. Здесь, хоть и в меньшей мере чем в Западной Европе, сыграло свою роль воздействие варварского мира.
Музыка занимала особое место в византийской цивилизации. Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не могло не сказаться на и на характере музыкальной культуры, которая представляла сложное и многоликое явление духовной жизни эпохи. В V-VII вв. происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус, включается в систему репрезентации государственной власти. Особый колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно-музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и в то же время, обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия, и включило ее в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее положение в средневековой Византии.
Система образования также
наследует греко-римские
* Квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия
и музыка.
В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли массовые зрелища. Правда, античный театр начинает клониться к упадку - античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаниями, пользующимися огромной популярностью.
Если подвести итог по первому
периоду существования
Культура ранней Византии
была городской культурой. Крупные
города империи, и в первую очередь
Константинополь, были не только центрами
ремесла и торговли, но и очагами
высочайшей культуры и образованности,
где сохранялось богатое
ГЛАВА 2. СРЕДНИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ VII - IX ВВ.
Важной составляющей второго этапа истории византийской культуры явилось противостояние иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.). Первое направление поддерживала правящая светская элита, а второе - ортодоксальное духовенство и многие слои населения. Иконоборцы, утверждая идею о неописуемости и непознаваемости божества, стремясь сохранить возвышенную духовность христианства, ратовали за отмену поклонения иконам и прочим изображениям Христа, Богородицы и святых, видя в этом превознесение плотского начала и пережитки Античности. А поэтому их требования сводились к нейтральным картинам, отвлеченным символам, орнаментальным и декоративным мотивам, пейзажам с изображениями животных и птиц. В результате стены храмов превратились, по образному выражению одного из современников, в "огороды и птичники". В период иконоборчества (726-843) была сделана попытка официального запрещения икон. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин (700-760). По его мнению, икона принципиально отличается от идола. Она является не копией или украшением, а иллюстрацией, отражающей природу и сущность божества.
На определенном этапе иконоборцы одержали верх, поэтому в византийском христианском искусстве некоторое время преобладали орнаментальные и декоративные отвлеченно-символические элементы. Однако борьба между сторонниками этих направлений велась чрезвычайно жестко, и в этом противостоянии погибли многие памятники раннего этапа византийской культуры, в частности первые мозаики собора Святой Софии Константинопольской. Но все-таки окончательную победу одержали сторонники иконопочитания.