Византийская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:02, реферат

Описание работы

Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

Содержание работы

Введение………………………………. …………………………………………..3
Глава 1.Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв……………….4
Глава 2.Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв…………….10
Глава 3.Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв…………….13
Заключение…………………………………………………………….................18
Список использованной литературы…………………………………………...19

Файлы: 1 файл

реферат по культурологии.docx

— 45.80 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по курсу: «История мировой культуры»

на тему: «Византийская культура»

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнил студент группы 41-81

                                                                   Ахметова А.Р.

                                                                   Проверил:  к.п.н.,    

                                                                   ст. преподаватель

                                                                  Данилова И.Ю.

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ: 

 

Введение………………………………. …………………………………………..3 
Глава 1.Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв……………….4 
Глава 2.Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв…………….10 
Глава 3.Поздний этап в истории культуры Византии  X - XV вв…………….13 
Заключение…………………………………………………………….................18 
Список использованной литературы…………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Византия - государство, которое  внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые  отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью  эстетического мышления, глубиной философской  мысли. По силе выразительности и  глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран  средневековой Европы.

Византийская империя  возникла на рубеже двух эпох - крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской  империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской  империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и  сама идея мировой монархии, а также  традиции античной образованности уцелели  только на Востоке - в Византийской империи.

Культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.

В истории культуры Византии выделяют три этапа:

* ранний (IV - середина VII века);

* средний (VII - IX века);

* поздний (X - XV века).

В связи с общей тенденцией актуализации культурологической проблематики в современной науке, особый интерес представляет византийская культура. Понимание мировоззрения византийцев приобретает  актуальность  в процессе современного глобального осмысления мирового культурного наследия на рубеже XX - XXI веков.

Целью данной работы является  анализ основных особенностей культуры Византии на различных этапах ее существования.

ГЛАВА 1. РАННИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ IV - VII вв.

 

Первые столетия существования  Византийского государства можно  рассматривать как важнейший  этап в формировании мировоззрения  византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и  принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия  неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников - Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий, Ареопагит.

Формирование неоплатонизма  совпадает с зарождением христианства, с разложением и упадком Риской империи. В целом для него характерен глубокий пессимизм, разочарование  в земной жизни, убеждение в испорченности  человеческой природы.

Важнейшими темами богословских дискуссий на раннем этапе развития этой культуры были споры о природе  Христа и его месте в Троице, о смысле человеческого существования, месте человека во Вселенной и  о пределе его возможностей. В  этой связи можно выделить несколько  направлений богословской мысли  той эпохи:  
* Арианство: Ариане считали, что Христос - творение Бога-Отца, а потому он не единосущ Богу-Отцу, не вечен и занимает подчиненное место в структуре Троицы.  
* Несторианство: Несториане полагали, что божественное и человеческое начала во Христе едины лишь относительно и никогда не сливаются.  
* Монофиситизм: Монофиситы выделяли прежде всего божественную природу Христа и говорили о Христе как богочеловеке.  
* Халкедонитство: Халкедониты проповедовали те идеи, которые впоследствии стали главенствующими: единосущность Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность и нераздельность божественного и человеческого во Христе.

Основные христианские догматы, в частности Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).

Формирование христианства как философско-религиозной системы  было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма. Догмат о троичности божества, один из центральных догматов христианского вероучения, - это, по существу переосмысленная триада неоплатоников. Однако христианство принципиально отлично от манихейского дуализма и неоплатоновского монизма. Само христианство являлось не только синкретическим религиозным учением, но и синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и то, что христианство не только боролось с античной философией, но и использовало ее в своих целях. На смену непримиримости христианства со всем что несло клеймо язычества, приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. В самом неоплатонизме образовалось два течения: одно - радикальное, настроенное против христианства, другое - более умеренное. Постепенно берут верх сторонники компромисса с христианством. Происходит процесс отталкивания, обособления и одновременно сближения, слияния неоплатонической философии и христианского богословия, который завершается поглощением неоплатонизма христианством.

В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием. Каппа-Докийские мыслители Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин закладывают фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.

Расцвет византийского искусства  раннего периода связан с укреплением  могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это время  воздвигаются великолепные дворцы и  храмы.

Стиль византийской архитектуры  складывался постепенно, в нем  органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением  был храм, так называемая базилика, назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение.

Отныне здесь стали  проводить императорские церемонии  и торжественные богослужения. Впервые  в нем была воплощена идея грандиозного центрического храма, на вершине  которого был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом. Храм, расположенный на самом высоком холме, далеко виден с Босфора.

Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия  в Равенне - поражает изысканностью  и элегантностью архитектурных  форм. Особую славу этому храму  принесли его знаменитые мозаики  не только церковного, но и светского  характера, в частности изображения  императора Юстиниана и императрицы  Феодоры и их свиты.

Изображения на стенах главным  образом рассказывали об основных событиях христианской истории, земной жизни  Иисуса Христа, прославляли власть императора.

Мировую славу приобрели  мозаики Византии. Технология мозаичного искусства известна еще с античности, но только в Византии стали впервые  применять не естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так называемые смальты с тончайшей  золотой поверхностью. Мастера широко использовали золотой цвет. Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или сферической поверхности стен, а от этого только увеличивался золотой блеск неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее пространство, еще более сверкающему благодаря свету горящих в храме свечей. Мозаичисты Византии пользовались широким красочным спектром: от нежно-голубого, зеленого и ярко синего до бледно-лилового, розового и красного различных оттенков и степени интенсивности. Изображения на стенах главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории, земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора. Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале в городе Равенне (6 в.). На боковых нефах апсиды, по обеим сторонам от окон, расположены мозаики с изображением императорской четы - Юстиниана и его жены Феодоры со свитами.

Художник помещает персонажи  на нейтральном золотом фоне. Все  в этой сцене исполнено торжественного величия. Обе мозаичные картины, расположенные под фигурой восседающего Христа, внушают зрителю мысль  о незыблемости византийского императора.

В живописи VI-VII вв. кристаллизуется  специфически византийский образ, очищенный  от инородных влияний. В основе его  лежит опыт мастеров Востока и  Запада, пришедших независимо друг от друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим  идеалам средневекового общества. В  этом искусстве появляются уже различные  направления и школы. Столичная  школа, например, отличалась великолепным качеством исполнения, утонченным артистизмом, живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и переливчатостью  цветов. Одним из самых совершенных произведений этой школы были мозаики в куполе церкви Успения в Никее.

Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные колоннады, великолепную драгоценную утварь. Все это должно было, по замыслу церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и даровать ему отраду в повседневности реальной жизни.

В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре  и живописи, определилась ведущая  линия развития византийского искусства, отражающая становление средневекового миросозерцания. Живучесть античных традиций здесь проявлялась как  в образах, так и в формах художественного  выражения. Вместе с тем и сюда проникали постепенно художественные традиции народов Востока. Здесь, хоть и в меньшей мере чем в Западной Европе, сыграло свою роль воздействие варварского мира.

Музыка занимала особое место  в византийской цивилизации. Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не могло не сказаться на и на характере музыкальной культуры, которая представляла сложное и многоликое явление духовной жизни эпохи. В V-VII вв. происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус, включается в систему репрезентации государственной власти. Особый колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно-музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и в то же время, обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия, и включило ее в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее положение в средневековой Византии.

Система образования также  наследует греко-римские традиции, основываясь на принципе (семи свободных  искусств. Два уровня образования: * Тривиум - грамматика, риторика и диалектика.  
* Квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли массовые зрелища. Правда, античный театр  начинает клониться к упадку - античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаниями, пользующимися  огромной популярностью.

Если подвести итог по первому  периоду существования Византии, то можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности  византийской культуры. Прежде всего, к ним следует отнести то, что византийская культура была открыта другим культурным влияниям, получаемым извне. Но постепенно уже в ранний период они синтезировались главной, ведущей греко-римской культурой.

Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные  города империи, и в первую очередь  Константинополь, были не только центрами ремесла и торговли, но и очагами  высочайшей культуры и образованности, где сохранялось богатое наследие античности.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СРЕДНИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ VII - IX ВВ.

 

Важной составляющей второго  этапа истории византийской культуры явилось противостояние иконоборцев  и иконопочитателей (726-843 гг.). Первое направление поддерживала правящая светская элита, а второе - ортодоксальное духовенство и многие слои населения. Иконоборцы, утверждая идею о неописуемости и непознаваемости божества, стремясь сохранить возвышенную духовность христианства, ратовали за отмену поклонения иконам и прочим изображениям Христа, Богородицы и святых, видя в этом превознесение плотского начала и пережитки Античности. А поэтому их требования сводились к нейтральным картинам, отвлеченным символам, орнаментальным и декоративным мотивам, пейзажам с изображениями животных и птиц. В результате стены храмов превратились, по образному выражению одного из современников, в "огороды и птичники". В период иконоборчества (726-843) была сделана попытка официального запрещения икон. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин (700-760). По его мнению, икона принципиально отличается от идола. Она является не копией или украшением, а иллюстрацией, отражающей природу и сущность божества.

На определенном этапе  иконоборцы одержали верх, поэтому  в византийском христианском искусстве  некоторое время преобладали  орнаментальные и декоративные отвлеченно-символические  элементы. Однако борьба между сторонниками этих направлений велась чрезвычайно  жестко, и в этом противостоянии погибли многие памятники раннего  этапа византийской культуры, в частности  первые мозаики собора Святой Софии  Константинопольской. Но все-таки окончательную  победу одержали сторонники иконопочитания.

Информация о работе Византийская культура