Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:54, реферат
Византи́йская импе́рия, Византи́я, Восточная Римская империя (395—1453) — государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Менее чем через восемьдесят лет после раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья.
Название «Византийская» Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения, оно происходит от первоначального названия Константинополя — Виза́нтий, куда римский император Константин I перенес в 330 году столицу Римской империи, официально переименовав город в «Новый Рим».
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Уфимский государственный нефтяной технический университет
Отчет принят :
Оценка : _____________
Преподаватель кафедры КИиК
Самостоятельная работа студента
Тема: «Византия»
Выполнил студент гр. ГФ-12-01
Крутов И.С.
Византи́йская импе́рия, Византи́я, Восточная Римская империя (395—1453) — государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Менее чем через восемьдесят лет после раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья.
Название
«Византийская» Восточная Римская
империя получила в трудах западноевропейских
историков уже после своего падения,
оно происходит от первоначального
названия Константинополя —
Виза́нтий, куда римский император Константин I перенес
в 330 году столицу Римской империи, официально
переименовав город в «Новый Рим».
Сами византийцы называли себя римлянами —
по-гречески «ромеями», а свою державу —
«Римской („Ромейской“) империей» (или
кратко «Романией»). Западные
источники на протяжении большей части
византийской истории именовали её «империей
греков» из-за преобладания в ней греческого языка, эллинизированного насел
Бессменной столицей и цивилизационным
центром Византийской империи был
Константинополь, один из крупнейших
городов средневекового мира. Наибольшие
владения империя контролировала при
императоре Юстиниане I (527—565), вернув себе на
несколько десятилетий значительную часть
прибрежных территорий бывших западных
провинций Рима и положение самой
могущественной средиземноморской державы.
В дальнейшем, под натиском многочисленных
врагов государство постепенно утрачивало
земли. После славянских, лангобардски
Этнический состав
населения Византийской империи,
особенно на первом этапе её истории, был
крайне пёстрым: греки, италийцы, сирийцы, копты, армяне, евреи,
Длительное
время сохранялась прежняя
Византия имела важное значение в развитии культуры России. Но влияние культуры Византии на Русь имело и свою оборотную сторону. Во-первых, ранний перевод богослужебных книг на славянский язык монахами Кириллом и Мефодием в IX веке сделал необязательным изучение греческого языка, затруднив тем самым активное восприятие и творческую переработку античной культуры. Во-вторых, незнание латинского языка, языка богословия и науки ограничивало для русских возможность до конца XVIII века пользоваться культурными ценностями Западной Европы.
Русь постоянно
соприкасалась с
В Византии была сильна языческая струя - идея обожествления императора, хотя формально император считался наместником Бога на земле.
С VIII века православная церковь во главе с патриархом попала в полную зависимость от императора. Это означало полное поражение православной церкви и установление цезаропатизма - неограниченной власти главы государства над церковью, т.е. соединение государственной (светской) и церковной (духовной) власти в одних руках.
В отличие от католиков православный человек убеждён в действенности только духовности. Отсюда католика интересует лишь внешняя деятельность (в том числе торговая, промышленная и т.д.). Православного человека интересуют прежде всего духовные мотивы деятельности, внутренняя чистота помыслов, честность, совестливость.
Соответственно, главный образ в католичестве - распятие. Распятие - это вполне земная форма расправы - казни, в которой ничего таинственного нет. Распятие на кресте - казнь, широко практиковавшаяся в Древнем Риме.
В православии главный образ - Спас Нерукотворный. В основе этого образа лежит легенда, согласно которой Иисус Христос при восхождении на Голгофу вытер полотенцем лицо, на котором запечатлелся его образ.
Во всей этой идеи лежит что-то таинственное, потустороннее, проявление Христа - Бога, а не человека. Поэтому у католиков главный праздник - Рождество, тоже вполне земное событие, а у православных - Пасха, с которым связано таинственное и необыкновенное явление, не укладывающееся в обычную логику: Воскресение Христа из мёртвых. Таким же праздником у православных является праздник Пятидесятницы - второй день Троицы. Этот праздник связан со сказанием о нисхождении Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после воскресения Христа. Согласно сказанию на пятидесятый день во время собрания апостолов с неба на них сошли огненные языки, и апостолы заговорили на разных языках, которым раньше не обучались. Согласно сказанию, апостолам был дан приказ распространять христову веру среди разных народов на разных языках.
Но главная
противоположность
В католичестве поведение человека определяет убеждение, что греховность - часть природы человека. Безгрешным считается только папа римский. Однако для католичества характерно снисходительное отношение к грехам человека. Искупить грехи можно своей деятельностью на благо общества (помощь бедным, больным). Большая роль в спасении человека отводится церкви. Католическая церковь проявляет снисхождение к исполнению религиозных ритуалов, а также к поведению людей. Отсюда право папы римского на отпущение грехов и продажу индульгенций (специальных грамот на отпущение грехов). Идеал католика - стремление выразить себя в практической жизни, сделать окружающий мир более упорядоченным, комфортабельным, приятным для жизни. Если человек при жизни мало совершал благотворительных поступков, то после смерти прежде, чем попасть в рай, он должен пройти через чистилище. Чистилище - чисто католическое изобретение, среднее звено между раем и адом, между добром и злом, между святостью и грехом.
К греховной деятельности католики относили предпринимательство, ростовщичество. Хотя библия запрещает давать деньги под процент, вместе с тем католики признавали эту деятельность полезной. Люди, связанные с такой деятельностью, должны пройти чистилище. Для католиков вообще характерен компромисс между идеалом и повседневной действительностью. В противоположность католичеству православие считает, что жертва Христа, имеющая целью искупить человеческие грехи, создала предпосылку для преодоления в своей душе греховности человечества. Поэтому православие требует от верующих не просто соблюдения религиозных ритуалов и благотворительности, но и высшего морального совершенства. Отсюда - строгость православия в соблюдении постов и непримиримость к людским слабостям. У православных каждое деяние требует моральной оценки, выносится на моральный суд. Всякое представление о чистилище отсутствует. Мир чётко поделён на рай и ад, на доброе и злое, божественное и дьявольское.
Поэтому православный человек должен выразить себя не во внешней деятельности, не в преобразовании внешнего мира, а в его одухотворении. Православный человек смысл жизни видел в духовном подвиге. Крайне мистические направления православия (например, исихазм) вообще исключали какую-либо внешнюю деятельность и видели смысл только в постоянной молитве и непрекращающемся общении с Богом, которое сопровождается постоянными видениями Святой Троицы.
Главное в православии — покаяние, а не замаливание грехов добрыми делами или деньгами, как в католичестве. Покаяние требует целостного преобразования человека, его полного очищения от всяческой скверны, что сопровождается потрясением всего духовного мира человека, его полного обновления.
Если для католицизма были важны каноны, то в византийско-православном варианте канон превратился в канон-символ, для которого была характерна не только внешняя форма, но и выражение внутреннего, глубинного смысла религиозного догмата. Поэтому для византийско-православного канона в первую очередь был важен принцип духовности. Этому принципу были подчинены и обратная перспектива и плоскостное построение образа, и условная композиция в иконописи.
Православный религиозный канон сложился исторически.
Перед богословами православия встал вопрос: допустимо ли изображение Бога в храме. Ведь любое изображение Бога возможно лишь в чувственных формах, в формах реального мира. Художник, изображая Бога, низводит его до уровня чувственно воспринимаемой реальности. Но Бог есть высший дух, к которому неприложимы земные мерки.
Стремление к решению этой проблемы привело в VIII-IX веках в Византии к драматическому столкновению двух религиозно-политических партий: иконоборцев и иконопоклонников.
Иконоборцы утверждали, что изображение Бога на иконах является возрождением идолопоклонства, что иконы отражают только человеческую природу Христа и не способны выразить его божественную сущность. Поэтому возможно только символическое изображение Бога на иконах.
Противостояние
иконоборцев и иконопочитателей
завершилось победой
Иконопочитатели опирались на догму об Иисусе Христе - Богочеловеке, соединяющего в себе человеческую и божественную природу. Поскольку Христос является божеством, воплотившемся в человеке, постольку он обладает всеми качествами человека, в том числе и телесными, поэтому возможно и даже необходимо изображение Христа на иконах.
Вместе с тем иконопочитатели не отказались от символического изображения Христа и библейских персонажей.
Во-первых, православие,
в отличие от католицизма, отвергло
пластическое изображение Христа и
библейских персонажей. Допускалось
только необъёмное плоскостное изображение
в мозаичных и фресковых роспис
Во-вторых, в православном культовом искусстве возникло противоречие между тенденцией к условности, схематизации, деформации реальности и тенденцией к художественно правдивому изображению реальных явлений, образов и событий.
Первая тенденция определялась религиозным содержанием культового искусства, которое было подчинено церковно-богословским канонам православия.
Православное культовое искусство призвано было передавать не только телесную внешность Христа, Богоматери, святых, но его главной задачей являлось постижение и выражение их божественной потусторонней сущности.
Православные
богословы постоянно
Поэтому православная церковь в Византии подчинила всю деятельность художника своему контролю, установкам канона. Церковный канон требовал создания стереотипной, догматизированной системы изображений трансцендентного мира и выработки у верующих стереотипных религиозных образов. Такая система легко воспроизводилась,как только верующий видел знакомые культовые изображения, и это вызывало интенсивные религиозные переживания. Поэтому, с церковной точки зрения, каноны необходимы культовому искусству.