Византия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:54, реферат

Описание работы

Византи́йская импе́рия, Византи́я, Восточная Римская империя (395—1453) — государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Менее чем через восемьдесят лет после раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья.
Название «Византийская» Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения, оно происходит от первоначального названия Константинополя — Виза́нтий, куда римский император Константин I перенес в 330 году столицу Римской империи, официально переименовав город в «Новый Рим».

Файлы: 1 файл

Византия.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Уфимский государственный  нефтяной технический университет

 

 

 

 

                               Отчет принят :

                                                Оценка : _____________

                                                            Преподаватель кафедры КИиК

                                                                  _________________________(ФИО)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа студента

Тема: «Византия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент гр. ГФ-12-01

Крутов И.С.

 

 

 

 

 

 

 

Византи́йская импе́рия, Византи́я, Восточная Римская империя (395—1453) — государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Менее чем через восемьдесят лет после раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья.

Название  «Византийская» Восточная Римская  империя получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения, оно происходит от первоначального  названия Константинополя — Виза́нтий, куда римский император Константин I перенес в 330 году столицу Римской империи, официально переименовав город в «Новый Рим». Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «Римской („Ромейской“) империей» (или кратко «Романией»). Западные источники на протяжении большей части византийской истории именовали её «империей греков» из-за преобладания в ней греческого языка, эллинизированного населения и культуры. В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу — Царьградом.

Бессменной столицей и цивилизационным  центром Византийской империи был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. Наибольшие владения империя контролировала при императоре Юстиниане I (527—565), вернув себе на несколько десятилетий значительную часть прибрежных территорий бывших западных провинций Рима и положение самой могущественной средиземноморской державы. В дальнейшем, под натиском многочисленных врагов государство постепенно утрачивало земли. После славянских, лангобардских, вестготских и арабских завоеваний, империя занимала лишь территорию Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX—XI веках сменилось серьёзными потерями в конце XI века, во время нашествия Сельджуков, и поражения при Манцикерте, усилением при первых Комнинах, после распада страны под ударами крестоносцев, взявших Константинополь в 1204 году, очередным усилением при Иоанне Ватаце, восстановлением империи Михаилом Палеологом, и, наконец, окончательной гибелью в середине XV века под натиском турок-осман.

 Этнический состав  населения Византийской империи, особенно на первом этапе её истории, был крайне пёстрым: греки, италийцы, сирийцы, копты, армяне, евреи, эллинизированные малоазийские племена, фракийцы, иллирийцы, даки, южные славяне. С сокращением территории Византии (начиная с конца VI века) часть народов осталась вне её пределов — в то же время сюда вторгались и расселялись новые народы (готы в IV—V веках, славяне в VI—VII веках, арабы в VII—IX веках, печенеги, половцы в XI—XIII веках и др.). В VI—XI веках в состав населения Византии входили этнические группы, из которых в дальнейшем сформировалась итальянская народность. Преобладающую роль в экономике, политической жизни и культуре Византии на западе страны играло греческое население, а на востоке армянское население. Государственный язык Византии в IV—VI веках — латинский, с VII века до конца существования империи — греческий. Византийская Империя состояла из двух префектур — Восток и Иллирик, во главе каждой из которых стояли префекты: префект претории Востока и префект претории Иллирика. В отдельную единицу был выделен Константинополь во главе с префектом города Константинополя.

Длительное  время сохранялась прежняя система  государственного и финансового  управления. Но с конца VI века начинаются существенные изменения. Реформы связаны в основном с обороной (административное деление на фемы вместо экзархатов) и преимущественно греческой культурой страны (введение должностей логофета, стратега, друнгария и т. д.). С X века широко распространяются феодальные принципы управления, этот процесс привёл к утверждению на троне представителей феодальной аристократии. До самого конца империи не прекращаются многочисленные мятежи и борьба за императорский трон.

 

Византия имела  важное значение в развитии культуры России. Но влияние культуры Византии на Русь имело и свою оборотную сторону. Во-первых, ранний перевод богослужебных книг на славянский язык монахами Кириллом и Мефодием в IX веке сделал необязательным изучение греческого языка, затруднив тем самым активное восприятие и творческую переработку античной культуры. Во-вторых, незнание латинского языка, языка богословия и науки ограничивало для русских возможность до конца XVIII века пользоваться культурными ценностями Западной Европы.

Русь постоянно  соприкасалась с опустошительными набегами степных кочевников. Всё  это тормозило внутреннее развитие Руси, задерживало исторический прогресс.

В Византии была сильна языческая струя - идея обожествления императора, хотя формально император считался наместником Бога на земле.

С VIII века православная церковь во главе с патриархом попала в полную зависимость от императора. Это означало полное поражение православной церкви и установление цезаропатизма - неограниченной власти главы государства над церковью, т.е. соединение государственной (светской) и церковной (духовной) власти в одних руках.

В отличие от католиков православный человек  убеждён в действенности только духовности. Отсюда католика интересует лишь внешняя деятельность (в том числе торговая, промышленная и т.д.). Православного человека интересуют прежде всего духовные мотивы деятельности, внутренняя чистота помыслов, честность, совестливость.

Соответственно, главный образ в католичестве - распятие. Распятие - это вполне земная форма расправы - казни, в которой ничего таинственного нет. Распятие на кресте - казнь, широко практиковавшаяся в Древнем Риме.

В православии  главный образ - Спас Нерукотворный. В основе этого образа лежит легенда, согласно которой Иисус Христос при восхождении на Голгофу вытер полотенцем лицо, на котором запечатлелся его образ.

Во всей этой идеи лежит что-то таинственное, потустороннее, проявление Христа - Бога, а не человека. Поэтому у католиков главный  праздник - Рождество, тоже вполне земное событие, а у православных - Пасха, с которым связано таинственное и необыкновенное явление, не укладывающееся в обычную логику: Воскресение Христа из мёртвых. Таким же праздником у православных является праздник Пятидесятницы - второй день Троицы. Этот праздник связан со сказанием о нисхождении Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после воскресения Христа. Согласно сказанию на пятидесятый день во время собрания апостолов с неба на них сошли огненные языки, и апостолы заговорили на разных языках, которым раньше не обучались. Согласно сказанию, апостолам был дан приказ распространять христову веру среди разных народов на разных языках.

Но главная  противоположность католического  и православного мировоззрения  состоит в различных ценностных ориентациях.

В католичестве поведение человека определяет убеждение, что греховность - часть природы  человека. Безгрешным считается только папа римский. Однако для католичества характерно снисходительное отношение  к грехам человека. Искупить грехи можно своей деятельностью на благо общества (помощь бедным, больным). Большая роль в спасении человека отводится церкви. Католическая церковь проявляет снисхождение к исполнению религиозных ритуалов, а также к поведению людей. Отсюда право папы римского на отпущение грехов и продажу индульгенций (специальных грамот на отпущение грехов). Идеал католика - стремление выразить себя в практической жизни, сделать окружающий мир более упорядоченным, комфортабельным, приятным для жизни. Если человек при жизни мало совершал благотворительных поступков, то после смерти прежде, чем попасть в рай, он должен пройти через чистилище. Чистилище - чисто католическое изобретение, среднее звено между раем и адом, между добром и злом, между святостью и грехом.

К греховной деятельности католики относили предпринимательство, ростовщичество. Хотя библия запрещает давать деньги под процент, вместе с тем католики признавали эту деятельность полезной. Люди, связанные с такой деятельностью, должны пройти чистилище. Для католиков вообще характерен компромисс между идеалом и повседневной действительностью. В противоположность католичеству православие считает, что жертва Христа, имеющая целью искупить человеческие грехи, создала предпосылку для преодоления в своей душе греховности человечества. Поэтому православие требует от верующих не просто соблюдения религиозных ритуалов и благотворительности, но и высшего морального совершенства. Отсюда - строгость православия в соблюдении постов и непримиримость к людским слабостям. У православных каждое деяние требует моральной оценки, выносится на моральный суд. Всякое представление о чистилище отсутствует. Мир чётко поделён на рай и ад, на доброе и злое, божественное и дьявольское.

Поэтому православный человек должен выразить себя не во внешней деятельности, не в преобразовании внешнего мира, а в его одухотворении. Православный человек смысл жизни видел в духовном подвиге. Крайне мистические направления православия (например, исихазм) вообще исключали какую-либо внешнюю деятельность и видели смысл только в постоянной молитве и непрекращающемся общении с Богом, которое сопровождается постоянными видениями Святой Троицы.

Главное в православии  — покаяние, а не замаливание  грехов добрыми делами или деньгами, как в католичестве. Покаяние требует целостного преобразования человека, его полного очищения от всяческой скверны, что сопровождается потрясением всего духовного мира человека, его полного обновления.

Если для  католицизма были важны каноны, то в византийско-православном варианте канон превратился в канон-символ, для которого была характерна не только внешняя форма, но и выражение внутреннего, глубинного смысла религиозного догмата. Поэтому для византийско-православного канона в первую очередь был важен принцип духовности. Этому принципу были подчинены и обратная перспектива и плоскостное построение образа, и условная композиция в иконописи.

Православный  религиозный канон сложился исторически.

Перед богословами  православия встал вопрос: допустимо  ли изображение Бога в храме. Ведь любое изображение Бога возможно лишь в чувственных формах, в формах реального мира. Художник, изображая Бога, низводит его до уровня чувственно воспринимаемой реальности. Но Бог есть высший дух, к которому неприложимы земные мерки.

Стремление  к решению этой проблемы привело в VIII-IX веках в Византии к драматическому столкновению двух религиозно-политических партий: иконоборцев и иконопоклонников.

Иконоборцы  утверждали, что изображение Бога на иконах является возрождением идолопоклонства, что иконы отражают только человеческую природу Христа и не способны выразить его божественную сущность. Поэтому возможно только символическое изображение Бога на иконах.

Противостояние  иконоборцев и иконопочитателей завершилось победой иконопочитателей. Эта победа отчасти объяснялась тем, что православная церковь нуждалась в изображении Христа для усиления эмоционально-психологического и идейного воздействия на верующих.

Иконопочитатели опирались на догму об Иисусе Христе - Богочеловеке, соединяющего в себе человеческую и божественную природу. Поскольку Христос является божеством, воплотившемся в человеке, постольку он обладает всеми качествами человека, в том числе и телесными, поэтому возможно и даже необходимо изображение Христа на иконах.

Вместе с  тем иконопочитатели не отказались от символического изображения Христа и библейских персонажей.

Во-первых, православие, в отличие от католицизма, отвергло пластическое изображение Христа и  библейских персонажей. Допускалось  только необъёмное плоскостное изображение  в мозаичных и фресковых росписях, а также в иконописи.

Во-вторых, в  православном культовом искусстве  возникло противоречие между тенденцией к условности, схематизации, деформации реальности и тенденцией к художественно  правдивому изображению реальных явлений, образов и событий.

Первая тенденция определялась религиозным содержанием культового искусства, которое было подчинено церковно-богословским канонам православия.

Православное  культовое искусство призвано было передавать не только телесную внешность  Христа, Богоматери, святых, но его главной задачей являлось постижение и выражение их божественной потусторонней сущности.

Православные  богословы постоянно утверждали, что смысл иконы или церковной  фрески состоит не в воспроизведении  окружающего материального мира, а в выходе за его пределы в мир иной, потусторонний, горний, т.е. сверхчувствительный

Поэтому православная церковь в Византии подчинила всю деятельность художника своему контролю, установкам канона. Церковный канон требовал создания стереотипной, догматизированной системы изображений трансцендентного мира и выработки у верующих стереотипных религиозных образов. Такая система легко воспроизводилась,как только верующий видел знакомые культовые изображения, и это вызывало интенсивные религиозные переживания. Поэтому, с церковной точки зрения, каноны необходимы культовому искусству.

Информация о работе Византия