Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:41, контрольная работа
Первый этап (от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до н.э.), как правило, определялся как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики. Потребность в новом типе знания (а, значит, и философствования) вызвана, прежде всего, существенным изменением общественных отношений. Вследствие этого в Афинах, стоявших в авангарде развития античного мира, появляется новый тип мыслителей (софисты), которые обращают внимание на проблематику, говоря сегодняшним языком, именно политической жизни гражданина греческого полиса.
Второй этап - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до н.э. - определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Этот период является также вершиной развития греческой рабовладельческой демократии.
1. Введение……………………………………………………………………….. 3
2. Кто такие софисты……………………………………………………………...7
3. Вклад софистов в культуру……………………………………………………9
4. Критика софистов………………………………………………………..........11
5. Заключение……………………………………………………………...……..14
6. Список используемой литературы…………
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Кто такие софисты…………………………………
3. Вклад софистов в культуру……………………………………………………9
4. Критика софистов……………………………………
5. Заключение……………………………………………………
6. Список используемой
литературы…………………………………………...
Введение
Античная философия.
Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
Определенные философские
элементы, естественно, появлялись и
до возникновения философии как
таковой. Им, однако, нельзя приписывать
методологическую последовательность,
характерную для греческой
В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа.
Первый этап (от формирования
собственно греческого философского мышления
до перелома V - IV вв. до н.э.), как правило,
определялся как
Второй этап - приблизительно
с половины V в. и существенная часть
IV в. до н.э. - определяется как классический.
Он характеризуется влиянием и деятельностью
Сократа, Платона и Аристотеля. Этот
период является также вершиной развития
греческой рабовладельческой
С установлением гегемонии
Македонии и с упадком
Начало четвертого, заключительного этапа в развитии античной философии (I в. до н.э. - V - VI вв. н.э.) приходится на период, когда решающей силой античного мира становится Рим. Во многом он связан с греческой культурой, а в философии является скорее хранителем наследия греческой философской мысли, чем его продолжателем в собственном смысле слова. В этот период формируются начала христианской философии, которая уже выходит за рамки тогдашней философской атмосферы.
Вершина развития античной
греческой философии приходится
приблизительно на время от второй
половины V до конца IV в. до н.э. Этот период
наибольшего расцвета классической
греческой рабовладельческой
Потребности в широком
образовании свободных граждан
удовлетворялись деятельностью
первых профессиональных учителей по
общему образованию. Они учили не
только риторике, политике и судопроизводству,
но и всем другим областям и ответвлениям
знаний, которые человек мог
Софисты - создатели античной риторики.
Гегель говорил о том, что истинное свободное мышление стало возможным лишь в Греции. Поскольку территория Древней Греции представляла собой островки поселений, отгороженных друг от друга лишь невысокими горами и объединяемых общим выходом к морю, то это, с одной стороны, одновременно делало возможным развитие относительно локализованных общественных и культурных отношений, которые отличали данные поселения друг от друга. Некая културно-географическая неоднородность совокупности государств-полисов приводила к тому, что они жили между собой в постоянном соперничестве. Соперничество приобретало не только характер войн, но велось также в экономической, политической, культурной сферах.
В качестве важнейшей предпосылки
формирования греческой философии
как становления свободного духа
древних греков является выработанная
ими такая форма политического
правления, как демократия, которую
Гегель оценивал как художественное
произведение в политике. Это была
форма эгалитарной демократии лишь
по отношению к меньшинству
И, тем не менее, особенности
политического устройства Древней
Греции привели к активной политической
и культурной жизни, к элементам
демократии и публичности в принятии
решений, что часто проявлялось
в виде открытых споров и дискуссий.
Философия принимает диалоговую
форму, основанную на столкновении разных
точек зрения. А это, в свою очередь,
дает начало, с одной стороны, доказательному
типу мышления, основанному на разработке
разнообразных приемов и типов
доказательств, что позже связывается
с такой философской
Появляются первые профессиональные
учителя по общему образованию. Их называли
«софисты» (от греч. sophists - искусник, мудрец,
лжемудрец). Они учили всем областям
знаний, которые человек мог
Актуальность темы: Риторика зародилась в демократическом государстве. Ее развитие тесно связано с развитием самого общества: любые назревающие проблемы и перемены требуют искусства красноречия, чтобы донести до граждан необходимость этих перемен или предостеречь от них. В России в развитие риторики большой вклад внес М.В. Ломоносов. Но только в демократическом обществе возможна так называемая свобода слова. Депутаты Государственной Думы соревнуются в ораторском искусстве, переходя иногда от слов к рукоприкладству (наверное, для пущей убедительности). А вот с делом слова чаще всего расходятся. Но ведь в этом и есть суть софистики.
Кто такие софисты
В Древней Греции мыслители
посвящали жизнь исканию истины
ради нее самой, замыкаясь в тесном
кругу друзей, которых объединяли
духовные интересы. В спорах они
делились своими идеями, отстаивали свои
позиции, не искали публичного признания,
не создавали аудитории
Если слово «философия» происходило от двух греческих слов «филос» - любовь и «софос» - мудрость, а занимающиеся философией называли себя всего лишь любителями мудрости, то софисты откровенно провозгласили себя мудрецами.
В первоначальном смысле слово «софисте» означало «мастер, знаток». Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености. Таким почитали Солона и Пифагора, а также знаменитых «семь мудрецов». Но в дальнейшем это название стало присуще исключительно тем, кто мог продемонстрировать свою мудрость в речи, правдоподобном доказательстве.
Софисты - эти «учителя мудрости»
- сосредоточили свое внимание на социальных
вопросах, на человеке и на проблемах
коммуникации, обучая ораторскому искусству
и политической деятельности, а также
конкретно-научным и
Итак, софисты стали практиками и теоретиками риторики. В центре их внимания было слово. Их не интересовало содержание предмета, логика. Главное - это не логически доказать, а убедить, или переубедить собеседника. А для этого все средства хороши. Таких средств было много. И, прежде всего, - это слово. В. И. Курбатов. История философии. Конспект. Изд. «Феникс», 1997, 448 с.
Слово, язык - имеют природу, отличную от мышления. Слово изреченное всегда отличалось от слова задуманного. Ибо мысль, будучи выраженной в слове, сразу становится подчиненной языку.
Кроме использования различных
аспектов языка, софисты «грешили»
еще и против логики. Вернее, они
нарушали законы мышления, которые
впоследствии стали аксиомами логики.
Они зачастую в угоду цели частное
выдавали за общее, случайное за необходимое,
внешнее за внутреннее. На этом и
были основаны их софизмы, образцы правдоподобных
рассуждений, в которых из истинных
предпосылок делался
- Вор приобретает лишь хорошие вещи, - говорит софист.
- Приобретать хорошие вещи, значит, делать благо.
- Значит, - заключает он, - вор делает благо.
Или другой софизм, под названием «Лекарство».
- Употреблять лекарства - это благо, - утверждает софист, и многие с ним в этом согласятся.
- Нужно как можно больше делать блага, - продолжает он.
- Значит, нужно как можно больше употреблять лекарств.
Когда софиста ловят на лжи, то он, изворачиваясь, говорит:
- Говорить ложь, значит, говорить то, чего нет.
- Говорить то, чего нет, невозможно.
- Значит, я не лгу, да и никто не лжет.
Софистам была присуща
своя доказательность и
Расцвет деятельности софистов падает на период Пелопоннесской войны (431 - 404 до н.э.). Во время жизни Аристотеля софистика уже приходит в упадок. К наиболее видным представителям так называемых старших софистов принадлежит Горгий, Протагор, Гиппий, Продик и Антифонт.
Вклад софистов в культуру
Наиболее полно суть воззрений
софистов выразил Протагор (ок. 480 - ок.
410 до н.э.). Ему принадлежит знаменитое
положение: «Человек есть мера всех вещей:
существующих, что они существуют,
и несуществующих, что они не существуют».
Он говорил об относительности всякого
знания, доказывая, что каждому утверждению
может быть с равным основанием противопоставлено
противоречащее ему утверждение. Заметим,
что Протагор написал законы, определявшие
демократический образ
Диалектика как определенный вид философского мышления впервые в яркой форме является у Гераклита, затем у элеатов, у Горгия (483 - 375 до н.э.) же она имеет скорее характер отрицательный, только как средство доказательства или опровержения, и притом лишена систематичности. Так, Горгий, выводя из общих понятий их конкретные определения и указывая на противоречия этих определений, приходит к доказательству несостоятельности самого общего понятия. В своем труде «О природе» Горгий доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Мы считали, к примеру, человека хорошим, но когда мы говорим о нем, то он, возможно, уже сделал нечто плохое или даже очень плохое: ведь все быстро меняется! Если тебя спрашивают о чем-либо, вернее будет молчать и лишь указывать пальцем на то, о чем спрашивают: тут не ошибешься. Аристотель писал: «Горгий правильно говорит, что серьезность противников следует убивать шуткой, шутку же - серьезностью». Антология мировой философии в 4-х т. М., 1969. Т.1, с.318.